Мы, нижеподписавшиеся священномонахи, иеродиаконы, монахи, монахини, послушники и послушницы монастырей богоспасаемой епархии Рашско-Призренской, чувствуем потребность вновь и открыто обратиться ко всей сербской общественности, как Его Святейшеству патриарху Иринею и теперешнему администратору епархии Рашско-Призренской митрополиту Амфилохию, так и ко всем отцам архиереям СПЦ, ко всем, вплоть до последнего верующего нашей Святой Церкви, к которым да и мы как последние будем причислены.
С радостью мы приняли весть, что Верховный суд республики Греции Ареопаг освободил о. Симеона Виловского, увидев, что состряпанным и всемерно ширимым обвинениям против него нет никаких доказательств. Предпринимались разнообразные попытки нашему общественному мнению объяснить это тенденциозно и противно истине, начиная с того, что он был отпущен под денежный залог, что отпущен благодаря лжесвидетельству Епископа Артемия, вплоть до скандального попрания всякой веры в независимость судебной системы в Греции (а такое заявление доставлено и представлено и Его Святейшеству Патриарху), что, «вероятно, имеет место некое вмешательство».
Но, однако, пока в Сербии под известные крики «Держи вора!» совершалось другое действие (устранение епископа Артемия с архиерейской кафедры), сопровождаемое беспрецедентным вторжением в помещения Епископии, взламыванием замков и выбиванием дверей, разжиганием немирных настроений, разделений и раздоров, запальчивыми речами, разговорами и клеветами, греческий Верховный суд мудро и спокойно принял своё, как мы верим, не сомневаясь в беспристрастности и нейтральности греческого судопроизводства, честное и правое решение.
Тем временем, большая часть монашества Рашско-Призренской епархии, не мирясь с неправедными декретами, особенно с тем, что Владыка Артемий устраняется от них, отнимается как духовный отец, с трудом и болью решилась оставить свою Епархии, покинуть монастыри. Многие из тех, кто ещё месяцами ранее хотели уйти, остались, придавленные прещениями и страхом, с мукой в душе, молясь, ожидая возвращения любимого пастыря.
Всё это время монахи-беженцы с разных сторон, а особенно от бывшего епископа Захолмско-Герцеговинского Афанасия, были «человеколюбиво» и «пастырски» награждаемы различными именами и эпитетами: «парасинагога Артемиева», «артемиты», «псевдозилоты», «урлоты», «деревянные адвокаты», «эпигоны», «раскольники», «церкворушители» (и многими, многими другими без числа...). Мы же старались в меру своих сил исполнить Господню заповедь молиться за обижающих нас и гонящих и благословлять проклинающих нас (ср. Мф.5:44). Ибо наше истинное намерение было и осталось: пребывать сынами Отца Небесного и верными чадами нашей Свято-Саввской Матери Церкви, откуда нас, очевидно, стараются изгнать, распространяя небылицы о так наз. «расколе» и «раскольниках» тоном - для нас странным, а Евангелию и Церкви противным - страстного желания именно этого.
А раскола не было и нет (и, Бог даст, и не будет) не только на деле, но и в мыслях кого бы то ни было из нас, ведь нас так учил наш Авва, а он учился и научился у своего Аввы, затворника, ангела и благовестника [Иустина] Челийского.
В свете этих новейших событий, освобождения в виду отсутствия доказательств о. Симеона Виловского и призыва Его Преосвященства, отца нашего, Епископа Артемия, возвратиться в свои монастыри пострига и покаяния, смиренно, но искренно и ответственно заявляем, что мы готовы тотчас же последовать ему и вернуться на распятые Косово и Метохию и в Рашскую область, чтобы хранить Священными Таинствами и святыми добродетелями, постом и молитвою, доверенные нам святыни, как нас годами, - а некоторых и десятилетиями! - учил Преосвященный Владыка Артемий. Всё это мы совершенно готовы исполнить настолько, насколько пастыри нашей Святой Церкви найдут храбрости и силы, ещё раз внимательно и ответственно рассмотрев решение о смене и изгнании епископа Артемия (как следствие необоснованных обвинений в его адрес), в духе икономии изменить его, чтобы сделать возможным наше мирное возвращение с целью полного исполнения просьбы Архиерейского Синода, как и нашего духовного отца. Дабы следовать, как написано в его призыве, «духу Святых Отцов и Подвижников», которые всегда самопожертвованно оставались на трудном пути защиты истины и правды Божией, не соглашаясь на противоположное.
