Когда я и мои однокурсники поступили на филологический факультет Саратовского университета, нам практически сразу же рассказали об ученых, которые прославили Саратовскую филологическую школу. Среди тех, о ком мы узнали, было имя Александра Павловича Скафтымова, исследователя творчества Гоголя, Толстого, Лермонтова, Островского, Чехова.
На первом курсе мы с зубовным скрежетом постигали скафтымовскую монографию о поэтике и генезисе русских былин и, представьте, учили выдержки из нее наизусть; на госэкзаменах даже был отдельный вопрос, посвященный этому монументальному труду. И вот - так и хочется написать в стиле русской классической литературы - прошли годы. Прочно забыв о многом, чему нас учили в студенчестве, не так давно в областном музее краеведения я оказалась на выставке, посвященной 120-летию Александра Скафтымова, и поняла, что многого о нем просто не знала, не понимала - и до конца даже оценить не могла...
«Чем жить и как жить?!» - таково было название выставки, посвященной Скафтымову. Это цитата из его дневниковой записи от 16 апреля 1916 года. За этими словами стоят размышления о месте человека в жизни, о моральных качествах людей и себя самого и о том, каким тебя видят окружающие, в том числе и любимые люди. Вопрос «Чем жить и как жить?!» и его философское осмысление определили жизненный и творческий путь Александра Павловича Скафтымова.
В университете я читала работу Скафтымова под названием «Нравственные искания русских писателей» - сборник статей, посвященных Достоевскому и другим авторам. Поражало то, что ученый всегда стремился рассматривать художественное произведение как единое целое, особо выделяя моральную составляющую каждого романа, рассказа, пьесы, связывая это с личностью автора. Для него важны были духовные искания классиков, тот «живой пример» человеческой высоты, который они собой являли. Думается, что это не только и не столько влияние марксистской идеологии, о котором писали во вступлениях к трудам Скафтымова...
На выставке в музее краеведения я увидела фотографию: юный Александр Павлович с отцом, священником. В биографиях литературоведа о его социальном происхождении упоминается вскользь. Наверное, в советское время об этом и не говорили вовсе. Узнала и о том, что мы со Скафтымовым - земляки. Он родился в селе Столыпино Балтайской волости Вольского уезда. Столыпино - в семи километрах от Балтая, где выросла я... Но это так - субъективное сближение, мое личное маленькое счастье. Интереснее, конечно, та атмосфера, в которой рос будущий ученый, занимавшийся всю жизнь рассмотрением нравственных проблем в произведениях писателей.
Вот что я узнала о семье Скафтымова (ее историей занимался саратовский краевед Сергей Бондарь, опубликовавший свою статью в 2010 году): отец будущего филолога, протоиерей Павел Ильич Скафтымов, был уроженцем села Наскафтым Кузнецкого уезда. Учился в Петровском духовном училище, где его аттестовали так: «Поведения весьма хорошего. Способностей весьма хороших, прилежания очень ревностного и успехов очень удовлетворительных». После духовного училища Павел Ильич поступил в Саратовскую духовную семинарию, которую окончил в 1868 году по второму разряду. После этого он был определен на должность диакона Николаевской церкви села Базарный Карабулак Саратовского уезда. Затем, в 1871 году, был рукоположен в иерея и получил назначение в Нерукотворенно-Спасскую церковь села Новосильцево Вольского уезда, в 1974 году - переведен в Рождество-Богородицкий храм села Столыпино. В Столыпине семья Скафтымовых жила до 1899 года, затем она переехала в село Ивановка Саратовского уезда, где отец Павел служил до 1915 года, когда по состоянию здоровья был почислен за штат. О том, когда и где он предал Богу душу, ничего не известно.
У отца Павла и его супруги, Анны Капитоновны, было 13 детей, но многие умерли в младенчестве. В живых остались шестеро, в том числе и Александр Павлович. Он родился 11 октября 1890 года. Первые годы его учебы проходили в Саратовском духовном училище и Саратовской духовной семинарии. С 1909 по 1913 год Александр Скафтымов учился на историко-филологическом факультете Варшавского университета. По его окончании преподавал в Астраханской мужской гимназии, затем в Саратовской мужской гимназии А.М. Добровольского, где познакомился со своей будущей женой Ольгой Александровной Знаменской. В архивах Научной библиотеки СГУ сохранились дневники Александра Павловича, в которых много места уделено этому событию.
С 1918 года Скафтымов преподает в Саратовском университете. В 1922 году становится доцентом, а потом - профессором, заведующим кафедрой русской литературы. С 1931 по 1948 год А.П. Скафтымов - профессор Саратовского педагогического института. Затем он возвращается в СГУ, где работает до конца своих дней. Скафтымов умер в 1968 году. Похоронен на Воскресенском кладбище Саратова.
Конечно, трудно разглядеть жизнь человека за сухими строчками биографии. Вот один только яркий момент, рисующий характер Александра Павловича. Супруга его была репрессирована в 1930-х годах и несколько лет провела в лагерях. Все это время Скафтымов ждал ее возвращения и писал ей письма - правда, «в стол». В них - его боль и беспокойство о тяжело больном, требующем постоянной заботы сыне (Александр Павлович ухаживал за ним сам), а еще - размышления о жизни, о мире...
Сильный человек в трудных обстоятельствах. Он не оставлял любимую литературу: писал, преподавал, вырастил достойных учеников, которые затем продолжили его дело. Откуда он черпал силы? Не может быть, чтобы вера, которая была в сердце его отца, не передалась и сыну. Хотя бы и тщательно скрытая от посторонних глаз, атакованная сомнениями, не чуждыми каждому думающему человеку. Не мог исследователь, не знакомый с основами христианского мировоззрения, не являющийся носителем этого мировоззрения, так тонко понимать замыслы Достоевского, Чехова и Льва Толстого.
Как интересны пути, по которым мы ходим, все-таки... Учась в университете и постигая литературоведческую науку, я никогда бы не подумала, что через 10 лет после окончания вуза один из моих ученых «мучителей» станет мне настолько близок. Постигая премудрость литературоведческих трудов Александра Павловича, я и мои однокурсники, скорее всего, между строк ловили и усваивали это подспудное великое знание о том, Кто такой Господь Иисус Христос, Кто Он для нашего грешного мира.
Фотография предоставлена Саратовским областным музеем краеведения. Особую благодарность автор выражает Сергею Николаевичу Рубцову, руководителю выставочного отдела музея, за оказанную помощь.Опубликовано на сайте Православие и современость
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56545&Itemid=4