«Их
называли бандитами, разбойниками, головорезами и даже запретили
вспоминать их имена, чтобы стереть из памяти ту идею, за которую
повстанцы жертвовали своими жизнями. Конечно, они стреляли, вешали,
жгли, уничтожали - но кого?»
Это
- анонс из Интернета книги В. Шкляра «Черный ворон», которая в эти
весенние дни вновь оказалась в центре событий на Украине.
Ворон ворону глаз не выклюет...
В
лесу Холодный Яр, что в Черкасской области, состоялся слет поклонников
писателя Василя Шкляра, который успел прославиться сразу несколькими
фактами своей биографии. В 2009 году он выпустил книгу «Черный ворон»,
где подробно описывает, как «хорошие повстанцы» в 1921 году под корень
вырезали «плохих кацапов и жидов». В 2011 году автор закапризничал.
Узнав, что за роман он номинирован на Национальную премию им Т. Шевченко
- самую престижную из существующих на Украине, составляющую в денежном
эквиваленте 250 000 гривен (более 31 000 долларов США), он согласился
принять ее... Но с одним условием. И без излишнего политеса номинант в
лауреаты рубанул президенту: не возьму, дескать, премию, пока не снимите
с поста министра образования Д. Табачника.
В. Шкляр: не возьму премию «пока министром образования является украинофоб Табачник!»
Хроника
перерастания каприза в новую волну антирусских настроений достаточно
красноречива. Пресса разнесла весть о том, что Шкляр отказался от
премии, «пока министром образования является украинофоб Табачник»
(формулировка В.Шкляра). На самом же деле от денег Шкляр и не думал
отказываться. Оказывается, он обещает их взять - но не сейчас!
Растроганный поступком коллеги, самый модный украинский писатель Юрий
Андрухович поспешил кинуть клич на сбор «народных средств» для Шкляра,
чтобы «компенсировать» недополученное. Деньги были собраны и вручены
довольно оперативно, для чего Шкляр пожаловал на историческую родину
своих персонажей, на Черкасщину.
«Конечно, они стреляли, вешали, жгли, уничтожали - но кого?» - вопрошает анонс.
Я не поленился, открыл книгу и прочел, кого именно. Оказалось - «кацапюр и жидов».
Глупо
было бы уличать автора книги во всех смертных грехах и привлекать к
ответственности за анонс в Интернете. Мало ли кто и как анонсирует
книгу? Однако, ознакомившись с текстом, понял: эта микрорецензия
точнейшим образом передает пафос опуса. «Черный ворон» - это
действительно роман о том, как надо убивать «оккупантов» - русских и
евреев, не дающих хорошо жить украинцам. Русских «черные казаки» узнают
по «рогатым буденовкам», а евреев - по «волооким» глазам и кривым ногам.
Кто скажет, что это не фашизм - пусть первым бросит в меня увесистым томом данного «романа».
А
другого-то в книге и нет ничего! Дела бы нам до всего этого бульварного
чтива с элементами мягкого порно не было никакого, если бы чудовищная
«легкоусвояемая» прививка национальной вражды и ненависти не
навязывалась бы сегодня в больном, расколотом украинском обществе так
настойчиво. Но сначала - о самой вакцине.
«Птица ты иль дух лукавый?»
Роман-передергивание,
роман-инсинуация начинается показательно провокативно. В первом же
абзаце говорится о четырехлетней войне, которую в 1917 году «Россия
развязала против Украинской Народной Республики», украинцы-де давали
отпор «российским оккупантам». Читателям (а ими, к сожалению, сегодня
является огромное количество школьников - ибо роман передается бесплатно
в библиотеки школ, вручается, как приз, на конкурсе чтецов им. Яцика)
предлагается трактовка исторических событий, в которых нет места
украинским пролетариям, крестьянам, большевикам. Их как бы вообще не
было. Пришли-де из самой России русские с евреями - и захватили Украину.
Вот оно как, значит, было!
«Эстафета памяти» с автографом автора
На
этом основании держится вся нехитрая конструкция романа Шкляра. Его
герои - «хорошие, правильные» украинцы с кличками Черт, Вовкулака
(Оборотень), Грызло. Им тупо нравится (как сказали бы нынешние
школьники) убивать: «До сих пор не могу себе объяснить, что это за
радость такая была перед каждым боем, которая дрожала во всем теле,
словно живое существо. Сердце пело, в глазах светало, щекотка бегала по
ладоням», - романтически рассуждает главный герой по кличке Черный
ворон.
