Читая в былые годы о русской эмиграции, мы постоянно встречались с малознакомым словом ностальгия. Чувство, которое терзало всякого русского в изгнании и от которого нередко, говорят, и умирали. Очутившись нежданно-негаданно в свою очередь и не по своей воле в этой самой неведомой диаспоре, мы ощутили и на себе все «прелести» жизни в рассеянии. Только вот чувство ностальгии нам, русским, живущим в Центральной Азии, по правде говоря, неведомо.
С чего ж начинается Родина?
Во-первых, мы не покидали Родину, это Родина покинула нас. И, во-вторых, для многих из нас эта земля и была частью нашей Родины и таковою осталась. И живущим в России не понять этого сложного чувства, когда у русских, уже вернувшихся на родину предков, прорезается ностальгия по местам, где они родились. Однако при этом мы, несомненно, остаемся русскими людьми отнюдь не в меньшей степени, чем коренные российские русские. И в этом заключается особенность наших региональных зарубежных диаспор.
Собственно говоря, процессы, происходящие в постсоветских странах, во многом сходны с мировыми процессами XX века. Поэтому исход русского населения из стран региона представляется логичным и, до некоторой степени, закономерным. В то же время нельзя не заметить, что все проистекает совсем не так, как в африках или индиях. На вопрос, как будут развиваться процессы на постсоветском пространстве, нет однозначного ответа. По крайней мере, здесь, в регионе Центральной Азии, где наличествуют разнонаправленные тенденции. И даже в революционной Киргизии мы не можем быть уверенными в том, что основная масса русского населения в кратчайшие сроки покинет страну.
Кто знает, будь политика России в отношении соотечественников более конструктивной, по примеру Германии, скажем, или Израиля, может быть, вымывание русского населения происходило бы гораздо более высокими темпами. Но и в этом случае какая-то часть русских продолжала бы жить в странах региона. И, на мой взгляд, это весьма полезно для России, понимай это ее руководители. Если обратиться к киргизскому опыту прошлого года, то мы видим, что тогда наиболее оперативно, но и хладнокровно действовали чемпионы выживания - евреи и китайцы. Израильское правительство заявило о готовности эвакуировать всех евреев из Киргизии, и можно не сомневаться, что это было бы выполнено в кратчайшие сроки. Поэтому еврейская диаспора, имея такой тыл, достаточно спокойно отслеживала ситуацию. Понятно, что евреи в своей истории и не такого повидали. Но вот и китайцы, в свою очередь, оказались первыми, кто начал отстраивать свой торговый центр, сожженный и разграбленный, кстати говоря, уже не в первый раз.
Таким образом, мы видим, что наиболее «эффективные» народы, из числа живущих в диаспоре, совсем по-иному, нежели русские, реагируют на те или иные события в среде обитания. Впрочем, и русские не демонстрируют панического бегства, хотя поток отъезжающих заметно возрос. Мне приходилось уже не раз отмечать, что у нас, на окраине империи, в условиях приграничья, сформировался особый подвид русского человека, стойкого к любым испытаниям.
Другое дело, что такое качество русской диаспоры российское руководство вовсе не стремится обращать в свою пользу в отличие от тех же Китая или Израиля.
Несомненно также, что жизнь в новых обстоятельствах формирует в русских особое понимание и ощущение своей самоидентичности, своей русскости, которая подвергается в местных условиях каждодневным испытаниям на прочность. Объективно говоря, двадцатилетний срок независимости - это тот самый рубеж, когда в бывших колониях западных стран возникал обратный эффект притягательности метрополий. Ведь недаром было обозначено такое понятие, как «колея исторического развития», из которой мало кому доведется выбраться. С чего бы той же Грузии, несмотря на амбиции, построить процветающее государство, если она никогда не могла этого сделать за свою без малого двухтысячелетнюю историю. При всем том, что сами грузины несомненно умны и талантливы. То же самое можно сказать и в отношении практически всех постсоветских государств. В принципе, даже в самых успешных из них накопилось множество неразрешимых цивилизационных проблем, которые без России или иной крупной глобальной силы им не решить. Возможно, именно поэтому наиболее актуальными в регионе являются, наряду с социальными, исподволь назревшие цивилизационные конфликты.
