«Я смешной человек». А ты?

0
251
Время на чтение 8 минут
Не видят и не знают Достоевского те,
которых он исключительно повергает в мрак,
в безысходность, которых он мучит и не радует.
Есть великая радость в чтении Достоевского,
великое освобождение духа. Это - радость
через страдание. Но таков христианский путь.
Н. Бердяев

Говоря о Достоевском, обычно рекомендуют прочитать что-то из его романов: «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание». Тем временем, даже среди небольших произведений Фёдора Михайловича есть вещи, более чем достойные внимания. Одна из них - «Сон смешного человека».

 

Кадры из анимационного фильма «Сон смешного человека», режиссёр Александр Петров

Противно, когда люди жертвуют лучшим в себе, угождая общественному мнению. Ещё противнее, когда делаешь это сам. И зачем, казалось бы, это всё? А затем, что мы больше всего не любим, когда наши добрые (или даже не очень) дела не встречают аплодисментами. Нам хочется похвал, и мы размениваемся на приятные кому-то пустяки - часто забывая за ними о том, что на самом деле является для нас важным. О да, конечно, иногда мы показываем зубы. Но даже своеволие, «протест» против общественного мнения в большинстве случаев не идёт дальше заигрывания с ним. Мол, вот он я. Не восхваляете - так ненавидьте. Вы мне не нужны и мне всё равно, что вы думаете. Только, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста - не смейтесь!..

 

«Я смешной человек». Этими словами - на первый взгляд, совсем простыми и незамысловатыми - начинает Достоевский одно из лучших своих произведений. А ведь сказать такие слова совсем не просто! Бывает легче признать себя злым, коварным, лицемерным, ревнивым, жадным, обвинить себя во всех смертных грехах - только бы не показаться смешным. Кажется, это чуть ли не самое страшное унижение, которое мы можем себе представить. Нужно немало силы, чтобы стать выше этого. И потому любимые персонажи Достоевского - идиотики, юродивые, всевозможные изгои - невзирая на кажущуюся слабость, очень сильные и смелые люди. Они несут свою идею, свою маленькую или большую истину, не обращая внимания ни на что. Даже на смех.

«Сон смешного человека» - своеобразный итог творчества писателя. Главный герой рассказа, созданного им за три года и десять месяцев до смерти, - всё тот же «прогрессист и гнусный петербуржец», «русский мальчик», образованный, но из-за бедности принуждённый жить в маленькой комнатке с полукруглым чердачным окошком; всё тот же больной, мятущийся ум. Всего два десятка страниц хватило Достоевскому, чтобы описать стремительный переход своего героя от одного духовного полюса к другому. Да что там герой? Перед читателем разворачивается драма всего человечества. И, конечно, - каждого человека в отдельности.

 

Кадры из анимационного фильма «Сон смешного человека», режиссёр Александр Петров

Драма самогó Смешного (по крайней мере, сначала) состоит в том, что ему, из-за гордости, очень трудно мириться со своим «ужасным качеством». Он знает, что смешон, и с годами всё больше укрепляется в этом знании. Но - как это знакомо почти любому из нас! - панически боится унизиться: «Если б случилось так, что я хоть перед кем бы то ни было позволил бы себе признаться, что я смешной, то, мне кажется, я тут же, в тот же вечер, раздробил бы себе голову из револьвера».

 

К идее самоубийства герой всё-таки приходит. Вряд ли он сказал кому-то о своём «ужасном качестве» - Смешной Человек заявит о нём во всеуслышание, уже переродившись из обычного дурачка в пророка. А сейчас он просто становится «немного спокойнее», остановившись на мысли, что «на свете везде всё равно».

Странное спокойствие - от которого хочется убить себя, не правда ли? С другой стороны, ничего странного. Ведь когда тебе становится «всё равно» - это не означает выздоровления; это - переход болезни в хроническую стадию. Боль притупляется, но никуда не исчезает. Вместо неё исчезает желание действовать, и раны тихо гниют под спущенными рукавами. «В душе моей нарастала страшная тоска», - говорит Смешной Человек...

Он дошёл до предела, до точки, в которой понимаешь бессмысленность происходящего вокруг, бессмысленность мира самого по себе. Это нужная точка, вроде как начало выхода из плена - здесь ведь никакого смысла и в самом деле нет. Но задерживаться в ней очень тяжело и очень опасно. Если ты видишь только тьму этого мира, погрязшего в суете, и не прозреваешь света, лежащего за ним, - можно сойти с ума. Или - покончить жизнь самоубийством.

«И уж конечно бы застрелился, если б не та девочка».

Смешного Человека спасло чувство вины, чувство стыда за сделанную прямо накануне предполагаемого самоубийства подлость. Он отверг зов ребёнка о помощи, и вдруг оказалось, что любые «всё равно» - так же, как и перспектива близкой смерти - ничего не значат по сравнению с необходимостью исполнить долг.