И
грянул бой! Радуется сердце украинского патриота, читающего следующие
строки: «Операцию начали в четыре ночи, когда пьяная москальня захрапела
самым крепким сном... Москали выскакивали из дверей и окон в одном белье,
спросонья бежали напрямик, кто куда, мелькали кальсонами через тын,
перелазы, огороды, садки. Но какой хорошей мишенью были те кальсоны
ночью! Как слаженно стучали «максимы» и «люйсы», как весело трескалась
«кукуруза», как тонко и заливисто техкали пули!.. Вскрики, стоны,
проклятия, грязная московская брань слились в сплошной крик, дразнящее
пахнувший вражеской кровью... Когда понемногу развиднелось, они увидели,
какого чоса задали москалям. Местечко было усеяно трупами, которые
распластанные и окоченевшие валялись в пыли, в бурьянах, под заборами,
на огородах... Один невезучий свисал с забора в таких загаженных
кальсонах, что гадко было смотреть, другой где-то по дороге потерял свою
голову (видно, наткнулся на саблю) и замерз в луже смолянистой крови,
еще один лежал на куче навоза с выпущенными кишками... Поработали они, как
добрые молотильщики, но Грызлу этого было мало... Чорновус аж рот открыл,
когда Грызло вытащил из кустов съежившегося москаля и так рубанул его
накрест, что голова отлетела вместе с плечом и рукой...»
Реконструкция боя в Холодном Яру. «От зараз рубану!»
Дабы
поберечь нервы читателя, прекращу цитирование. Однако и эти начальные -
весьма невинные по сравнению с дальнейшими - страницы демонстрируют,
что именно описывает «патриотический» роман, который сегодня вручают
детишкам в качестве призов.
Любому
психически нормальному человеку понятно, что картины смерти вообще, а
тем более - смерти насильственной, вызывают по меньшей мере ужас.
Вздрогнул и пошатнулся Раскольников, и из этого выросла огромная часть мировой «пост-достоевской литературы».
А
как не вспомнить здесь Покаянный Канон: «Како не имам плакатися, егда
помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и
безобразна? Что убо чаю, и на что надеюся?»
Но
герои «Черного ворона» чают и упиваются ощущением вседозволенности.
Нового в таком взгляде на человеческую природу ни на грош, и уж точно ни
на 250 тысяч гривен. Ведь - какими еще могут быть бандиты?
И
хотя весь роман как раз и написан, чтобы обелить их, показать героями и
защитниками призрачной украинской «воли», автор не замечает, что его
роман становится романом-проговоркой. Романом-выражением потайных
помыслов и желаний воинствующего националиста.
Кстати,
в своих интервью В. Шкляр прямо говорит о том, что до сих пор
отождествляет себя со своим героем и до сих пор сам продолжает борьбу
«за освобождение Украины». В. Шкляр ратует за этническую Украину, пусть и
в меньших территориальных рамках, чем сегодняшняя
Украина
«политическая».
Итак,
авторские проговорки: если брань московская - она «грязная», если
москали и кацапюги - они отвратительны, и резать их не то чтобы не
жалко, а практически «благословляется». Навязывая своим героям свои
фобии, автор забывается настолько, что тенденция его начинает торчать из
текста, как вилы из... известно чего.
Доказывая,
что повстанцы-холодноярцы не были бандитами, автор в запале собственных
фантазий забывается и вдруг приводит такой диалог: « - Вы настоящий
бандит... - А ти сумнівався? - Я увігнав тесака йому в ліву нагрудну
кишеню». (- А ты сомневался? - Я вогнал ему тесак в левый нагрудный
карман»).
Символично
и следующее размышление героя: «Я часто спрашиваю у новичков: чего ты
ко мне пришел? И слышу: у того москали дом сожгли, того ограбили, у того
девушку изнасиловали... А этот мне говорит: прочитал "Кобзаря". Ты
такое слышал когда-нибудь? Чтобы человек прочел Шевченко и стал
"бандитом"? Вот где сила!»
Бандитом,
бандитом... Цитированные в тексте документы Губчека свидетельствуют о том
же: «Повстанцы» убивали и грабили! А еще в книге они часто
переодевались в красноармейцев, чтобы нападать внезапно и вводить в
заблуждение всех вокруг. В общем, - делали то же, что и их последователи
бандеровцы в годы войны, когда стремились свалить свои преступления на
москалей.
Историческая правда по-шклярски восторжествовала, все москали убиты!
«Черные казаки» победили?
