Защитник Балкан

†12 мая 1671 года, 340 лет назад преставился ко Господу свт. Василий Острожский, чудотворец

0
210
Время на чтение 7 минут

Несколько раз доводилось мне бывать на Балканах. Но особенную радость испытала я, приехав после Пасхи Господней в Черногорию в Острожский монастырь на празднество самого почитаемого у южных славян свт. Василия Острожского. Со всех концов бывшей Югославии, из Болгарии, Румынии, Польши, Греции едут в этот день тысячи людей к великому чудотворцу.

Много было паломников из России. Я узнала, что сотни наших православных детишек исцелились на горе Острог у мощей свт. Василия. Он очень любил детей. Говорил в своих проповедях о том, как важно обрести веру в детстве, впитать с молоком матери. Ощущать, что Православие необходимо тебе как воздух. Это с раннего детства ощутил на себе он сам, Стоян Йованович, будущий митрополит Василий Острожский.

Стоян родился в декабре 1610 года в Герцеговине, в Хумском крае, в селе Мрконич в Поповом Поле, на земле святого Саввы Сербского, научившего свой народ, что вера дороже жизни и ради неё можно отказаться от всего.  Так считали и Пётр и Анна Йовановичи - родители будущего святителя. Сам мальчик так любил храм, что заходя в него по нескольку раз в день, истово клал земные поклоны, благоговейно целовал пол храма, по нескольку раз прикладывался к Святому Кресту и иконам.

Жили Йовановичи очень бедно, на грани нищеты, но всегда на столе стояла тарелка для бедного путника, а Стоян делился последним куском хлеба с маленькими пастушками, с которыми вместе пас скот.

Во времена жестокого владычества турков некоторые черногорцы становились предателями. Православные с презрением называли их «потурченцами» и предавали смерти. Именно такие вероотступники были соседями маленького Стояна. Они возненавидели благочестивого мальчика. Не раз хотели его убить, но Господь ограждал отрока. В то время у него уже появился дар чудотворения.

Чтобы оградить сына от искушений, которые с юности до смерти преследовали будущего святителя, родители отвезли его в монастырь Завала, где игуменом был его дядя Серафим. Здесь была прекрасная школа и высокообразованные иноки. Рвение мальчика к изучению Священного Писания и святоотеческого наследия превзошло все ожидания. Зрелость суждений юного богослова поражала старцев. Душа его горела любовью к Богу, предвещая великое будущее.

Игумен благословил Стояна перейти в монастырь Твардош, где жил тогда Требиньский епископ. Здесь он принимает постриг с именем Василий, в честь великого иерарха Божией Церкви Василия Великого, быстро удостаивается диаконского чина, и вскоре становится иеромонахом. Судьба готовит ему тяжёлое испытание: благодатного молодого священника отправляют в поездку в Цетиньский монастырь, и черногорский митрополит Мардарий, имевший прозвище Корнетский владыка, задерживает его у себя. Они оказываются духовными и идеологическими противниками.

Безстрашно указывает преп. Василий митрополиту о недопустимости принятия католической унии, погибельной для православного черногорского народа, о недопустимости заигрывания с иезуитами, буквально хлынувшими в то время на их землю. Только благодаря настойчивости и последовательности преп. Василия народ и духовенство уходят от влияния униатов. Раздосадованный интриган митрополит решает погубить будущего святителя.

Мардарий согрешил со своей служанкой, а когда выяснилось, что она ждёт от него ребёнка, подло обвинил в прелюбодеянии преп. Василия. Народ не верит клевете на праведника и аскета. Но по законам того времени его приговаривают к смерти. Оставаясь невозмутимым и полагаясь целиком на Божию Милость, Василий уговаривает судей отсрочить приговор до рождения ребёнка. Так, почти с точностью повторяется история св. Макария Великого, обвинённого клеветниками в том же несовершенном грехе.

И вот происходит чудо, потрясшее весь черногорский народ. После рождения младенца преп. Василий принёс его в храм, при всём народе три раза дунул на него и спросил: «Чей ты?» И на глазах у сотен потрясённых людей новорождённый громко ответил: «Корнетского владыки». Так молодой иеромонах безстрашно и открыто изобличил обманщика. Так же всю свою жизнь он будет открыто обличать вероотступников, жестоких богачей, притеснителей простого народа.

 

 

Оправданный св. Василий возвратился в Твардош и вскоре был поставлен архимандритом монастыря. Он постоянно пребывал в молитве, с болью в сердце видел, как его любимый народ, нищий и безправный, задыхается под турецким игом и притеснениями католиков. Он не может бездействовать и - выходит из монастырских стен, чтобы пройти сотни километров по герцеговинским и черногорским землям, утешая и ободряя православных, проповедуя Христово Евангелие. Он становится не только просветителем, но и настоящим отцом своего истерзанного народа. Вскоре о милосердном пастыре узнают тысячи людей. Турки называют его «плебейским богомольцем» и начинают настоящую охоту за святым Василием.

Православным сербам и черногорцам Острожский монастырь так же дорог, как русским людям дорога Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Идут сюда паломники тысячами со всего православного мира. И не только православного, потому что на протяжении трёх с половиной веков Василий Острожский помогает всем, независимо от национальности и вероисповедания, кто с чистым сердцем прибегает к его помощи.

