А.С. Пушкин
Савва Сторожевский (Звенигородский) был (а на небесах, разумеется, и остается) духовным подвижником России, «покровителем царей» и «защитником Москве», исцелителем, прозорливцем, «всем грешным прибежищем», основателем и первым игуменом Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде. В 2007 г. православный мир отмечал 600-летие со дня преставления святого старца, почившего в глубокой старости 3 (16 по н. ст.) декабря 1407 г. В этот день, а также 19 января (то есть 1 февраля по н. ст.) наша церковь отмечает день преподобного Саввы.
Дело в том, что особое значение монастырю, основанному преподобным Саввой, придавал царь Алексей Михайлович, и именно 19 января (1 февраля) 1652 г. по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В те же годы осуществлено переустройство обители, внешний вид которой сохранился до наших дней. Считают, что Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры (в годы лихолетий не сохранившийся) - первым в истории Руси.
Дата рождения святого неизвестна. Предположительно инок Савва мог быть по происхождению из именитого боярского рода великого княжества Смоленского. Известно, что большую часть своей жизни, видимо, с юности, святой прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия Радонежского. Он считается первым учеником (по времени и положению) преподобного Сергия. И был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного (1392), был в течение шести лет игуменом Троицкого монастыря (из-за временного отказа от игуменства преп. Никона Радонежского).
Известно, что преподобный Савва духовно окормлял также вдову Великого Московского князя Дмитрия Донского - Евдокию (в монашестве - Евфросинию) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского и Галицкого, впоследствии тоже Великого князя Московского.
Предание рассказывает, что инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростью превосходил многих, прежде всех входил в церковь и после всех из нее выходил, и такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы, чем дивил братию.
Христолюбивый звенигородский князь Юрий (Георгий) Дмитриевич пришел в монастырь преподобного Сергия к блаженному Савве и упросил его создать обитель в его вотчине на удобном месте. И тогда Савва поселился в пустынном месте на горе Сторожи, в верховьях Москвы-реки, в двух верстах к западу от Звенигорода, верстах в пятидесяти от Москвы, избрав это место для будущей обители.
Хотя обитель перестраивалась в веках, подвергалась разграблениям польскими оккупантами в Смутные времена, но русский люд всегда стремился в «Дом Пречистыя на Стороже», ибо здесь было великое святое место, здесь сам преподобный Савва заложил храм Рождества Богородицы. По новым сведениям первое строительство деревянного храма на горе Сторожи у Звенигорода было произведено в начале 1390-х годов, завершено к 1405 г., году-кануну кончины преподобного. Можно сказать, что преподобный Савва «подгадал» Рождественский собор как свою посмертную свечу Богородице.
Если поглядеть как бы стереоскопически, то цельный взгляд на те события, которые оказались чрезвычайно значимыми в русской духовной истории, будет таковым: именно в разгар храмового строительства в Звенигороде и после кончины владыки звенигородского Даниила преподобный Савва оставил Троицкую обитель и пришел во Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. Этот год, 1398-й, и принято считать датой основания Саввино-Сторожевского монастыря.
В тот период, кроме строительства «Саввиного» Рождественско-Богородичного храма, неподалеку возводился каменный храм на Городке в Звенигородском Кремле, а позднее (уже после кончины Саввы) и знаменитый Троицкий собор в Сергиевом монастыре (в этом храме и теперь покоятся мощи святого Сергия Радонежского). Для росписи звенигородских храмов, построенных в так называемом раннемосковском («звенигородском») стиле, был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев.
Свято-Успенский собор «на Городке» в Звенигороде
Этот Свято-Успенский собор является шедевром, едва ли не лучшим по архитектурному мастерству и изысканности памятником раннемосковского зодчества, он в одном ряду с Димитриевским собором Владимира и церковью Покрова на Нерли.
По благословению Саввы преподобный иконописец Андрей Рублев создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918-1919 гг. на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Не исключено, что именно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева также и на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.
Звенигородский чин Андрея Рублева считается одним из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи. Он состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входившие в семифигурный деисис, были обнаружены реставратором Г.О. Чириковым в 1918 г. Одна служила ступенькой лестницы Успенского собора, другие лежали под поленницей дров, в дровяном сарае неподалеку. Считается, что чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, ктитором которого был звенигородский князь. Авторство Андрея Рублева атрибутировал И.Э. Грабарь, основываясь на данных стилистического анализа, и его вывод подтверждается историческими фактами.
К. Ковалев-Случевский, автор книги «Савва Сторожевский. Факты и мифы, предания и гипотезы», вышедшей в 2007 г. в популярной серии ЖЗЛ, дает интересный взгляд на тему почти одновременного возведения и росписи двух знаменательных соборов на звенигородских всхолмиях - Свято-Успенского «на Городке» и Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре. Он указывает на возникшую в те времена новую концепцию устроения на Руси «Небесного Звенигорода» - уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе которого лежала исихастская теория «нравственного правления», или «благочестивого княжения» (данные слова принадлежат преп. Савве Сторожевскому и отмечены в его житии), поборником которой был еще преп. Сергий Радонежский. «На соседних звенигородских холмах, - замечает писатель, - строилась уникальная цивилизация - Звенигородская Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое начинание, удачное завершение которого могло бы изменить историю Руси, например, намного ранее освободить ее из-под ордынского ига».
Тут уместно вспомнить и об истории самого Звенигорода. Одни историки утверждали, что сам древний Звенигород основан в 1086 г., другие называли 1152 г., большинство же - XIV в. Дело в том, что в Древней Руси было три Звенигорода: два в Галицкой земле и третий под Киевом. Один из них существует и сейчас подо Львовом, только он давно превратился в село. Упоминания в летописи об этих городах и их князьях некоторые историки относили к подмосковному Звенигороду, который впервые был назван в документах лишь в 1339 г. в духовной грамоте Ивана Калиты.
Не оставим без внимания и два исторических факта, ставших удивительными преданиями. Царь Алексей Михайлович совсем не случайно столь почитал святого Савву. Существует история о чуде, рассказывающая о спасении старцем Саввой заядлого охотника Алексея Михайловича от медведя во время охоты. Напомним и о явлении преподобного Саввы пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 г. Француз, разумеется, до этого ничего не знал о русском святом, однако явившийся оккупанту старец убедил его не разорять Саввино-Сторожевский монастырь. Сталось так, что по предсказанию Саввы этот молодой человек уцелел единственный среди основных наполеоновских военачальников, а его потомки породнились с русской августейшей семьей и жили в России.
Скит Саввы в Звенигороде (под монастырем)
В ряду деятелей русской культуры, в творчестве которых затронуты жизнь и образ преподобного Саввы, называют Пушкина (в начале 1830-х переложившего с церковно-славянского на современный ему литературный язык житие преподобного), Шишкина, Шаляпина, Пришвина, Рериха, Ремизова, Левитана, Чехова, Волошина, Шмелева, Солженицына, Андрея Тарковского. Считается, что и Дом Романовых почитал его своим покровителем.
В 2007 г. отмечалось 600-летие со дня преставления преп. Саввы, 460-летие канонизации, 355-летие обретения мощей. В 2008 г. (23 августа по н. ст.) отмечалось 10-летие второго обретения мощей преподобного.
Святый отче Савва, моли Бога о нас!