Матушка

Новости Москвы 
0
204
Время на чтение 8 минут
17 августа исполняется 75 лет игуменье Варваре, настоятельнице Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря.

Есть на земле места, где небо совсем рядом, где рукой подать до ясного, лазурного света. Там дышится глубже и ровнее, там облегченной благодатью душой по-особому чувствуешь свое единение с миром.

Эти особые места отмечены присутствием Божией Матери. Одно из них - Пюхтицы, святая земля в Причудье, освященная явлением Пресвятой Богородицы в шестнадцатом веке. А три столетия спустя на месте, где Богородица оставила людям икону своего преславного Успения, устремились к небу купола воздушных храмов Пюхтицкого монастыря.

Эта обитель давно стала символом духовной жизни России. Тут особая нравственная атмосфера, где люди ищут успокоения от мирской суеты, врачуют свою душу и наполняют ее молитвой. Здесь не только всюду порядок и умиротворение. Здесь царит особый - пюхтицкий - дух любви.

С историей монастыря неразрывно связано имя великого праведника святого Иоанна Кронштадтского, который благословил основание обители. С горки близ монастыря он узрел в видении будущий великолепный облик главного монастырского собора. Батюшка говорил своим чадам: «Идите в Пюхтицы. Целуйте эту землю, она освящена пришествием Божией Матери».

... Поезд остановился в эстонском городке Йыхви утром. Худенькая девушка с легкой котомкой, спрыгнув на перрон, с любопытством рассматривала пристанционные домики. Сердце радостно забилось: неподалеку от железной дороги она увидела удивительно красивый православный храм. Решила войти, чтобы помолиться и расспросить о дороге в Пюхтицы. Ее встретил молоденький, очень серьезный, но с необычайно добрыми глазами батюшка. Он подробно объяснил Валентине, как добраться до обители.

Так первого августа 1952 года, в день преподобного Серафима Саровского, будущая настоятельница монастыря на Святой горе стала в нем послушницей. В ту пору настоятелем Богоявленского храма, что находится неподалеку, на железнодорожной станции Йыхви, был отец Алексий - ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С Пюхтицами он был связан тесными духовными узами с раннего детства и немало сделал для становления и расцвета этой святой обители.

Матушка Варвара родилась 17 августа 1930 года в уютном городке Чудово в Новгородской области. При крещении ее нарекли Валентиной. В большой православной семье было семеро детей. «Родители наши были людьми благочестивыми, - рассказывает матушка. - Они заложили у всех нас веру и любовь к Богу. Отец Алексей Матвеевич всю жизнь трудился мастером на стекольной фабрике Кузнецовых. Мама Мария Никитична воспитывала детей. Чудово - довольно крупная железнодорожная станция, многие наши знакомые там работали. Но вот родственников среди них, как вы спрашиваете, не было. Хотя и в жизни моей семьи, и в судьбе обители нашей железная дорога сыграла важную роль. Когда фашисты в сорок первом приблизились к Чудову, мы сумели с большим трудом поездом добраться до Тихвина. Помню хорошо, как железнодорожники формировали эшелоны для эвакуации - ловко, спокойно, четко. Кормили и поили собравшихся отовсюду беженцев. Укрывали нас в подвалах во время бомбежки. Наш эшелон из Тихвина направлялся в Челябинск. А впереди шел поезд с ребятишками из детдома города Пушкина, в котором воспитательницей несколько лет работала старшая сестра Люба. На всех остановках она прибегала к нам - то ломтик хлебушка принесет, то яблочко. Родителей успокаивала. Так с Божией помощью и добрались мы до Кирова...

Они поселились в селе Хороши Кировской области. Было голодно и холодно, но все помогали друг другу. Все дети в семье отличались трудолюбием, добрым и отзывчивым характером. Ближайший храм находился в двенадцати километрах, но Валя в любую погоду добиралась до него. Чтобы успеть к Литургии, выходила из дома до рассвета. Валя читала в храме, пела на клиросе. «Я и сейчас пою в монастырском хоре, пою и на клиросе, Господь сохранил мне голос с детства», - поведала мне матушка. Ее любимой книгой стали «Сказания о чудотворных иконах Божией Матери». Эту книгу дал ей старенький сельский священник отец Евфимий. У него же она брала Жития угодников Божиих - святителя Николая, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

В военные годы, не жалея сил и времени, Валя помогала старшей сестре ухаживать за сиротками. Во время летних каникул ее брали в детский дом воспитательницей...

