Памяти новомученика

0
256
Время на чтение 5 минут
Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
Рим. 8. 35–37.


В этом году в иконной мастерской города Саратова (при Cвято-Никольском мужском монастыре) был написан образ священномученика Иоанна Днепровского. Он служил настоятелем Свято-Троицкого храма в селе Полчаниновка, разрушенного в 1929 году. Освящение иконы состоялось в начале этого года. После богослужения настоятель церкви во имя великомученика Димитрия Солунского в этом селе протоиерей Геннадий Чеботаренко прочитал вместе с прихожанами жизнеописание святого. А старожилы села поделились воспоминаниями.

Из жизнеописания священномученика Иоанна (Полчаниновского), составленного Саратовской епархиальной комиссией по канонизации подвижников благочестия, известно, что Иван Михайлович Днепровский родился 18 сентября 1875 года в селе Старый Чирчим Камешкирской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии в семье церковного пономаря. Он обучался в Саратовской православной духовной семинарии, но выбыл из первого класса по собственному прошению. С 1892 по 1903 год служил псаломщиком, учителем различных предметов в церковноприходской школе при храме в честь Казанской иконы Божией Матери села Улыбовка Вольского уезда Саратовской губернии. В 1898 году Иван Михайлович женился на дочери священника села Полчаниновка Александре и имел дочь Серафиму и трех сыновей: Михаила, Николая, Сергия.

В 1906 году Иван Днепровский был рукоположен во диакона Богоявленской церкви села Терса Вольского уезда. А после рукоположения в сан священника с 1911 года служил в Свято-Троицком храме села Полчаниновка Вязовской волости Саратовских уезда и губернии (сейчас — Татищевский район Саратовской области).

После революции 1917 года священник Иоанн Днепровский, несмотря на гонения на веру в стране, продолжал пастырское служение, окормляя жителей своего села. Осенью 1919 года отец Иоанн был арестован органами ВЧК. Он обвинялся в том, что под престолом в храме хранил две ручные бомбы. Видимо, даже сотрудники Чрезвычайки понимали абсурдность такого обвинения, поскольку отец Иоанн, проведя в заключении 18 суток, был отпущен без последствий. Ничего не известно о жизни священномученика Иоанна и его семьи в период страшного голода в Поволжье 1921–1922 годов. Но во время нового витка гонений на Церковь в 1929 году закрыли храм в селе Полчаниновка, а затем и разрушили его. Отец Иоанн стал безместным священником.

Он переехал в город Новоузенск и поступил на работу. Его приняли наблюдателем на Нижне-Волжскую испарительную метеорологическую станцию. Жил он у монахини Акилины (Шилиной). Семья же священника оставалась в городе Саратове. В голодный 1933 год отошла ко Господу супруга отца Иоанна Александра Ильинична. Она похоронена на Воскресенском кладбище Саратова.

***

Именно это последнее время служения святого сохранилось в памяти нескольких сельчан. Так, Валентина Сергеевна Вершинина, коренная жительница села Полчаниновка, вспоминает, что церковь, в которой служил будущий священномученик, была большая, белая, с высокой колокольней, колокола на праздники звонили очень красиво. Валентина Сергеевна помнит свое последнее Причастие в этом прекрасном храме. Это было летом 1929 года, ей было в то время 6 лет:

— Со всех окрестных деревень привезли детишек… Их было столько, что через всю церковь выстроилась вереница, вплоть до выхода. Негде было и яблоку упасть. Люди уже знали, что храм будет скоро разрушен.

Память Валентины Сергеевны не сохранила облик отца Иоанна, но ей запомнился его красивый голос. Будучи несколько лет до принятия сана преподавателем пения в церковноприходской школе, священномученик Иоанн смог организовать очень хороший хор в сельском храме, которым восхищались в то время, по словам матери Вершининой, даже приезжие регенты из Москвы. Хор, конечно же, состоял из жителей села Полчаниновка.

