itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Наш сторож Савва

0
248
Время на чтение 7 минут
post thumbnail
«...Он добре пас во имя Христа собранное стадо,
водя оное на пажить духовную,
и быв некогда единожителем божественному Сергию,
сотворил многие добрые дела о Господе»

А.С. Пушкин

Савва Сторожевский (Звенигородский) был (а на небесах, разумеется, и остается) духовным подвижником России, «покровителем царей» и «защитником Москве», исцелителем, прозорливцем, «всем грешным прибежищем», основателем и первым игуменом Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде. В 2007 г. православный мир отмечал 600-летие со дня преставления святого старца, почившего в глубокой старости 3 (16 по н. ст.) декабря 1407 г. В этот день, а также 19 января (то есть 1 февраля по н. ст.) наша церковь отмечает день преподобного Саввы.

Дело в том, что особое значение монастырю, основанному преподобным Саввой, придавал царь Алексей Михайлович, и именно 19 января (1 февраля) 1652 г. по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В те же годы осуществлено переустройство обители, внешний вид которой сохранился до наших дней. Считают, что Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры (в годы лихолетий не сохранившийся) - первым в истории Руси.

Памятник-икона преподобному Савве Сторожевскому
у входа в монастырь в Звенигороде.
Скульптор С. Сорокин, 2007 г.

Дата рождения святого неизвестна. Предположительно инок Савва мог быть по происхождению из именитого боярского рода великого княжества Смоленского. Известно, что большую часть своей жизни, видимо, с юности, святой прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия Радонежского. Он считается первым учеником (по времени и положению) преподобного Сергия. И был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного (1392), был в течение шести лет игуменом Троицкого монастыря (из-за временного отказа от игуменства преп. Никона Радонежского).

Известно, что преподобный Савва духовно окормлял также вдову Великого Московского князя Дмитрия Донского - Евдокию (в монашестве - Евфросинию) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского и Галицкого, впоследствии тоже Великого князя Московского.

Предание рассказывает, что инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростью превосходил многих, прежде всех входил в церковь и после всех из нее выходил, и такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы, чем дивил братию.

Христолюбивый звенигородский князь Юрий (Георгий) Дмитриевич пришел в монастырь преподобного Сергия к блаженному Савве и упросил его создать обитель в его вотчине на удобном месте. И тогда Савва поселился в пустынном месте на горе Сторожи, в верховьях Москвы-реки, в двух верстах к западу от Звенигорода, верстах в пятидесяти от Москвы, избрав это место для будущей обители.

Хотя обитель перестраивалась в веках, подвергалась разграблениям польскими оккупантами в Смутные времена, но русский люд всегда стремился в «Дом Пречистыя на Стороже», ибо здесь было великое святое место, здесь сам преподобный Савва заложил храм Рождества Богородицы. По новым сведениям первое строительство деревянного храма на горе Сторожи у Звенигорода было произведено в начале 1390-х годов, завершено к 1405 г., году-кануну кончины преподобного. Можно сказать, что преподобный Савва «подгадал» Рождественский собор как свою посмертную свечу Богородице.

Собор Рождества Богородицы (1405) в Саввино-Сторожевском
монастыре. Тут покоятся св. мощи старца Саввы

Если поглядеть как бы стереоскопически, то цельный взгляд на те события, которые оказались чрезвычайно значимыми в русской духовной истории, будет таковым: именно в разгар храмового строительства в Звенигороде и после кончины владыки звенигородского Даниила преподобный Савва оставил Троицкую обитель и пришел во Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. Этот год, 1398-й, и принято считать датой основания Саввино-Сторожевского монастыря.

В тот период, кроме строительства «Саввиного» Рождественско-Богородичного храма, неподалеку возводился каменный храм на Городке в Звенигородском Кремле, а позднее (уже после кончины Саввы) и знаменитый Троицкий собор в Сергиевом монастыре (в этом храме и теперь покоятся мощи святого Сергия Радонежского). Для росписи звенигородских храмов, построенных в так называемом раннемосковском («звенигородском») стиле, был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев.

Свято-Успенский собор «на Городке» в Звенигороде

Этот Свято-Успенский собор является шедевром, едва ли не лучшим по архитектурному мастерству и изысканности памятником раннемосковского зодчества, он в одном ряду с Димитриевским собором Владимира и церковью Покрова на Нерли.