После войны семья поселилась в Луге - родной дом в Чудове лежал в руинах.

Каждый человек ищет свое место в жизни, свое призвание. В Луге она успешно освоила мирскую профессию. Валентиной довольны были на работе. Но Матерь Божия призвала ее к духовной службе. Вспоминая о первых своих днях в обители, матушка Варвара однажды сказала: «Сразу меня охватило теплое чувство, что это мой дом родной. И с тех пор никогда у меня не возникало даже мимолетной мысли вернуться в мир. Ни разу. Мое счастье здесь».

В пятидесятые годы матушка еще застала Варваринских сестер - тех, кто пришел в монастырь в конце XIX века, при первой пюхтицкой настоятельнице, тоже игуменье Варваре. Это они вместе со своей матушкой носили камни и бревна с полей, строили первые монастырские домики, Святые врата и ограду обители.

Им помогали прихожане пристанционной церкви в Йыхви (тогда городок назывался Иевве). Многие работали на железной дороге. После ее сооружения в семидесятых годах позапрошлого века в этом крае быстро росло число православных. Через Чудское озеро в Эстляндию шли торговые пути из Киевской Руси и Новгородской республики. Но сооружение разветвленной сети стальных магистралей вдохнуло новую жизнь в Причудье. 2 октября 1883 года в Иевве открывается отделение Православного Прибалтийского братства. Губернатор Эстляндии князь С.В.Шаховской организовал широкую благотворительность. Вдоль железной дороги началось сооружение православных храмов и школ, устройство приютов и лечебниц. Для ухода за больными и обучения детей ремеслам из Костромы приехала монахиня Варвара с несколькими сестрами. Поначалу она возглавляла общину сестер на станции Иевве, оказывая материальную и духовную помощь всем нуждающимся. А 15 августа 1891 года состоялось торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. На Святой горе в ту пору стоял всего один деревянный дом. Вскоре он стал монастырской лечебницей. Тяжкий труд сестер можно смело назвать подвигом.

Сегодня в одном из зданий монастыря есть комната святого Иоанна Кронштадтского. Здесь бережно хранятся его книги, предметы и личные вещи, подарки насельниц. Среди них есть интереснейший документ, изготовленный Управлением Балтийской железной дороги в 1892 году. Это своеобразное приглашение посетить Пюхтицы. В нем напечатано также подробное расписание прибытия многих пассажирских поездов на станцию Иевве из Москвы, Санкт-Петербурга, Ревеля, Тарту, Риги. Отец Иоанн Кронштадтский получил его от губернатора Шаховского и сделал на нем несколько своих пометок.

По какому же поводу постарались железнодорожники?

Тот год был знаменательным для новой обители. 13 августа здесь открыли первый православный храм, и архиепископ Рижский и Миттавский Арсений положил под престол металлическую доску с надписью, что храм построен во имя Успения Пресвятой Богородицы. На следующий день заложили Святые врата с колокольней. 23 октября по определению Святейшего Синода обитель получила статус монастыря. С тех пор он не закрывался ни на один день.

... С любовью трудилась послушница Валентина в обители - на полях, огородах, в лесу на заготовке дров, в монастырской гостинице. «Научили меня косить серпом и картошку копать, - вспоминает матушка Варвара. - Начали работать - простор был, поля пустые, никого нет. Только гудки паровозные слышали. На сенокосе станем в ряд, пройдем несколько прокосов, нам скажут: «Девочки, можно отдохнуть 15 минут, садитесь». Кто где косит, там и садится. И начинаем: кто петь, кто четки вязать, кто вырезать крестики, а кто-то вслух читать. Меня все больше читать заставляли: «Валя, читай!» Сидят и слушают. Вот так проходило время в трудах и заботах. Летом особенная пора, вы сами знаете, от посева до уборки урожая каждый день на поле проводишь. А уж когда начинался покос, мы раньше двенадцати с поля не уходили. Тяжелый труд, но выдерживали».

В 1958 году послушница Валентина приняла монашеский постриг и была наречена в честь святой великомученицы Варвары. А в 1968 году, в возрасте 37 лет, была назначена настоятельницей Пюхтицкого монастыря. 19 января, в праздник Богоявления, в таллинском Александро-Невском соборе архиепископ Алексий (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) возвел монахиню Варвару в сан игуменьи и на следующий день в Пюхтицах вручил монахине игуменский жезл.