О том, что подобным пожеланием мы не создаём прецедента и не требуем ничего странного, беспримерного и противного Святейшему Архиерейскому Собору и духу соборности нашей Церкви, свидетельствуют нам и слова преподобного Иустина Челийского, которого отцы архиереи в этом году единогласно провозгласили святым, подтверждая тем богодухновенность его богословия: "Всё это [имеется в виду выражение человеколюбивые некие решения, как, к примеру, говорится в 5-м каноне Святого Первого Вселенского Собора] говорили и так поступали святые Епископы Церкви Божией не потому, что не верили в непогрешимость Церкви Богочеловека Христа, напротив, в вопросах веры и догматов они всегда были неотступными и без снисхождения хранителями святого Апостольского предания и, силой Духа Святаго, непогрешимыми его толкователями.
Однако, Святые Отцы поступали так потому, что как Епископы и Пастыри Церкви Христовой знали, что для церковной пользы, - а это только спасение людей в Церкви, во Христе, - может быть преиспытано и «икономии ради» даже и изменено хотя бы и правильно принятое ранее решение, а тем паче решения, давшие повод или вызвавшие большие нестроения и немирность, несмотря на порядок, который имели в виду навести. Именно это Святые Отцы и называли церковной икономией (εκκλησιαστική οικονομία), и её же считали «отличным и премудрым средством» (Св. Кирилл Александрийский, Письмо 72) и «лекарством» для больных мест и ран церковного организма". Единственно таким образом возможно для нас возвращение, не будучи противно нашей совести.
Потому сыновне преклоняя колена обращаемся к Его Святейшеству патриарху Иринею, Высокопреосвященным и Преосвященным соборным отцам архиереям после этих новейших событий и всё более очевидной натянутости процесса против Владыки Артемия как можно скорее созывом внеочередного Архиерейского Собора исправить великую несправедливость свержения Епископа Рашско-Призренского с его престола, который он занимал почти 20 лет. Знаем, что и Его Святейшество, и многочисленные отцы Архиереи действовали не из недобрых намерений или злобы, но на основании лжи, клевет и инсинуаций, происходящих в первую очередь от бывшего епископа Захолмско-Герцеговинского Афанасия (который ни до сего дня не престает, но, наряду с другими многочисленными клеветами, утверждает, что, якобы, наше монашество покупает в Среме дома на, вероятно, украденные у сирот деньги) и от управы монастыря Высокие Дечаны (викарного епископа Феодосия и протосинкелла Саввы Янича), главных виновников этой преднамеренной, ложной и сфальсифицированной, но ничем не подкреплённой кампании, которая глубоко потрясает нашу Церковь, угрожая остаться на Теле Церкви неисцельной раной, если не будет залечена правдой и справедливостью.
Возвращением Епископа Артемия Священноначалие нашей Святой Церкви само бы отворило врата для того, чего от нас требует, т.е. возврата в монастыри, а прежде всего, всем и особенно князьям мiра сего показало, что в действительности в водимой Христом церковной политике нашей Свято-Саввской Церкви нет места никакому смягчению и изменению курса в отношении Косова и Метохии (как уже высказался Питер Фейт, и чего бы они всей душой желали, и как триумфально на своих «советах» заявляют). Но что все в соединении и единодушии и далее, Пресвятой Троицей ведомые, Отцом укрепляемые, Христом собранные и Свято-Духовски возлюбя друг друга, не только будем хранить распято-косовский удел Неба на земле, но и в вечности будем все причастниками неприступного таинства Жизни Вечной.