Немногие знают, что на протяжении десятилетий в неприступных скалах Острога, в каменных норах, оврагах и пещерах подвизались русские подвижники. Среди них была и схиигумения Мария Дохтурова, в полном одиночестве поселившаяся в узкой, напоминающей могилу маленькой пещерке, каждый день приходившая в монастырь на утреннюю и вечернюю службы, неустанно молившаяся Василию Острожскому. И он дал ей силы на молитвенные подвиги, на жизнь в пещерке, по которой ползали ящерицы, пауки и прочая нечисть. По примеру Василия Острожского, подвижница оставалась в пещере и в самые лютые морозы, питаясь одним чёрствым хлебом и водой. Из Царствия Небесного благословил свт. Василий выдающуюся русскую подвижницу двадцатого века перенести все тяготы безбожного времени, стать впоследствии настоятельницей скита преподобной Параскевы Пятницы (Петки), воспитать сотни монахинь.

Во время миссионерских странствий свт. Василия по Балканской земле его сопровождало множество народа. Он отдавал страждущим все свои деньги, как в детстве делился с ними скудной пищей. Уже тогда святитель был строгим аскетом, возложил на себя самые строгие обеты. Он сам носил камни для строительства церквей и келий, питался только фруктами и овощами, клал тысячи земных поклонов, почти не спал. Был он тощим, прозрачным, с лицом жёлтым как воск. Афонские старцы говорили, что сам он являлся носителем благодати Святого Духа. Стремясь помочь своему любимому народу, свт. Василий отправился в долгое и опасное путешествие в православную Россию, был принят с распростёртыми объятиями членами царской семьи и архиереями. Вернулся с многочисленными щедрыми подарками, драгоценными ризами, богослужебными книгами и деньгами для своего измученного народа.

Это дало возможность восстановить многие опустевшие и обветшавшие церкви, учредить народные школы в Твардоше и при приходских храмах. Апостольская деятельность святителя всё более усиливала ненависть турков и богоотступников. Свт. Василий решает уехать на Афон. В городе Печ он побывал у святейшего Патриарха Печского Паисия Яневаца. Прозрев, какими великими духовными добродетелями и пастырскими способностями наделён свт. Василий, Патриарх отпускает его на Афон - только на один год. Большую часть времени блаженный Василий провёл на Афоне в знаменитом сербском монастыре Хиландар, где хранится по сей день чудотворный образ Божией Матери Троеручицы.

На обратном пути он снова прибыл в Печ и в 1638 году был рукоположен в епископы и получил назначение стать митрополитом Требиньским. Святителю Василию в то время было всего 28 лет.

Наступает время мученичества православных. Турки убивают митрополита Восточно-Герцеговинского Паисия Требешанина. Занять его место благословляют святителя Василия. Турецкий террор против православных усиливается. Грабят церкви и монастыри, опустошают всё вокруг. Сотни православных уводят в плен в Турцию. За свт. Василием начинается настоящая охота. Известные старцы посещают свт. Василия, жившего в то время в пещере у подножия горы Загарач, и благословляют его переехать в Острожский монастырь, считавшийся почти неприступным. Свт. Василий поселяется в Верхнем монастыре в пещере преподобного старца Исайи.

В течение 15 лет управлял он оттуда своей митрополией, собрал вокруг себя множество православных подвижников, восстановил церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В Острожской скале построил церковь Честного и Животворящего Креста Господня, сам украсил и расписал её. Со своих острожских высот духовно руководил он своим страждущим народом, разделяя его беды и горести. Рискуя жизнью, древние старики, женщины с маленькими детьми на руках нескончаемой вереницей тянулись по узкой горной дороге в Острог и подолгу оставались у своего Владыки.

Переживший много опасностей и невзгод свт. Василий тихо и безболезненно отошел ко Господу в своей крошечной келье, находившейся над Острожской пещерой. Ему был всего 61 год. В момент его упокоения келья наполнилась неземным светом. Из скалы выросла позднее прекрасная виноградная лоза. Растет она там и по сей день на совершенно голой земле. Мне посчастливилось её увидеть.

Его нетленные мощи сразу стали творить чудеса. Известны тысячи случаев исцелений безнадежно больных: немых, слепых, бесноватых, парализованных... Особенно много среди вылеченных детей и подростков.

Издавна перед мощами свт. Василия сербы и черногорцы приносили присягу, давали обеты. Они проявляли чудеса изобретательности и отваги, чтобы спасти мощи защитника народа. Когда в 1714 году Нуман-паша Чуприлич опустошал Черногорию, монахи закопали мощи возле буйной реки Зеты. В течение года вода заливала это место, но чудесным образом не коснулась ни раки, ни мощей.

Зимой 1852 года, когда Омер-паша 10 суток держал черногорцев в осаждённом Верхнем монастыре, 30 воинов во главе с великим воеводой Мирко Петровичем мужественно защищали монастырь, а потом чудом прорвались через огромный турецкий отряд с мощами свт. Василия и положили их в Цетинье рядом с мощами св. Петра Цетинского.

В феврале 1942 года во время обстрела фашистами Острога в монастырь попал снаряд, разбил двери церкви, но не взорвался. Мощи остались целы, никого из монахов не ранило. Василий Острожский вновь сберёг любимую обитель.

Наталья Сергеевна СЕРГЕЕВА

http://www.russdom.ru/node/3962

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Сергеевна Сергеева
Все статьи Наталья Сергеевна Сергеева
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07