«Сестры меня приняли хорошо. Большая часть сестер знала меня: они помнили, как я сюда пришла, как я с ними трудилась, - продолжает рассказ матушка Варвара. - Владыка Алексий сразу стал помогать, и мы смогли организовать строительные бригады. В первый же год наладили отопление углем. Подали отопление в собор, потом в трапезную, потом стали подключать все домики. А поначалу мы сами пилили и носили дрова. Трудно было, но ничего. И вот Святейший, дай Бог ему здоровья, все до мелочи продумал. На территории монастыря было два колодца, которые почти пересыхали летом. А тут скважину пробурили. Заново перекрыли крыши соборов, храмов, домиков. Постепенно все наладилось с помощью Святейшего. Так помогал, что я еще другим церквам могла помогать. У кого не было чем крышу покрыть, у кого - страховку заплатить. И как-то с Божией помощью все удавалось. А Владыка Алексий не только помогал по хозяйству, но был для нас также и духовным руководителем. Он очень проникся к Пюхтицам. Это для него родная обитель. Можно сказать, что монастырь он сам поднял. В трудные для Церкви времена не дал закрыть нашу обитель».

За годы своего первосвятительского служения Патриарх не единожды посетил Пюхтицы. В последний свой приезд он преподнес матушке Варваре крест с изображением преподобного Серафима Саровского и вручил орден святителя Иннокентия за миссионерские заслуги.

29 августа 2004 года Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию в храме московского подворья Пюхтицкого монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил всех собравшихся с праздником Успения Пресвятой Богородицы и с 10-летием московского подворья. В своем слове Святейший молвил:

«Сегодня мы отмечаем 10-летие образования московского подворья Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Не много оставалось действующих монастырей в Советском Союзе - всего было 18 монастырей, которые функционировали в 70 - 80-е годы. И Пюхтицкий монастырь был одной из женских обителей, имеющих великую святыню - чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы. Множество наших православных верующих людей из разных городов и весей приходило, чтобы соприкоснуться с этой святыней, посетить это благодатное место. Когда распалась великая держава, когда образовались государственные границы между бывшими союзными республиками и посещение Пюхтицкого монастыря стало затруднительным, возникла идея создать в Москве его подворье, чтобы не прекращалась та живая связь, которая издавна существовала между православными верующими нашей страны и Пюхтицкой обителью».

Святейший особо подчеркнул ту важную роль, которую сыграли пюхтинцы в новейшей истории Русского Православия. Монастырь дал Церкви более десяти игумений и настоятельниц в различные обители, которые возрождались в 90-е годы. Опыт монашеской жизни, заложенный в Пюхтицах, оказался востребованным в те годы, когда возрождалась монашеская жизнь во многих других монастырях земли Русской.

...Минуло 53 года с того дня, когда юной девушкой матушка Варвара ступила на перрон станции Йыхви. 37 лет возглавляет она монастырь в сане игуменьи, твердо ведя по пути спасения насельниц обители, которых сейчас 180.

«Об одном глубоко сожалею, - поведала с грустью матушка Варвара, - не смогла я в прошлом году использовать приглашение Святейшего и присутствовать на богослужении в честь его 75-летия. Из-за хвори в Москву не поехала - ноги теперь отказывают. Что поделаешь? Крест у каждого человека свой. Свой он и у Патриарха. Тяжелый крест Первосвятительского служения. Как ручейки к морю, стекаются кресты паствы к кресту нашего Пастыря. А вам, гудковцам, тоже несущим свой крест, я желаю успеха в важном для Церкви начинании, благословленном Предстоятелем, - восстановлении часовен и храмов на вокзалах и станциях. Пусть по всей России поднимутся храмы, подобные нашему «прародителю» в Йыхви».

Евгений ВОСТРУХОВ
Пюхтицы - Йыхви
Фото автора


http://www.gudok.ru/newspaper/detail.php?ID=283436&year=2005&month=08
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Вострухов
Праздник в Пюхтицах
Исполнилось 75 лет матушке Варваре, настоятельнице Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря
29.08.2005
Матушка
17 августа исполняется 75 лет игуменье Варваре, настоятельнице Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря
16.08.2005
Все статьи Евгений Вострухов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.04.2024 14:11
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 14:02
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:53
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.04.2024 13:48
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:33
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от АБС
28.04.2024 12:30