 

Кадры из анимационного фильма «Сон смешного человека», режиссёр Александр Петров

Иногда нужно дотронуться до самого дна, чтобы понять, что тебе не хватает воздуха. Зато как радостно потом - когда первый его глоток со свистом врывается в лёгкие, когда живительный газ чуть не разрывает внутренности, а волны горячей крови устремляются в мозг, с непривычки ошалевающий от избытка кислорода! Первым глотком воздуха для Смешного Человека стал его сон. «Да, мне приснился тогда этот сон, мой сон третьего ноября! Они дразнят меня теперь тем, что ведь это был только сон. Но неужели не всё равно, сон или нет, если сон этот возвестил мне Истину?»

 

Уснув перед заряженным револьвером, сделав всё-таки (хоть и не наяву, а в грёзах) роковой выстрел, Смешной Человек становится гостем бесконечно далёкой другой земли - земли, не осквернённой грехопадением. Её люди светлы и радостны, они говорят с животными и растениями, посвящают друг другу песни и не боятся смерти. «Ощущение любви этих невинных, прекрасных людей осталось во мне навеки, и я чувствую, что их любовь изливается на меня и теперь оттуда».

Немного отступая, скажу, что в описании Смешным Человеком другой земли есть вещи, могущие насторожить слишком внимательного читателя. В некоторых моментах, например, присутствуют довольно прозрачные намёки на пантеизм. Угадываются также отблески социалистических утопий французского производства. Впрочем, не будем забывать, кто рассказывает нам свой сон - прогрессист, человек «передовых взглядов», который даже в существование загробной жизни поверил в том же сне. Тогда всё встанет на свои места.

Самого Достоевского обвинять в утопизме уж точно не приходится - он, руками главного героя, жестоко разрушает идеальный мир. «Да, да, кончилось тем, что я развратил их всех! Как это могло совершиться - не знаю, не помню ясно... Знаю только, что причиною грехопадения был я». Одного лишь «атома лжи», принесённого Смешным Человеком с его земли (с нашей земли!), оказалось достаточно, чтобы гармония перестала существовать. Разгораются, как пишет в своей книге «Достоевский и апокалипсис» известный литературовед Юрий Карякин, «две самоубийственные войны, связанные между собой: люди против людей и люди против природы». Происходит обособление, появляются идолы в виде чести, науки, премудрости; при этом «премудрые», страстно желающие вновь обрести гармонию, пытаются поскорее уничтожить всех мешающих им «непремудрых».

Под видом падшего «параллельного» мира Достоевский весьма тонко изображает современную ему общественную реальность. Более того - описывая пути всеобщего эгоизма и разобщения, он заглядывает в некоторых моментах на многие годы вперёд - вплоть до нашего времени.

Но центральная тема «антиутопической» части рассказа - это чувство вины Смешного Человека за всё происшедшее, то же чувство, которое несколько минут/миллионов световых лет назад спасло его от самоубийства. «Я простирал к ним руки, в отчаянии обвиняя, проклиная и презирая себя. Я говорил им, что всё это сделал я, я один, что это я им принёс разврат, заразу и ложь!»

Для творчества Достоевского вообще характерна, как её называет Карякин, презумпция виновности. «Всякий из нас пред всеми во всём виноват, а я более всех», - это уже из «Братьев Карамазовых». У нас почему-то всё наоборот - все виноваты перед нами. В большинстве случаев приходится делать над собой колоссальное усилие, чтобы принять ответственность даже за пустяковые личные проблемы. Спасая своё эго, мы преуменьшаем значение своих действий. А ведь на самом деле любой человек - ни больше, ни меньше! - один из творцов окружающей реальности.

Весь ужас антиутопии Достоевского, весь ужас нашего падшего состояния - в том, что семя тли, «атом лжи», разрушающий гармонию, есть в каждом из нас. Чтобы обрести свет и дать его другим, нужно увидеть в себе тьму, а увидев - не украшать её стыдливо цветочками, а выдавливать из души, как гной из старой раны. Измени себя. Сделай хотя бы несколько усилий для этого, и обязательно получишь помощь. Не бойся перешагнуть через рамки деградированного общественного мнения, смеющегося над каждым, кто ставит идею выше иллюзорной выгоды. Верь - за тобой обязательно пойдёт кто-то ещё. «Если только все захотят, то сейчас всё устроится». Надо помнить, вслед за Смешным, что «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле». И даже если рая на земле никогда не будет, даже если все наши лучшие стремления со стопроцентной точностью обречены на неудачу - скажу словами Сергея Булгакова: «Следует ли отсюда, что они <эти стремления> перестали быть обязательными? Никоим образом. Ты можешь, ибо ты должен, таков нравственный закон».

...Не обращая внимания ни на что. Даже на смех.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/ja_smeshnoi_chelovek_a_ty.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Турович
Тень и сон
Или Сказка о Пластмассовом Тельце
16.07.2012
Театр
Относительно честный монолог
16.02.2012
Все статьи Сергей Турович
Последние комментарии
Искушение Императора
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 23:11
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:31
К юбилею А.Пахмутовой
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:11
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 20:41
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 20:35
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 20:17