В условиях нового времени русские в регионе стали особенно остро понимать и ощущать свою национальную идентичность. В отличие от европейских стран здесь практически невозможна ассимиляция. Даже мусульманское, тюркское население, узбеки и уйгуры, не ассимилируется. Разве только есть случаи формальной записи в титульную национальность. Для русских, понятно, такой путь исключен. Трудность ассимиляции для тех же узбеков и уйгур заключается и в родоплеменной организации киргизского и казахского сообществ, при которой ключевую роль в идентификации играет принадлежность к тому или иному роду племени по мужской линии до седьмого колена. Определяйся национальная идентичность гражданской принадлежностью и ситуация, возможно, была бы иная, а так недостаточно быть смуглолицым и мусульманином.
Национальное достоинство или вечное покаяние
На фоне национальных битв за идентичность, идущих в Киргизии и Казахстане, мы, живущие в рассеянии, особенно остро воспринимаем ситуацию в России. Драматические события декабря на «манежке» стали ведь откровением только для власти, которая забыла про то, что разумная национальная политика есть прямая и первостепенная функция государства. Ведь все те притеснения, которые мы, русские, испытываем в новых постсоветских государствах - в той или иной мере присущи и национальным образованиям внутри России, о чем писала не так давно «Комсомолка», да и в интернете масса подтверждений тому.
Либерально-демократический подход к национальному вопросу, с предложением брать суверенитет большой поварешкой, фактически положил начало демонтажу великой страны и сохраняет такую угрозу и для России.
Руководство России должно четко понимать, что продолжение такой политики как минимум создаст угрозу самой же власти.
Путин сделал то, чего не делал до него никто в истории России, уступив свой трон добровольно. Тем самым были вроде бы заданы и правила игры на будущее. Станет ли наш дуумвират заложником своей же политической схемы?
Говоря без обиняков, следует признать, что мы фактически, без всякой войны, оказались у себя на родине побежденным народом. Два десятка лет русский народ живет в условиях национального унижения уже не в великой, а в «этой стране», как любят выражаться заядлые псевдодемократы.
Если мы посмотрим на послевоенную историю той же Германии, то увидим, что после обеих мировых войн население страны находилось в сильнейшем шоке. И приход Гитлера к власти был обусловлен, среди прочего, стремлением немцев освободиться от «национального позора и унижения». В Бонне есть музей Второй мировой войны, о котором мне рассказали коллеги-соотечественники. Вы не встретите там упоминания о виновности немцев в тех ужасах и страданиях, которые они причинили другим народам. На стендах только о том, как страдали сами немцы. Для здоровья нации это, возможно, вполне приемлемая и верная тактика. И какие бы либеральные речи ни произносились, национальное унижение - это сильнейшее чувство, которым нельзя пренебрегать. Нельзя бесконечно гнобить и прессовать великий народ.
Вот уже два десятка лет нас постоянно заставляют в чем-то каяться и посыпать голову пеплом. Мы уже виноваты и в том, что наша страна огромна и чрезмерно богата. Осталось только раздать по кусочкам страну доброхотам, как того хотела г-жа Олбрайт, а самим постричься в монахи и поселиться в скитах. Достаточно зайти в интернет, и вы без труда узнаете много нового о себе самих. Русский человек и сам не прочь пошутить и посмеяться над своими недостатками. Но когда нам на головы гадят 24 часа в сутки все кому не лень, это уже чересчур. Разумеется, прав был Александр III, заявивший, что у России только два союзника - армия и флот. Знал самодержец, что говорил, и никакая нынешняя политкорректность эту правоту не опровергнет.
Народу, который не хочет кормить свою армию...
