Монастырь святого Никодима в Иерусалиме

0
1083
Время на чтение 5 минут

Во Святом граде неподалёку от Лифостротона - того места, где Спаситель был осуждён на распятие, - в узком невзрачном переулке среди жилых строений находится небольшой греческий монастырь в честь св. Никодима. В местных путеводителях о нём ничего не сказано, и, возможно, по этой причине паломников там практически не бывает.

Когда паломническая программа по главным достопримечательностям и святыням Иерусалима была уже исчерпана, один из участников нашей группы неожиданно предложил заехать в греческий монастырь, где находится чудотворная плащаница Господа нашего Иисуса Христа, сделанная русскими монахами. Как потом выяснилось, этот паломник познакомился с диаконом Александровского подворья, относящегося к юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей, который и посоветовал посетить монастырь св. Никодима и вызвался быть сопровождающим. Наше желание побывать в обители стало единодушным после того, как служитель упомянутого подворья диакон Вячеслав сообщил, что у чудотворной плащаницы можно на мгновение стать участником тех событий, которые происходили две тысячи лет тому назад. Если к плащанице приложить ухо, можно услышать звуки, напоминающие удары кувалды, когда забивают гвозди во что-то не очень плотное. Со слов о. Вячеслава, эта святыня чудодейственным образом сохраняет память о распятии Иисуса Христа.

Пройдя узкими улочками старого города в восточном направлении от храма Гроба Господня через безчисленные торговые ряды, мы вышли на улицу Via Dolorosa (улица «Скорби» или «Крестного пути»), дошли до Претории, свернули в переулок налево и буквально через 70-100 метров остановились у металлической двери с изображением православного креста. Надписи на греческом и английском языках сообщали, что это монастырь св. Никодима: здесь находится темница, где был заточён Иродом Агриппой апостол Петр, которого чудесным образом вывел Ангел Господень.

Каких-либо характерных внешних особенностей монастырь не имеет: нет ни привычных куполов, ни отдельно стоящих храмов. Обитель располагается в здании, большую часть которого составляют жилые помещения. Кстати сказать, исторически так сложилось, что в старом городе некоторые церкви находятся внутри жилых домов. Опекает монастырь иеродиакон Мака-рий. Ему временно помогает монахиня из Румынии по имени Синклитикия.

Отец Вячеслав нажал на дверной звонок, и вскоре нам навстречу вышел единственный попечитель обители. Мы хотели взять у него благословение, но оказалось, что он не имеет священнического сана. (В греческих монастырях на Святой земле не редкость, когда монастырь опекает всего один монах). Миновав узкий двор, мы оказались в небольшом храмовом помещении. По преданию на этом месте происходила встреча праведного Никодима со Спасителем. Никодим был одним из начальников иудейских, фарисеем, членом Синедриона и тайным учеником Иисуса Христа.

Здесь глубокой ночью - из-за страха перед иудеями - при полной луне Спаситель беседовал с Никодимом о Царствии Божием и впервые изъяснил глубинный смысл таинства Крещения и духовного рождения: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3, У). Никодим возражал: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другойраз войти в утробу матери и родиться?» (Ин. 3, 4). Тогда Спаситель поясняет: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Беседу Христа с Никодимом изображает большая икона недалеко от входа в монастырь.

В обители хранится котёл, в котором готовили пищу первые строители храма Гроба Господня во время царствования равноапостольных императрицы Елены и императора Константина Великого, обретших Крест Христов (IV век). Здесь имеется и мощевик с останками монахов, убиенных в монастыре преподобного Саввы Освященного во время персидского нашествия в 614 году. Ознакомившись с основными святынями монастыря, мы с благоговейным волнением подошли к плащанице, которая хранится в простом деревянном ковчеге. На ней большими буквами вышита надпись: «Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Тело Твое...» Диакон Вячеслав показал нам, как нужно правильно прикладываться к плащанице и что нужно делать, чтобы услышать звуки двухтысячелетней давности.

Один за другим мы подходили к плащанице, делали, как полагается, поклоны и, приложив ухо к стеклу, долго вслушивались. Диакон нас всех спрашивал: «Слышали вы что-либо?». Некоторые говорили, что ничего особенного они не услышали. Другие отвечали утвердительно. Подходили к плащанице по два-три раза. Лично я, приложившись второй раз, услышал отдалённые глухие звуки, действительно напоминающие приглушённые удары молота или кувалды... В течение примерно трёх минут я слышал такие звуки дважды.

Необходимо пояснить, что в старом городе много самых разнообразных шумов: возгласы продавцов с рынка, грохот проезжающего транспорта, развозящего товар, из громкоговорителей - призывы муэдзинов на молитву... И хотя стены здания, где находится монастырь, довольно массивные, шумы с улицы проникали всё равно. Поэтому вслушиваться было очень сложно.

Каких-либо документальных свидетельств или описаний плащаницы не сохранилось. Известно только, что она была сделана русскими монахами из Китаевой пустыни три или четыре столетия тому назад, украшена драгоценными камнями и привезена на Святую землю как один из многочисленных даров нашего Отечества. Прежде чем приступить к её изготовлению, иноки много дней строго постились и усердно молились; изготовлялась плащаница также с молитвами и постом.

Следует сказать, что многие православные храмы и монастыри на Святой земле, в том числе и греческие, строились на пожертвования русских царей и попечением щедрых благотворителей - наших соотечественников. Почти во всех святых обителях Палестины можно увидеть русские иконы, фрески с церковнославянскими надписями, кресты.

Перед тем как покинуть монастырь, мы спустились в крипту - нижний храм, где находится темница апостола Петра. В Деяниях апостольских сказано, что по повелению Ирода апостол Петр был схвачен, посажен в темницу и закован двумя цепями. Вся Церковь усердно молилась о нём, и ночью Ангел Господень, явившись Петру, освободил его: цепи спали, и тюремные ворота сами собой отворились. Ангел вывел Петра на улицу, после чего стал невидим.

В темнице помещена большая икона апостола и цепи, однако, как нам пояснили, они не подлинные. Настоящие, которыми был скован первоверховный апостол, крестоносцы увезли в Рим.

Напротив темницы среди прочих икон запомнился необычный образ Спасителя, покрытый кровавыми точками и пятнами. Оказалось, что это копия кровоточащей иконы, находящейся в одном из храмов в Афинах.

На прощание диакон Вячеслав посоветовал нам направлять по возможности паломников и в этот монастырь, поскольку обитель очень бедная. Это послужит и делу духовного просвещения, поскольку о великих делах Божиих необходимо возвещать во всеуслышание, и в то же время будет определённой материальной поддержкой обители.

Очевидно, необходимо провести и всестороннее исследование плащаницы с применением современных научных методов, чтобы определить, например, её точный возраст, историю создания и почему она была отправлена именно в монастырь св. Никодима. В настоящее время достаточно хорошо известно о различных исследованиях Туринской плащаницы и других великих святынь.

Дай Бог, конечно, чтобы всё это совершалось в добром русле на пользу Церкви и всем верующим людям и во славу Божию.

http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2010/iyun/29/monastyr_svyatogo_nikodima_v_ierusalime/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Панков
Древняя святыня
30 августа - Празднование Свенской (Печерской) иконы Божией Матери
30.08.2007
Возрождение Белобережской пустыни
Жертвой русской голгофы XX века стали тысячи уникальных православных святынь, многие из которых уже не могут быть восстановлены...
16.02.2007
Все статьи Владимир Панков
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06