itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мы выбросили наши души на помойку

Беседа с митрополитом Павлом Сисанионским и Сиатистским

0
213
Время на чтение 8 минут
Митрополит Сисанионский и Сиатистский Павел, уроженец Халкиды Эвбейской, немало сил отдающий социальному служению, в интервью агентству «Ромфеа» высказался о проблемах, волнующих греческое общество и Церковь.

* * *

- Владыка, кризис, с которым мы столкнулись сегодня, - это следствие деятельности нынешнего правительства, предыдущих правительств или это кризис современной системы (капитализм, глобализация)?

- Очевидно, что за сегодняшний кризис не отвечает нынешняя власть. За него несут ответственность все правительства, которые посчитали, что политика важнее, чем реальные интересы страны. Мы должны признать, что сейчас принимаются меры и вносятся изменения, которые должны были быть сделаны 20 лет назад.

Почему мы не приняли этих мер вовремя? Многие из нынешних политических лидеров в разное время входили в состав правительства. Один из министров нынешнего правительства Греции в интервью признает ответственность той политической группы, к которой он принадлежал, за политические действия. Конечно, огромная ответственность лежит на всей системе. Ключевой вопрос: экономика существует для служения человеку, или человек существует для служения экономике?

Человек стал безликим винтиком экономики. В этом вина системы, и она огромна. Сегодня мы уже не говорим о справедливости, мы говорим об интересах, а это упадок и системы, и нашей культуры.

- С какими рисками мы сталкиваемся сегодня? Существует ли план деэллинизации, и если да, то от кого он исходит?

- Вы видите, как пренебрегают нашей страной? Вы видите ее унижение? Конечно, в первую очередь мы несем за это ответственность. Мы дали им право. Но эти события выявили помыслы многих сердец. Сегодня делается попытка сделать нас государством с другим характером.

Делается попытка обесценивания и искажения нашей истории - вот лишь несколько примеров: исключение отечественной истории из школьной программы, новая серия о революции 1821 года и т.д.; постоянно унижая Церковь, стараются принизить ее роль; уничтожают язык... Все это явные признаки предпринимаемых усилий.

- Благородны ли намерения премьер-министра, и был ли иной политической путь?

- Я думаю, что намерения премьер-министра благородны. Премьер-министр не имеет права на провал, и на нем лежит огромная ответственность - не проиграть. Я не могу четко сказать, что возможен и иной путь. Но народ чувствует, что бремя кризиса распределяется непропорционально. Например, уклонение от налогов является действием, наносящим ущерб и государству, и обществу.

- Владыка, стоит ли нам опасаться новых электронных удостоверений личности и почему? Какова ваша позиция по вопросу о «печати диавола», «числе 666» и вообще о том, что пишется и говорится по поводу штрих-кодов и электронных карточек?

- Что касается электронного удостоверения личности, то вопрос в том, что это будет за карточка и что в нее будет занесено. Одно из основных положений православного богословия свидетельствует о том, что человек есть личность, сопричастная Богу. Все, что попирает человеческую личность и богоданную свободу, - неприемлемо.

Чем будет электронная карточка? Обычным документом или средством контроля за человеком? Если карточка будет содержать информацию о владельце, которую он не будет знать, то это унижение личности и ущемление человеческой свободы.

Если содержащаяся там информация будет доступна для владельца, это будет просто удостоверение личности иного образца. Священный Синод нашей Церкви запросил у правительства полную информацию по этому вопросу, он потребовал предоставить соответствующий законопроект, чтобы иметь возможность изучить его и со всей ответственностью принять решение.

Что касается «печати диавола»... Всем нам необходимо быть внимательными, чтобы понять, где истина, где преувеличения, где ошибка. Спешка и бесцеремонность здесь опасны. Но все-таки Церковь компетентна высказаться по этому вопросу через свое священноначалие.

Следует, однако, отметить, что, хотя государство с сочувствием относится к тем, кто отказывается от службы в армии, у него не находят понимания те христиане, которые сталкиваются с вещами, неприемлемыми для их совести, пусть даже они преувеличивают масштаб проблемы.

- Как вы считаете, Церковь должна иметь свое «политическое слово»? Может ли она быть вовлечена в политическую деятельность?

- Церковь имеет Слово (Сына Божия и слово Божие), это Церковь Бога Живого, и слово, которое она выражает, есть истина Слова Божиего. Слово Церкви относится к миру и к человеку.

Политика - это жизнь города, жизнь граждан, то есть общественная жизнь.

У Церкви нет и не должно быть партийного слова. Оно ей не нужно. Партия - это часть, а Церковь - это все. Слово Церкви соборно. Церковь истолковывает жизнь.

Вы говорили о политических действиях. Если вы имеете в виду партийные диспуты, то в них у Церкви не может быть слова. Однако если политические действия касаются всего общества, то, безусловно, Церковь должна сказать свое слово.

Если, например, государство принимает закон, разрешающий аборты, или закон, разрушающий институт семьи, будет ли несогласие Церкви означать политическое вмешательство? Давайте будем серьезными. Разговоры о «вмешательстве в политику» имеют лишь одну цель - заставить Церковь замолчать. Церковь имеет неотъемлемое право обращаться к пастве, к народу Божиему. Любое иное понимание попахивает тоталитаризмом.

- Партийны ли архиереи? Если да, то правомерно ли это?

- У архиереев нет причин быть партийными. Партийность есть обеднение, отторжение от целого и прилепление к частному. С другой стороны, иное мнение Церкви по ряду вопросов не означает оппозиции. Церковь не создает ни коалиций, ни оппозиций.