А уж в чем только нас не пытаются обвинить! Возьмем, к примеру, хотя бы дежурное муссирование нашего пресловутого пьянства, в повальность которого мы и сами начинаем покорно верить. Это тот самый случай, когда называй человека свиньей, он и хрюкать начнет. Спрашивается, а кто же построил Великую Россию, создал величайшую культуру и русскую цивилизацию, чьи достижения неоспоримы и признаны всем миром? Неужели все это сделали мы, пьяные русские мужики, как говорится, не просыхая? Думается, что миф о повальном русском пьянстве - это и есть миф, который, однако, впарили всему миру, да и нас в нем почти убедили.
А между тем достаточно поднять голову и осмотреться, чтобы убедиться, что нам куда как далеко до тех, кто нас поучает. Посмотрите на Великобританию и гордых бриттов, которые ночами напролет шатаются в пьяном угаре по городам и весям Острова после каждого футбольного матча. А поскольку на этом маленьком островке только европейских чемпионатов - три, то есть где разгуляться британской душе. Разве что, на взгляд демокритиков России, пьяная физия англичанина симпатичнее таковой же русской... А уж пьяный финн на улицах Северной пальмиры - еще с советских времен - местная туристская достопримечательность. В критике и поношении всего русского особо изощряются поляки, и это несмотря на то, что русские их так любят. В Советском Союзе поляки были законодателями моды, элегантности и всего европейского, а красавица Барбара Брыльска до сих пор любима нами. А они нас терпеть не могут. Зато американцев любят, хотя в американском фольклоре, и это общеизвестный факт, поляки занимают почетное место чукчи в русской народной словесности. То есть, мягко говоря, грубо выражаясь, выставляются этакими тупыми идиотами. Да и в Европе у поляков репутация та еще... Однако поучают... И водочкой своей гордятся, да и не только гордятся... И таких примеров не счесть.
А между тем пора русской элите пересмотреть взгляд на самих себя. Благо, что основными конкурентами властного тандема выступают все те же либералы-демократы, авторитет которых в народе ниже плинтуса, а взгляды на русский народ таковы, что нам пора уже застрелиться и самим себя закопать. Но ведь все течет, меняется. Рано или поздно должны появиться в России политические лидеры, для которых национальная гордость - не пустой звук. Почему бы Медведеву не стать таковым?!
Или вот еще один антироссийский перл! Дежурным клише у демократов стала фраза: «Патриотизм - последнее прибежище негодяев». Дескать, только негодяи могут открыто выступать с откровенно патриотических позиций.
А ведь на самом деле автор этих слов английский поэт XVIII века Сэмуэль Джонсон имел в виду совершенно иное. Слово «патриот» Джонсон писал с большой буквы и считал, что патриотизм это последнее, что может искупить вину негодяя.
Разумеется, в силу разного рода причин, скандально известному мачо-демократу в белых штанах, который любит повторять эту фразу, легло на душу именно такое, «демократическое» ее толкование. Между тем нет больших патриотов, чем американцы и евреи в сегодняшнем глобальном мире, и ничего себе, процветают. А потому и служить в американской или израильской армии рвутся даже геи. Стали крылатыми слова Наполеона Бонапарта: «Народу, который не хочет кормить свою армию, суждено кормить чужую!». Армия - это еще одна мишень, по которой ведется непрерывная пальба из всех либерально-демократических орудий.
Резюмируя можно сказать, что за два десятка лет полуразрушены базовые основы русской нации. Немудрено, что в странах Центрально-азиатского региона учителями демократии выступают уже все, кому не лень. Своеобразный разгул кочевой демократии.
Представляется вполне очевидным, что российской властной элите стоит поменьше оглядываться на бесчисленных «воспитателей» внутри страны и за ее пределами. Понятно, что русский народ устал от унижения и бесконечно такое продолжаться не может. Возникает резонное соображение: а не пора ли послать всех заклятых друзей и демонаставников по известному адресу?
А если серьезно, то посмотрите на окраины Российской империи, и вы поймете, что нас ждет! Хотим ли мы, русские, этого?
http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/komu_bez_rusi_zhit_khorosho_2011-02-02.htm