Этот рассказ дополняет Анастасия Андреевна Петрова (в 1929 году ей было семь лет, она жила с родителями в селе Большая Федоровка, и семья ходила за 7 километров в храм села Полчаниновка):

— В те времена в Свято-Троицкий храм в Полчаниновку ходили не только из нашего села. Ходили люди изо всех окрестных сел: Большой Ивановки, Серебряковки, Большой Федоровки, Лизаветино… Сел 5–6-то точно было. А потом и в Полчаниновке храм снесли, и ходить молиться стало некуда.

Снесенная церковь была каменной, с колокольней. Ее возвели в 1831 году, на средства помещицы Натальи Михайловны Казариновой. После сноса, по воспоминаниям Анастасии Андреевны, на месте храма построили продуктовый магазин. Холодильников тогда не было, и магазину понадобился погреб. Стали рабочие его выкапывать — и провалились. Это был цокольный этаж бывшего храма, там оказалось несколько склепов, захоронения ктиторов Свято-Троицкой церкви. Вскрыли один из гробов: вся одежда была цела, а от тела остался лишь скелет... С тех пор местные жители перестали покупать в магазине то, что хранилось в погребе.

Новая церковь в Полчаниновке появилась в конце двадцатого века. Под храм был переоборудован жилой дом. Сохранилась одна икона из старой церкви: образ Спасителя, где Он изображен вместе с Богородицей и Иоанном Крестителем.

 Ее передала в нынешнюю церковь одна из жительниц села. Сейчас эта икона является запрестольным образом храма во имя великомученика Димитрия Солунского, находящегося в нескольких десятках метров от продуктового магазина на месте разрушенной церкви.

***

Священномученник Иоанн Днепровский… В 1937 году, работая в Новоузенске, отец Иоанн Днепровский был арестован местной милицией. Его обвинили в «распространении контрреволюционной клеветы о новой советской конституции и руководителях Советской власти и проведении антисоветской агитации против Советской власти» и увезли в саратовскую тюрьму. Реальной же причиной ареста послужило то, что священник открыто высказывался против закрытия церквей и преследования верующих. Это он и подтвердил на следствии, которое длилось всего день.

 — Вы говорили, что советская власть посягнула на религию, разграбила храмы, невинно сослала все духовенство,— признаете ли это? — спрашивали у отца Иоанна следователи.

— Да, это я действительно говорил: что все храмы советская власть уничтожила и что священство невинно все сослано, других разговоров я совершенно не вел.

...Через день после следствия иерей Иоанн Днепровский был расстрелян.

В 1961 году сын святого Иоанна, Николай, обратился в МВД с просьбой о реабилитации новомученика. По протесту прокуратуры Саратовской области президиум Саратовского областного суда своим постановлением от 29 октября 1961 года реабилитировал священника за недоказанностью обвинения. При этом было отмечено, что дело сфабриковано с грубым нарушением процессов следствия и судопроизводства.

17 июля 2002 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о прославлении в лике святых иерея Иоанна Днепровского. Память священномученика празднуется 2 (15) декабря.

В годы безбожной власти тысячи простых сельских священников, среди которых был и отец Иоанн Днепровский, до последней минуты жизни оставались верными своему пастырскому долгу. По слову Спасителя: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить… (Мф. 10. 28), они явили пример веры во Христа и верности Ему даже до смерти и теперь молитвенно предстательствуют за нас.

Подготовил Алексей Сергеев
Газета «Православная вера» № 10 (414) 2010 г.


http://eparhia-saratov.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=9798&Itemid=3&pop=1&page=
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Алексеев
Последняя черта
Приговор династии Годуновых
30.05.2011
Пепел в сердцах. За что погибли отец Андрей и его семья
В Тверской области сгорела семья священника Андрея Николаева
14.12.2006
Все статьи Сергей Алексеев
Последние комментарии
О здравом смысле бытия
Новый комментарий от Игорь Бондарев
21.12.2024 16:09
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от АБС
21.12.2024 16:08
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от учитель
21.12.2024 16:00
У них всё возможно
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 15:51
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 14:27
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
21.12.2024 14:27