По благословению Саввы преподобный иконописец Андрей Рублев создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918-1919 гг. на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Не исключено, что именно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева также и на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

Спас из деисисного Звенигородского чина.
Икона. Андрей Рублев, 1410-е годы

Звенигородский чин Андрея Рублева считается одним из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи. Он состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входившие в семифигурный деисис, были обнаружены реставратором Г.О. Чириковым в 1918 г. Одна служила ступенькой лестницы Успенского собора, другие лежали под поленницей дров, в дровяном сарае неподалеку. Считается, что чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, ктитором которого был звенигородский князь. Авторство Андрея Рублева атрибутировал И.Э. Грабарь, основываясь на данных стилистического анализа, и его вывод подтверждается историческими фактами.

Архангел Михаил из деисисного Звенигородского чина.
Икона. Андрей Рублев, 1410-е годы

К. Ковалев-Случевский, автор книги «Савва Сторожевский. Факты и мифы, предания и гипотезы», вышедшей в 2007 г. в популярной серии ЖЗЛ, дает интересный взгляд на тему почти одновременного возведения и росписи двух знаменательных соборов на звенигородских всхолмиях - Свято-Успенского «на Городке» и Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре. Он указывает на возникшую в те времена новую концепцию устроения на Руси «Небесного Звенигорода» - уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе которого лежала исихастская теория «нравственного правления», или «благочестивого княжения» (данные слова принадлежат преп. Савве Сторожевскому и отмечены в его житии), поборником которой был еще преп. Сергий Радонежский. «На соседних звенигородских холмах, - замечает писатель, - строилась уникальная цивилизация - Звенигородская Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое начинание, удачное завершение которого могло бы изменить историю Руси, например, намного ранее освободить ее из-под ордынского ига».

Тут уместно вспомнить и об истории самого Звенигорода. Одни историки утверждали, что сам древний Звенигород основан в 1086 г., другие называли 1152 г., большинство же - XIV в. Дело в том, что в Древней Руси было три Звенигорода: два в Галицкой земле и третий под Киевом. Один из них существует и сейчас подо Львовом, только он давно превратился в село. Упоминания в летописи об этих городах и их князьях некоторые историки относили к подмосковному Звенигороду, который впервые был назван в документах лишь в 1339 г. в духовной грамоте Ивана Калиты.

Не оставим без внимания и два исторических факта, ставших удивительными преданиями. Царь Алексей Михайлович совсем не случайно столь почитал святого Савву. Существует история о чуде, рассказывающая о спасении старцем Саввой заядлого охотника Алексея Михайловича от медведя во время охоты. Напомним и о явлении преподобного Саввы пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 г. Француз, разумеется, до этого ничего не знал о русском святом, однако явившийся оккупанту старец убедил его не разорять Саввино-Сторожевский монастырь. Сталось так, что по предсказанию Саввы этот молодой человек уцелел единственный среди основных наполеоновских военачальников, а его потомки породнились с русской августейшей семьей и жили в России.

Скит Саввы в Звенигороде (под монастырем)

В ряду деятелей русской культуры, в творчестве которых затронуты жизнь и образ преподобного Саввы, называют Пушкина (в начале 1830-х переложившего с церковно-славянского на современный ему литературный язык житие преподобного), Шишкина, Шаляпина, Пришвина, Рериха, Ремизова, Левитана, Чехова, Волошина, Шмелева, Солженицына, Андрея Тарковского. Считается, что и Дом Романовых почитал его своим покровителем.

В 2007 г. отмечалось 600-летие со дня преставления преп. Саввы, 460-летие канонизации, 355-летие обретения мощей. В 2008 г. (23 августа по н. ст.) отмечалось 10-летие второго обретения мощей преподобного.

Святый отче Савва, моли Бога о нас!

http://rusedin.ru/2011/02/01/nash-storozh-savva/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Матвей Славко
Молитвою своею Российстей стране победы на противныя подающий
Преподобный Сергий Радонежский и Киев
05.05.2022
«Война на Украине — духовная...»
Как страна превратилась в террористическую секту
27.04.2022
Возможна ли полная денацификация Украины?
Чего мы ждем от специальной военной операции: мнения экспертов
12.04.2022
«В земли Тавричестей просиявшии...»
15 / 28 декабря - Собор Крымских святых
28.12.2021
Старший вестник и воин
К Собору Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2020
Все статьи Матвей Славко
Последние комментарии
Стрелков сегодня
Новый комментарий от Сергей Швецов
05.10.2022 08:25
Убиенной Марине Цветаевой
Новый комментарий от Vladislav
05.10.2022 03:15
Что не так со специальной военной операцией?
Новый комментарий от Наблюдатель
05.10.2022 01:45
Это война!
Новый комментарий от Кирилл Д.
05.10.2022 00:09
Мы возвращаемся в православную Россию
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.10.2022 00:04
Крестный путь крестьянских поэтов
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.10.2022 00:00
«Заморозка» конфликта и «рассерженные патриоты»
Новый комментарий от Кирилл Д.
04.10.2022 23:41