Она уважает правителей, которых народ выбрал исполнять какую-либо должность. Она сотрудничает с ними, если они этого хотят, и свидетельствует истину, не считаясь с тем, во что ей это обойдется.

- Церковь помогает всем, чем может, или она может сделать больше? Может быть, деятельность Церкви недостаточно или не совсем правильно освещается?

- Когда император попросил у Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, принести ему все богатство Церкви, святой собрал всех бедняков Александрии, о которых заботился с огромной любовью, почему и был назван Милостивым, и привел их во дворец, говоря императору: «Это и есть сокровище Церкви».

Церковь и в эти трудные времена, конечно же, оказывает помощь людям. В каждом храме прихожане помогают разными способами: создают добровольческие отряды, оказывают финансовую поддержку.

Вы слышали, что Афинская архиепископия увеличила в два раза те 10 тысяч порций еды, которые она вплоть до сегодняшнего дня раздавала всем нуждающимся. Без ежедневной заботы Церкви в Греции, возможно, произошел бы социальный взрыв.

Церковь не заинтересована в освещении своей деятельности. Ее дела знают люди, которым она помогает. Иногда она вынуждена говорить о них, но это происходит лишь тогда, когда ее деятельность злостно оспаривают. Церковь не может говорить о своем служении все время.

Например, как она осветит деятельность священника, который взял кредит, чтобы помочь больному, чтобы спасти чей-то дом, чтобы дети не остались выброшенными на улицу или чтобы ребенок продолжил изучать иностранный язык?

Очевидно, что этот кредит он выплачивает из своего жалованья. Но об этом нельзя рассказать, это нельзя показать. Когда священник чувствует себя отцом, тогда он делает все это с любовью и изыскивает всевозможные способы помощи чадам своим. Осуждающие же легко спекулируют на нуждах людей, но никогда не откроют им свой собственный кошелек.

В недавнем своем интервью архиепископ Афинский сказал очень четко, что государство забрало 96% церковного имущества. Остальные 4%, несмотря на окончательные судебные решения, по которым оно должно принадлежать Церкви, государство разными способами препятствует использовать. Архиепископ также заявил, что он хочет использовать это имущество в социальных программах, и четко обозначил границу, где заканчивается общественное вмешательство. Кто и почему боится Церкви, которая будет участвовать в общественной жизни во всей полноте?

Что касается освещения деятельности Церкви... Каждый разумный человек знает, что существует организованная цепочка дезинформации и искажения деятельности Церкви и преувеличения всякой человеческой ошибки.

- Учитываются ли цвет кожи, национальность и религиозная принадлежность нуждающихся в помощи?

- Конечно, нет! И Церковь ежедневно это доказывает своей заботой о каждом человеке, который испытывает нужду.

- Какова ваша личная позиция по вопросу о нелегальных иммигрантах и создании барьеров для их притока?

- Этот чрезвычайно тяжелое явление порождено плохой политикой. Каждый нелегальный иммигрант, как и любой человек, это образ Божий. И возможности для помощи им у нас есть. Это несправедливость мира вынуждает людей искать такой выход из своего бедственного положения. Но вот вопрос: прибывают ли они к нам сами, или кто-то их направляет? Есть много вопросов, на которые следует непременно дать ответ, чтобы получить четкое представление о проблеме. Я полагаю, что создание барьеров не является решением. Я согласен с озабоченностью митрополита Александропольского Анфима по этому вопросу.

- Скажите, как можно выйти из кризиса?

- Нам необходимы терпение, спокойствие, единство, серьезность, жертвенность, а также надо обсуждать возникающие проблемы. Еще нам необходимы трезвые оценки и суждения об экономическом положении, и, конечно, нам не нужна заносчивость правителей, а необходимо их понимание, искренность и диалог с ними. Нам необходимо также прислушиваться к голосам тех, кто оказался в бедственном положении и хочет отстоять свои позиции.

Важно понимать, что этот кризис в первую очередь духовный и только во вторую - экономический. Если мы этого не поймем, тогда точно нам будет проблематично из него выйти. Мы утратили смысл нашей жизни. Мы заключили его в настоящем, поместили смысл жизни в благополучие и счастье.

Мы забыли чистое слово Христово: «Не хлебом единым жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих». И мы стали легкой добычей, проглотив приманку тех, кто нам обещал больше хлеба и благополучия. Мы отодвинули в сторону Бога и истину, и получилось, что преуспели мы только в одном: выбросили человека «на помойку». Больно смотреть правде в глаза, но без этого мы не спасемся.

Как мы живем, какому смыслу жизни служим? Обожению человека или его замусориванию? Ответ на этот вопрос - выход из тупика. Мы видим, что так называемая глобализация именно такой - замусоренной - делает человеческую личность.

Великий Достоевский поставил дилемму: «свобода или счастье?» Мы стремились достичь материального благополучия - и утратили самих себя.

Воплощение Бога является мерой ценности человеческой личности. Аскеза есть путь свободы, воздержание есть раскрытие сущностного.

Я полагаю, что главной причиной нынешнего всеобъемлющего кризиса является то, что мы выбросили нашу душу на помойку и посчитали это «деяние» своим достижением. Если мы вновь обретем душу, поставим ее в центр всего, мы сможем вернуться к спасительным истокам.

Перевела с греческого Зинаида Оборнева
Публикуется с сокращениями www.romfea.gr

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/45173.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Сисанионский и Сиатистский Павел (Иоанну)
«Наши политики - наши зеркала»
Интервью митрополита Павла Сисанионского и Сиатистского
08.06.2012
Все статьи Митрополит Сисанионский и Сиатистский Павел (Иоанну)
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30