Рим. 8. 35–37.
В этом году в иконной мастерской города Саратова (при Cвято-Никольском мужском монастыре) был написан образ священномученика Иоанна Днепровского. Он служил настоятелем Свято-Троицкого храма в селе Полчаниновка, разрушенного в 1929 году. Освящение иконы состоялось в начале этого года. После богослужения настоятель церкви во имя великомученика Димитрия Солунского в этом селе протоиерей Геннадий Чеботаренко прочитал вместе с прихожанами жизнеописание святого. А старожилы села поделились воспоминаниями.
Из жизнеописания священномученика Иоанна (Полчаниновского), составленного Саратовской епархиальной комиссией по канонизации подвижников благочестия, известно, что Иван Михайлович Днепровский родился 18 сентября 1875 года в селе Старый Чирчим Камешкирской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии в семье церковного пономаря. Он обучался в Саратовской православной духовной семинарии, но выбыл из первого класса по собственному прошению. С 1892 по 1903 год служил псаломщиком, учителем различных предметов в церковноприходской школе при храме в честь Казанской иконы Божией Матери села Улыбовка Вольского уезда Саратовской губернии. В 1898 году Иван Михайлович женился на дочери священника села Полчаниновка Александре и имел дочь Серафиму и трех сыновей: Михаила, Николая, Сергия.
В 1906 году Иван Днепровский был рукоположен во диакона Богоявленской церкви села Терса Вольского уезда. А после рукоположения в сан священника с 1911 года служил в Свято-Троицком храме села Полчаниновка Вязовской волости Саратовских уезда и губернии (сейчас — Татищевский район Саратовской области).
После революции 1917 года священник Иоанн Днепровский, несмотря на гонения на веру в стране, продолжал пастырское служение, окормляя жителей своего села. Осенью 1919 года отец Иоанн был арестован органами ВЧК. Он обвинялся в том, что под престолом в храме хранил две ручные бомбы. Видимо, даже сотрудники Чрезвычайки понимали абсурдность такого обвинения, поскольку отец Иоанн, проведя в заключении 18 суток, был отпущен без последствий. Ничего не известно о жизни священномученика Иоанна и его семьи в период страшного голода в Поволжье 1921–1922 годов. Но во время нового витка гонений на Церковь в 1929 году закрыли храм в селе Полчаниновка, а затем и разрушили его. Отец Иоанн стал безместным священником.
Он переехал в город Новоузенск и поступил на работу. Его приняли наблюдателем на Нижне-Волжскую испарительную метеорологическую станцию. Жил он у монахини Акилины (Шилиной). Семья же священника оставалась в городе Саратове. В голодный 1933 год отошла ко Господу супруга отца Иоанна Александра Ильинична. Она похоронена на Воскресенском кладбище Саратова.
***
Именно это последнее время служения святого сохранилось в памяти нескольких сельчан. Так, Валентина Сергеевна Вершинина, коренная жительница села Полчаниновка, вспоминает, что церковь, в которой служил будущий священномученик, была большая, белая, с высокой колокольней, колокола на праздники звонили очень красиво. Валентина Сергеевна помнит свое последнее Причастие в этом прекрасном храме. Это было летом 1929 года, ей было в то время 6 лет:
— Со всех окрестных деревень привезли детишек… Их было столько, что через всю церковь выстроилась вереница, вплоть до выхода. Негде было и яблоку упасть. Люди уже знали, что храм будет скоро разрушен.
Память Валентины Сергеевны не сохранила облик отца Иоанна, но ей запомнился его красивый голос. Будучи несколько лет до принятия сана преподавателем пения в церковноприходской школе, священномученик Иоанн смог организовать очень хороший хор в сельском храме, которым восхищались в то время, по словам матери Вершининой, даже приезжие регенты из Москвы. Хор, конечно же, состоял из жителей села Полчаниновка.
Этот рассказ дополняет Анастасия Андреевна Петрова (в 1929 году ей было семь лет, она жила с родителями в селе Большая Федоровка, и семья ходила за 7 километров в храм села Полчаниновка):
— В те времена в Свято-Троицкий храм в Полчаниновку ходили не только из нашего села. Ходили люди изо всех окрестных сел: Большой Ивановки, Серебряковки, Большой Федоровки, Лизаветино… Сел 5–6-то точно было. А потом и в Полчаниновке храм снесли, и ходить молиться стало некуда.
Снесенная церковь была каменной, с колокольней. Ее возвели в 1831 году, на средства помещицы Натальи Михайловны Казариновой. После сноса, по воспоминаниям Анастасии Андреевны, на месте храма построили продуктовый магазин. Холодильников тогда не было, и магазину понадобился погреб. Стали рабочие его выкапывать — и провалились. Это был цокольный этаж бывшего храма, там оказалось несколько склепов, захоронения ктиторов Свято-Троицкой церкви. Вскрыли один из гробов: вся одежда была цела, а от тела остался лишь скелет... С тех пор местные жители перестали покупать в магазине то, что хранилось в погребе.
Новая церковь в Полчаниновке появилась в конце двадцатого века. Под храм был переоборудован жилой дом. Сохранилась одна икона из старой церкви: образ Спасителя, где Он изображен вместе с Богородицей и Иоанном Крестителем.
Ее передала в нынешнюю церковь одна из жительниц села. Сейчас эта икона является запрестольным образом храма во имя великомученика Димитрия Солунского, находящегося в нескольких десятках метров от продуктового магазина на месте разрушенной церкви.
***
… В 1937 году, работая в Новоузенске, отец Иоанн Днепровский был арестован местной милицией. Его обвинили в «распространении контрреволюционной клеветы о новой советской конституции и руководителях Советской власти и проведении антисоветской агитации против Советской власти» и увезли в саратовскую тюрьму. Реальной же причиной ареста послужило то, что священник открыто высказывался против закрытия церквей и преследования верующих. Это он и подтвердил на следствии, которое длилось всего день.
— Вы говорили, что советская власть посягнула на религию, разграбила храмы, невинно сослала все духовенство,— признаете ли это? — спрашивали у отца Иоанна следователи.
— Да, это я действительно говорил: что все храмы советская власть уничтожила и что священство невинно все сослано, других разговоров я совершенно не вел.
...Через день после следствия иерей Иоанн Днепровский был расстрелян.
В 1961 году сын святого Иоанна, Николай, обратился в МВД с просьбой о реабилитации новомученика. По протесту прокуратуры Саратовской области президиум Саратовского областного суда своим постановлением от 29 октября 1961 года реабилитировал священника за недоказанностью обвинения. При этом было отмечено, что дело сфабриковано с грубым нарушением процессов следствия и судопроизводства.
17 июля 2002 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о прославлении в лике святых иерея Иоанна Днепровского. Память священномученика празднуется 2 (15) декабря.
В годы безбожной власти тысячи простых сельских священников, среди которых был и отец Иоанн Днепровский, до последней минуты жизни оставались верными своему пастырскому долгу. По слову Спасителя: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить… (Мф. 10. 28), они явили пример веры во Христа и верности Ему даже до смерти и теперь молитвенно предстательствуют за нас.
Подготовил Алексей Сергеев
Газета «Православная вера» № 10 (414) 2010 г.
http://eparhia-saratov.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=9798&Itemid=3&pop=1&page=