Несколько раз доводилось мне бывать на Балканах. Но особенную радость испытала я, приехав после Пасхи Господней в Черногорию в Острожский монастырь на празднество самого почитаемого у южных славян свт. Василия Острожского. Со всех концов бывшей Югославии, из Болгарии, Румынии, Польши, Греции едут в этот день тысячи людей к великому чудотворцу.
Много было паломников из России. Я узнала, что сотни наших православных детишек исцелились на горе Острог у мощей свт. Василия. Он очень любил детей. Говорил в своих проповедях о том, как важно обрести веру в детстве, впитать с молоком матери. Ощущать, что Православие необходимо тебе как воздух. Это с раннего детства ощутил на себе он сам, Стоян Йованович, будущий митрополит Василий Острожский.
Стоян родился в декабре 1610 года в Герцеговине, в Хумском крае, в селе Мрконич в Поповом Поле, на земле святого Саввы Сербского, научившего свой народ, что вера дороже жизни и ради неё можно отказаться от всего. Так считали и Пётр и Анна Йовановичи - родители будущего святителя. Сам мальчик так любил храм, что заходя в него по нескольку раз в день, истово клал земные поклоны, благоговейно целовал пол храма, по нескольку раз прикладывался к Святому Кресту и иконам.
Жили Йовановичи очень бедно, на грани нищеты, но всегда на столе стояла тарелка для бедного путника, а Стоян делился последним куском хлеба с маленькими пастушками, с которыми вместе пас скот.
Во времена жестокого владычества турков некоторые черногорцы становились предателями. Православные с презрением называли их «потурченцами» и предавали смерти. Именно такие вероотступники были соседями маленького Стояна. Они возненавидели благочестивого мальчика. Не раз хотели его убить, но Господь ограждал отрока. В то время у него уже появился дар чудотворения.
Чтобы оградить сына от искушений, которые с юности до смерти преследовали будущего святителя, родители отвезли его в монастырь Завала, где игуменом был его дядя Серафим. Здесь была прекрасная школа и высокообразованные иноки. Рвение мальчика к изучению Священного Писания и святоотеческого наследия превзошло все ожидания. Зрелость суждений юного богослова поражала старцев. Душа его горела любовью к Богу, предвещая великое будущее.
Игумен благословил Стояна перейти в монастырь Твардош, где жил тогда Требиньский епископ. Здесь он принимает постриг с именем Василий, в честь великого иерарха Божией Церкви Василия Великого, быстро удостаивается диаконского чина, и вскоре становится иеромонахом. Судьба готовит ему тяжёлое испытание: благодатного молодого священника отправляют в поездку в Цетиньский монастырь, и черногорский митрополит Мардарий, имевший прозвище Корнетский владыка, задерживает его у себя. Они оказываются духовными и идеологическими противниками.
Безстрашно указывает преп. Василий митрополиту о недопустимости принятия католической унии, погибельной для православного черногорского народа, о недопустимости заигрывания с иезуитами, буквально хлынувшими в то время на их землю. Только благодаря настойчивости и последовательности преп. Василия народ и духовенство уходят от влияния униатов. Раздосадованный интриган митрополит решает погубить будущего святителя.
Мардарий согрешил со своей служанкой, а когда выяснилось, что она ждёт от него ребёнка, подло обвинил в прелюбодеянии преп. Василия. Народ не верит клевете на праведника и аскета. Но по законам того времени его приговаривают к смерти. Оставаясь невозмутимым и полагаясь целиком на Божию Милость, Василий уговаривает судей отсрочить приговор до рождения ребёнка. Так, почти с точностью повторяется история св. Макария Великого, обвинённого клеветниками в том же несовершенном грехе.
И вот происходит чудо, потрясшее весь черногорский народ. После рождения младенца преп. Василий принёс его в храм, при всём народе три раза дунул на него и спросил: «Чей ты?» И на глазах у сотен потрясённых людей новорождённый громко ответил: «Корнетского владыки». Так молодой иеромонах безстрашно и открыто изобличил обманщика. Так же всю свою жизнь он будет открыто обличать вероотступников, жестоких богачей, притеснителей простого народа.
Оправданный св. Василий возвратился в Твардош и вскоре был поставлен архимандритом монастыря. Он постоянно пребывал в молитве, с болью в сердце видел, как его любимый народ, нищий и безправный, задыхается под турецким игом и притеснениями католиков. Он не может бездействовать и - выходит из монастырских стен, чтобы пройти сотни километров по герцеговинским и черногорским землям, утешая и ободряя православных, проповедуя Христово Евангелие. Он становится не только просветителем, но и настоящим отцом своего истерзанного народа. Вскоре о милосердном пастыре узнают тысячи людей. Турки называют его «плебейским богомольцем» и начинают настоящую охоту за святым Василием.
Православным сербам и черногорцам Острожский монастырь так же дорог, как русским людям дорога Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Идут сюда паломники тысячами со всего православного мира. И не только православного, потому что на протяжении трёх с половиной веков Василий Острожский помогает всем, независимо от национальности и вероисповедания, кто с чистым сердцем прибегает к его помощи.
