«Потому что мы люди»

0
209
Время на чтение 6 минут

Первых христиан можно было узнать и отличить по той любви, которая царила между ними. Наши современники, конечно, похвастаться столь высокими отношениями вряд ли смогут. Но даже искреннее устремление к этому идеалу наполняет жизнь православного сообщества многими вещами, полное отсутствие которых так раздражает нас в социальной жизни. Итак, какая же она, жизнь современных православных?

СВОЙ МИР, СВОИ ЗАКОНЫ?

В сознании большинства людей храм - это место, где совершаются богослужения. Все, конечно же, так, но стороннему наблюдателю часто кажется, что этим церковная жизнь и ограничивается. Однако она намного шире. Как правило, при каждом храме естественным образом складывается и общность людей, постоянных прихожан. И приходская жизнь имеет немало своих самых разных граней и проявлений - от паломнических поездок по святым местам и общих дел до совместного проведения праздников и простого человеческого общения. И вот об этой стороне жизни люди наблюдающие за Церковью со стороны, как правило, знают или очень мало, или совсем ничего. Не видна она и тем, кто заходит в храм время от времени. Но при этом жизнь современных православных христиан, объединившихся вокруг одного храма и какого-то общего дела, в целом при активности людей может быть довольно интересной.

Если пытаться сказать о ней общими словами, то можно вполне образ жизни православных людей как некой общности очень условно сравнивать с субкультурой. Субкультура всегда отличается от господствующей своей особой системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Нормы и идеалы жизни в среде православных воцерковленных людей тоже довольно радикальным образом отличаются от общепринятых в современном обществе потребления. Только в отличие от субкультур этот мир православных людей небросок в своих внешних проявлениях и лишен протестного вызова по отношению к окружению. Увидеть его со стороны практически невозможно, нужно только погружаться в самую гущу церковной жизни. И тогда становится понятно, что она, эта внутрицерковная жизнь, совсем не странная и не чудная, а напротив, полна той самой «нормальности», которой так не хватает современному социуму.

Самый яркий пример - работа воскресных школ. Здесь для детей проводят самые разнообразные занятия, которые позволят им и познакомиться с азами и основами православной веры, и просто помогут в интеллектуальном и творческом развитии. Но в самой системе этой детской жизни есть много того, на что можно посмотреть с завистью. И дело не в самой информации и наборе знаний, которых были лишены многие поколения людей в нашей стране, а в некой элементарной гуманности, которой катастрофически не хватает современной школе. Воскресная школа - это на самом деле то место, где ребенок, подуставший от современной системы образования, может оттаять. Как рассказала мне Елена, прихожанка одного из саратовских храмов:
- Там любят всех, неважно, на какие оценки ты учишься и кто твои родители, ребенок приходит в воскресенье на занятия, и ему всегда рады, его любят. И опыт таких отношений для ребенка очень важен.

Воскресная школа как часть приходской жизни позволяет ребенку оказаться в другой системе координат, в другом измерении, где нет рангов, которые часто делают невыносимой или просто усложняют жизнь детей в школе. Нет двоечников и отличников, любимчиков и всеми позабытых серых троечников.
Среди преподавателей можно встретить довольно часто очень нехарактерный для современной школы подход к своему труду. Вот рассказ ученицы воскресной школы Оли:

- Отец Сергий раздавал нам задания для самостоятельной работы. Мы его спросили, будет ли он ставить оценки. А он нам ответил, что оценки он будет ставить на самом деле не нам, а себе, по ним он сделает выводы, как хорошо он учил нас всю четверть.
Можно только вздыхать, представляя, как изменилась бы школьная жизнь наших детей, если бы все учителя в общеобразовательных школах так относились к своему делу.

Как правило, помимо внутришкольной жизни, насыщенной занятиями, праздниками с детскими театральными постановками, концертами, чаепитиями, совместными поездками по святым местам, во многих воскресных школах есть место и для деятельности, направленной вовне. Кто-то съездит с концертом в дом престарелых, кто-то в интернат. Когда дети приучаются с детства, что нельзя быть равнодушным к чужой боли и беде - это всегда благо, в котором заинтересованы в первую очередь сами родители. Ребенок, выросший и превратившийся в черствого детину, вряд ли станет отрадой для пап и мам. Современная школа, увы, практически перестала детей воспитывать.

ПРОСТО ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ

Некая всеобщая нацеленность на неравнодушие - это отличительная черта жизни православных сообществ, которые образуются при любом храме. Понятно, что на одном приходе это может быть ярче выражено, а где-то приходская жизнь почти не сложилась, но в данном случае хочется отметить лишь общие характерные черты.
Самый элементарный пример. Беременная женщина пришла в выходной на вечернюю службу, к ней подходит постоянная прихожанка храма:
- Наташа, нам тут одна женщина хорошую одежду принесла для беременных. Тебе нужно, возьмешь?