К этому обращению монахов-беженцев присоединяемся и мы, остальные насельники монастырей Рашско-Призренской епархии, и далее пребывающие в своих монастырях в ожидании возвращения наших братьев и сестер в свои богоспасаемые обители, но, прежде всего, желая и смиренно и коленопреклоненно моля Его Святейшество и Отцов Архиереев возвратить на его кафедру и в свою Епархию безвинно изгнанного отца нашего, Епископа Артемия.
Монастырь Црна Река
1. протосинкелл Николай Николич
2. иеромонах Наум Миркович
3. иеромонах Дамаскин Вацич
4. иеромонах Виссарион Шулович
5. иеромонах Ириней Ристич
6. монах Антоний Маринкович
7. монах Климент Неделькович
8. монах Рафаил Пейчич
9. монах Киприан Келевич
10. монах Иоасаф Лоич
11. монах Харитон Влаич
12. послушник Деян Стоянович
13. послушник Деян Матияшевич
14. послушник Драган Младенович
15. послушник Александар Стопа
16. послушник Йован Эрделян
17. послушник Александр Козулин
18. послушник Йован Банков
19. послушник Марко Трайкович
Монастырь Баньска
1. иеромонах Агапит Бичанин
2. иеромонах Пимен Деянович
3. монах Леонтий Кантар
Монастырь Сопочаны
1. иеромонах Досифей Вукосавлевич
2. иеромонах Максим Новакович
3. монах Паисий Маркович
4. послушник Оливер Джюрджев
5. послушник Деян Макич
Монастырь Святых Архангелов
1. иеромонах Венедикт Прерадович
2. иеромонах Ксенофонт Томашевич
3. иеромонах Иоанн Милоевич
4. иеродиакон Прохор Ацкович
5. монах Мелхиседек Милькович
6. монах Владимир Милич
Монастырь Девины Воды
1. иеромонах Роман Папич
2. иеродиакон Павел Дрекович
3. послушник Бобан Весич
4. послушник Александар Мартинович
Монастырь Богородицы Браинской
1. протосинкелл Варнава Димитриевич
2. иеромонах Иоанн Узелац
3. послушник Славко Миркович
Монастырь Дубоки Поток
1. иеромонах Никита Берич
2. иеродиакон Иаков Купрешак
3. монах Платон Бабич
4. послушник Миле Василич
Монастырь Зочиште
1. протосинкелл Стефан Миленкович
2. иеродиакон Мартиниан
3. монах Дионисий Суич
Монастырь Сочаница
1. иеромонах Евфимий Милентиевич
Монастырь Святого Иоанна в Великой Хоче
1. протосинкелл Мирон Косач
2. синкелл Алексий
3. монах Давид
4. послушник Джёрдже
Монастырь Драганац
1. иеромонах Кирилл Джюркович
2. иеромонах Игнатий
3. послушник Джёрдже Талич
Монастырь Юрьевы Столпы
1. иеромонах Георгий Маркович
2. монах Косма Арсенович
3. послушник Деян Цакич
Монастырь Грачаница
1. монахиня Филофея Микулек
2. монахиня Пелагия Станич
3. монахиня Иоанна Еремич
4. монахиня Варвара Станкич
5. монахиня Марфа Лисинац
6. монахиня Иерусалима Филипович
7. послушница Митра Андреевич
8. послушница Ирена Симич
9. послушница Биляна Чанади
10. послушница Зорица Иванович
11. послушница Радойка Янкович
12. послушница Мирослава Савкович
Монастырь Святой Петки - Улие
1. настоятельница монахиня Злата
Манастир Гориоч
1. монахиня Анфуса Маринкович
2. монахиня Олимпиада Маринкович
Монастырь Кончул
1. монахиня Сарра Мосур
2. монахиня Митродора Йовичич
3. монахиня Варвара Тишма
4. монахиня Исидора Райкович
5. монахиня Домна Здравкович
6. монахиня Мария Гегич
7. послушница Марияна Джюрич
8. послушница Мирьяна Мартинович