Немногие знают, что на протяжении десятилетий в неприступных скалах Острога, в каменных норах, оврагах и пещерах подвизались русские подвижники. Среди них была и схиигумения Мария Дохтурова, в полном одиночестве поселившаяся в узкой, напоминающей могилу маленькой пещерке, каждый день приходившая в монастырь на утреннюю и вечернюю службы, неустанно молившаяся Василию Острожскому. И он дал ей силы на молитвенные подвиги, на жизнь в пещерке, по которой ползали ящерицы, пауки и прочая нечисть. По примеру Василия Острожского, подвижница оставалась в пещере и в самые лютые морозы, питаясь одним чёрствым хлебом и водой. Из Царствия Небесного благословил свт. Василий выдающуюся русскую подвижницу двадцатого века перенести все тяготы безбожного времени, стать впоследствии настоятельницей скита преподобной Параскевы Пятницы (Петки), воспитать сотни монахинь.
Во время миссионерских странствий свт. Василия по Балканской земле его сопровождало множество народа. Он отдавал страждущим все свои деньги, как в детстве делился с ними скудной пищей. Уже тогда святитель был строгим аскетом, возложил на себя самые строгие обеты. Он сам носил камни для строительства церквей и келий, питался только фруктами и овощами, клал тысячи земных поклонов, почти не спал. Был он тощим, прозрачным, с лицом жёлтым как воск. Афонские старцы говорили, что сам он являлся носителем благодати Святого Духа. Стремясь помочь своему любимому народу, свт. Василий отправился в долгое и опасное путешествие в православную Россию, был принят с распростёртыми объятиями членами царской семьи и архиереями. Вернулся с многочисленными щедрыми подарками, драгоценными ризами, богослужебными книгами и деньгами для своего измученного народа.
Это дало возможность восстановить многие опустевшие и обветшавшие церкви, учредить народные школы в Твардоше и при приходских храмах. Апостольская деятельность святителя всё более усиливала ненависть турков и богоотступников. Свт. Василий решает уехать на Афон. В городе Печ он побывал у святейшего Патриарха Печского Паисия Яневаца. Прозрев, какими великими духовными добродетелями и пастырскими способностями наделён свт. Василий, Патриарх отпускает его на Афон - только на один год. Большую часть времени блаженный Василий провёл на Афоне в знаменитом сербском монастыре Хиландар, где хранится по сей день чудотворный образ Божией Матери Троеручицы.
На обратном пути он снова прибыл в Печ и в 1638 году был рукоположен в епископы и получил назначение стать митрополитом Требиньским. Святителю Василию в то время было всего 28 лет.
Наступает время мученичества православных. Турки убивают митрополита Восточно-Герцеговинского Паисия Требешанина. Занять его место благословляют святителя Василия. Турецкий террор против православных усиливается. Грабят церкви и монастыри, опустошают всё вокруг. Сотни православных уводят в плен в Турцию. За свт. Василием начинается настоящая охота. Известные старцы посещают свт. Василия, жившего в то время в пещере у подножия горы Загарач, и благословляют его переехать в Острожский монастырь, считавшийся почти неприступным. Свт. Василий поселяется в Верхнем монастыре в пещере преподобного старца Исайи.
В течение 15 лет управлял он оттуда своей митрополией, собрал вокруг себя множество православных подвижников, восстановил церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В Острожской скале построил церковь Честного и Животворящего Креста Господня, сам украсил и расписал её. Со своих острожских высот духовно руководил он своим страждущим народом, разделяя его беды и горести. Рискуя жизнью, древние старики, женщины с маленькими детьми на руках нескончаемой вереницей тянулись по узкой горной дороге в Острог и подолгу оставались у своего Владыки.
Переживший много опасностей и невзгод свт. Василий тихо и безболезненно отошел ко Господу в своей крошечной келье, находившейся над Острожской пещерой. Ему был всего 61 год. В момент его упокоения келья наполнилась неземным светом. Из скалы выросла позднее прекрасная виноградная лоза. Растет она там и по сей день на совершенно голой земле. Мне посчастливилось её увидеть.
Его нетленные мощи сразу стали творить чудеса. Известны тысячи случаев исцелений безнадежно больных: немых, слепых, бесноватых, парализованных... Особенно много среди вылеченных детей и подростков.
Издавна перед мощами свт. Василия сербы и черногорцы приносили присягу, давали обеты. Они проявляли чудеса изобретательности и отваги, чтобы спасти мощи защитника народа. Когда в 1714 году Нуман-паша Чуприлич опустошал Черногорию, монахи закопали мощи возле буйной реки Зеты. В течение года вода заливала это место, но чудесным образом не коснулась ни раки, ни мощей.
Зимой 1852 года, когда Омер-паша 10 суток держал черногорцев в осаждённом Верхнем монастыре, 30 воинов во главе с великим воеводой Мирко Петровичем мужественно защищали монастырь, а потом чудом прорвались через огромный турецкий отряд с мощами свт. Василия и положили их в Цетинье рядом с мощами св. Петра Цетинского.
В феврале 1942 года во время обстрела фашистами Острога в монастырь попал снаряд, разбил двери церкви, но не взорвался. Мощи остались целы, никого из монахов не ранило. Василий Острожский вновь сберёг любимую обитель.
Наталья Сергеевна СЕРГЕЕВА