Когда кто-то оказывается в непростой ситуации - не оставят. Чем смогут - всегда помогут. Словом, делом, деньгами, молитвой.

Достаточно редкое сегодня чувство - понимать и знать, что ты не просто некая общественная единица, вынужденная куда-то бежать, зарабатывать, кормить детей, решать массу бытовых проблем, а часть некой общности людей. Эту общность объединяет не профессиональный интерес, не желание иметь взаимовыгодные знакомства или вместе весело проводить время. Люди объединены неким человеческим теплом, которое рождается просто потому, что они ходят в один храм и вместе исповедуют одну веру.

На самом деле на человека совсем стороннего вся эта внутренняя церковная жизнь, если он вдруг оказывается в гуще приходского водоворота, может произвести впечатление чем-то сродни потрясению. Мысли: «Так сегодня не бывает!» - вполне закономерно могут появиться.

Лично я особенно остро и в красках почувствовала это, когда жила в течение полугода в чужом городе и отвела там ребенка заниматься в воскресную школу. События развивались по сценарию: «приняли, как родную, обогрели и ровным счетом ничего за это не попросили». Одна прихожанка того храма, интеллигентная женщина, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации вместе со своими детьми, рассказала о своей дороге к Богу и в Церковь. Храм она на тот момент обходила стороной, как и у большинства наших сограждан что-то «не сложилось». Но тут решила привести ребенка в воскресную школу, потому что ей сказали, что сын сможет абсолютно бесплатно заниматься рисованием, пением и т.д. Оказалось, что в придачу к этому интеллектуально-творческому изобилию детей еще и бесплатно кормят. Тогда в ее положении это было очень кстати. В итоге через такой вот неожиданный поворот судьбы она и веру обрела, и к Богу пришла.
Есть очень известное выражение, что ни один человек не может обрести веры в Бога, если не увидит в глазах другого человека отблеск вечной жизни. И как показывает практика, есть немало людей, которые приходят к Богу и в Церковь, именно согретые этой довольно необычной атмосферой тепла и неравнодушия. Она складывается просто потому, что так жить правильно, а так, как живет мир вне Церкви, жить трудно, для кого-то невыносимо. И дело не в бегстве от реальности, а просто потому, что так по-человечески, по-людски.

Зайдите в какой-нибудь большой храм в субботу вечером или в воскресенье утром на Литургию. Как раз в эти дни любой православный церковный человек приходит в храм. В субботу вечером на всенощное бдение, в воскресенье утром на Литургию. Здесь очень большое число людей здороваются друг с другом, приветливо улыбаются. В православной среде свой этикет. Так, например, в храме обычное приветствие часто заменяют словами: «С Праздником!». В Церкви практически любой день является днем памяти какого-либо святого и любой воскресный день всегда праздничный.

В дни праздников большинство прихожан причащается. Причастие - главное Таинство Православной Церкви, в нем человек получает благодать, которая дает ему силы возрастать на его духовном пути, да и просто жить. В эти дни длинные очереди выстраиваются сначала на исповедь к священнику, затем к Чаше со Святыми Дарами. Прихожане особенно тепло и заботливо поздравляют друг друга, говоря: «С Причастием!».

После службы по большим церковным праздникам люди часто не расходятся по домам, а собираются за общим столом. И выражение «не чуждо ничто человеческое» здесь вполне применимо, хотя православных людей часто почему-то считают угрюмыми аскетами.

Еще одна удивительная составляющая жизни многих приходов, да и просто православных церковных людей - они друг за друга молятся. Кухонные разговоры в стиле «Да чтоб ей (ему) ...» и дальше всем известное продолжение здесь не в ходу. А раз молятся, значит, говоря языком светским, желают друг другу добра, здоровья и всего того, что так нам всем необходимо. Так, на некоторых приходах в пост прихожане читают Псалтирь, составляется список всех прихожан и их родственников, за которых нужно помолиться. Получается, что люди молятся друг за друга всем приходом. Длинные ответы на вопрос: «Зачем это нужно?» приводить не буду, они все же больше для внутреннего употребления, человеку вне этой жизни они могут быть не вполне понятны. Но кто-то мне ответил на вопрос очень емко и коротко: «Потому что мы люди».

Конечно, в идеале в православной общине должна быть соблюдена полная верность всем идеалам христианской жизни. Понятно, что в жизни так получается не всегда. И как в любом человеческом сообществе бывает всякое: и ссоры, и разного рода несогласия. Но некое устремление к идеалу, так трудно достижимому в мире несовершенных людей, уже является чем-то уникальным, тем маленьким светом, который оставляет надежду, что не все еще потеряно в этом мире перевернутых идеалов.

 

Фото Ирины ТАСКАНОВОЙ

http://www.sarvzglyad.ru/?news_id=3248

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юлия Семенова
Все статьи Юлия Семенова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06