Конечно,
после пиар-акции с альтернативной народной премией роман получил
дополнительных читателей. Но и без этого он сегодня распространяется
довольно активно. Партия «Наша Украина» пообещала выкупить часть тиража, чтобы обеспечить школьные библиотеки. А
автор лелеет надежду поставить фильм, причем остановка пока только за
написанием английского варианта киносценария. Среди режиссеров, которые
смогли бы снять этот фильм - Ежи Гофман (Василий Шкляр с ним знаком, и
уверен, что режиссер бы не отказался), а также Мел Гибсон и некая
голливудская режиссер Вера, украинка по происхождению. Как рассказал
Василий Шкляр, ее кандидатуру подсказала Екатерина Клер (Ющенко),
которая «имеет хорошие связи в Голливуде».
В. Ющенко: «Деньги на фильм найдем! Украина должна знать своих героев!»
По
словам автора романа, на сегодня решен вопрос и с финансированием
фильма. Его обещал обеспечить В. Ющенко, у которого, как рассказывает
Василий Шкляр, в рабочем блокноте во первых строках записано: «Фильм
"Черный ворон"». Собираются и частные пожертвования. Львиную долю
альтернативной премии удалось собрать благодаря взносам депутатов, но и
«простые» читатели откликнулись на призыв. На встречах с черкасщанами
Василь Шкляр рассказал, что его особо порадовали письма и перечисления с
Востока Украины, России, из Израиля. Остается загадкой: кто оттуда
пересылал деньги? Какие-нибудь внучатые племянники «москалей и жидов»,
павших под тесаками в Холодном Яру 1921 года?
Материализованные в одной корзине свобода, смерть и национализм
Пока
же торжествуют потомки «черных казаков». В минувшие выходные, аккурат в
Лазареву субботу, в Холодном Яру они почтили память «повстанцев»,
устроив реконструкцию боя между большевиками и «борцами за волю».
«Одухотворялось» все действо служителями раскольничьего филаретовского
«патриархата» вкупе с присутствовавшими рун-веровцами. «Черные казаки
били» в барабаны. Выступали политики - В. Ющенко, О. Тягныбок (ВО
«Сводбода»). Последний посоветовал всем чиновникам купить роман Василя
Шкляра и намекнул, что дело холодноярцев следует довести до конца. «Если
Холодний Яр станет для нас символом объединения, то мы обязательно
победим!» - подхватил его мысль лауреат народной Шевченковской премии.
О. Тягныбок: «Всем чиновникам по "Черному ворону"!»
«Любители»
национальной истории, приехавшие в Холодный Яр, приняли участие в
шоу-программе, которой между тем сторонились местные жители. «Отношение к
повстанцам в селе неоднозначное», - поделилась с журналистами
жительница села Медведовка Вера Холод. По ее словам, многие в селе
негативно относятся и к «отаману Чучупаке», памятник которому установлен
в селе на средства киевских почитателей лесной старины.
Между
тем совсем недалеко от памятника Головному атаману Чучупаке находится
полузаброшенная братская могила партизан Великой Отечественной, погибших
за освобождение этих мест. Ведь здесь, в Холодном Яру, базировался
крупнейший на Украине партизанский отряд командира Дубового,
насчитывавший в своем составе около 4 000 бойцов. К сожалению, память о
партизанах сохранять здесь некому. Пришли в упадок и потерялись в лесу
землянки отряда, ветшает и зарастает лесом памятник героям. А на
переиздание документальной книги об отряде, написанной дочкой командира
Дубового, которая вместе с родителями жила в отряде, у государства денег
нет. И меценатов - нет! Будто бы это - не украинская история. И будто
бы в партизаны из украинских сел уходили вовсе не украинцы. Интересная
трансформация украинского сознания. Кто ее осуществил, зачем и почему
эта процедура все-таки осуществляется и при нынешней власти?
«Черные казаки» бьют в барабан. Кого собирают они под свои знамена сегодня?
Не
могу не привести попавшийся в Интернете комментарий к тексту романа
«Чорный ворон». Он настолько исчерпывающе свидетельствует о
воспитательном значении романа, что грех не поделиться. Итак, пишет
человек под ником «Іктор»: «Навчімось шанувати тих, хто творить нашу
культуру, мову, історію. Геть москалів, ляхів та жидів. Слава Україні.
Ганьба недоукраїньцям із Донеччини, Луганщини та Криму. Ми українці не
кличемо Вас ні в нашу славну історію Київської, а не московської Русі,
ні в славну козаччину. І не вчіть виродки нашу мову. Так Вас легше буде
розпізнати в час Ч».
Что называется - приехали.
http://odnarodyna.com.ua/articles/4/1894.html