Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1903 году была вскрыта могила саровского чудотворца. Дубовый гроб был цел, а от мощей распространилось дивное благоухание. Священный Синод принял решение о канонизации иеромонаха Серафима. 18 июля в шесть часов вечера в Саровской обители раздался благовест к службе: прп.Серафим стал прославляться Церковью в лике святых Божиих. Богомольная Русь в этот вечер пела: «Ублажаем тя, преподобный отче Серафиме». В образе преподобного дивно сочетались радость и подвиг, тягота молитвенной брани и райская светлость - предызображение уже нездешнего света. Но особенно поражает смирение старца. О том, нужно ли современному человеку смирение и что такое лжесмирение, размышляет настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.
Смирение - качество, противоположное гордости. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6). Как известно, человек пал гордостью, ибо Адам принял помысел о том, что он может стать как Бог. А стать как Бог - значит не иметь над собой никого, ни от кого не зависеть, быть совершенно свободным. Христос же сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11,29). Он сказал один-единственный раз «научитесь», и это было о смирении и кротости, ибо без смирения обрести Царство Божие невозможно. И Господь по любви Своей, дабы спасти души наши, всю жизнь нас смиряет. Христиане не бегут от смирения, а стремятся к нему. Поэтому всякое поношение, которое мы испытываем, - благо.
- Всякое?!
- Всякое! Потому что во всём - Бог. Если предположить, что не всякое, значит, существуют ситуации, где Бога нет? Сознание святых от сознания плохо кающихся грешников тем и отличается, что они знают, что Бог во всём непрестанно присутствует, всё время рядом. Радуйтесь, когда терпите несправедливость, - это чудесный повод стяжать себе смирение. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5,44). В этом плане поражают кротость и смирение прп.Серафима Саровского.
Когда к преподобному пришли лихие люди, возжелавшие поживиться его добром, они не нашли ничего, кроме Евангелия да Богородичной иконы. Тут вернулся преподобный. В руках у него был топор: известно, что св.Серафим заготавливал дрова для монастыря. Увидев разбойников, он бросает топор и говорит: «Делайте то, за чем пришли», отказавшись от всякого сопротивления. Хотя человек, который занимается рубкой деревьев, очевидно не из слабых; и из жития известно, что прп.Серафим был крепкого телосложения. Он мог не бросить топор, а поднять и пригрозить... Разбойники убоялись бы и убежали. Но святой помнил, что во всём Бог, который ждёт от нас не воинственных действий, а смирения. Он даже не стал обороняться. Сказано: «Не противься злому» (Мф.5,39). Заповедь-то какая! - не противься тому, кто делает тебе зло. Разбойники жестоко избили святого. А он приобрёл лишь ещё большее смирение. Когда игумен предложил подать на разбойников в суд, преподобный отказался. И никакого желания мести или торжества человеческой справедливости. «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь, Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1,21). Всё, что Господь даёт, - всё хорошо. Всё от Бога, всё - Его любовь, всё - мне во спасение. Пусть плоть моя страждет и душа трепещет, но сердце радуется.
А вспомните аскетические подвиги Св.Отцов. Они не зря называются злострадание: непомерный пост, непрестанное бдение, терпение холода, жары, голода... Конечно, человеческая плоть от таких подвигов страдала, болела. Так, свт.Иоасаф Белгородский только перед смертью сказал своей сестре, что он болеет и умирает так рано только из-за того, что в юности возлагал на себя непосильные подвиги. Добровольное злострадание подменяло какие-то страдания внешние. Хотя мы знаем, что Господь иногда ставил своих святых в такие положения, когда терпеть было, казалось бы, невозможно: поношения, ложь, клевета, тюрьма, смерть лютая. А христианские мученики с радостью шли на истязания и смерть ради Христа. Но одно дело, когда тебя хватают и волокут на пытки, другое - когда ты сам себя отдаёшь.
- Святой Иоанн Персиянин, когда к нему пришли злодеи, умолял дозволить умыть им ноги, чем устыдил их и привёл в раскаяние. Ведь и прп.Серафим Саровский мог не дать себя избить...
- Надо помнить, где и в какое время жил прп.Иоанн Персиянин. В те времена омывали ноги дорогому, долгожданному, почётному гостю. Помните, когда Спаситель пришёл в дом к Симону и, указывая на женщину, сказал: «Ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла. А потому... прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много» (Лк.7,44,46,47). Омыть ноги - это особый знак почтения.
- Батюшка, то были разбойники, а не почётные гости.
- Вот именно. А им, как дорогим гостям, святой омывает ноги. Это их смущает и пристыжает. Можно также вспомнить случай, когда пришли разбойники грабить другого святого. Забрали всё, побили старца и тронулись в путь. Вдруг видят, старец бежит за ними и что-то несёт: «Стойте, у меня вот что ещё есть. Вы забыли забрать». И это не попытка умилостивить разбойников, а результат любви человека к ближнему, сердечный порыв, что коли человек, значит, его Христос прислал. «Любите врагов ваших» (Лк.6,27). Вот чем отличаются святые от нас, грешных. Они не рассуждают, а принимают заповеди Божии и живут по ним.
А вспомните свт.Иоанна Милостивого. Он ходил по улицам с мешком денег и раздавал милостыню всякому, кто просил. Однажды сопровождавший его послушник заметил, что один и тот же человек, получив монеты, убегал, переодевался и снова являлся просить. Послушник сказал о том святителю. На что св.Иоанн радостно воздел руки к небу и воскликнул: «Христе мой! Неужели это Ты пришёл искусить меня?» И, обратившись к послушнику, добавил: «Дай этому нищему вчетверо против того, что обычно даём».
- Некий генерал Куприянов, попав с полком в окружение, стал молиться: «Господи, помилуй молитвами отца Серафима!» Бог сохранил его. Он рассказал об этом о.Серафиму, и старец заметил: «Великое средство к спасению - вера, а в особенности непрестанная молитва!» Он не поставил себе в заслугу чуда спасения...
- Св.Макарий Египетский научал, что если царь даст своё сокровище на хранение нищему, тот не может считать сокровище своей собственностью, ибо царь всегда может забрать его, а хранитель останется нищим, как был. Так и имеющие какие-то дарования Божии должны быть смиренномудрыми, а если станут превозноситься и надмеваться - Господь отъемлет дары Свои и они станут такими, какими были до принятия благодати от Господа. Старец Серафим знал, что всё от Бога, знал, что спасение пришло только милостью Божией. Вот истинное смирение.
Вспомним также изречение из «Добротолюбия», что нет выше добродетели, чем видеть себя хуже всякой твари. То есть когда человек считает себя хуже всех, потому что видит свои грехи, страсти, гордость, немощь, понимает своё состояние грехопадшего человека. Вот как больной раком знает, что он неизлечимо болен, и оставляет всякие мечтания и планы, так и святой сознаёт: какое там Царствие Небесное, если я, находясь в состоянии грехопадшей природы, ничего, кроме ада, недостоин! Святой не думает, что кто-то хуже или лучше его, он мыслит: «Я хуже всех».
- Но у прп.Серафима Саровского не было грехов...
- Почему же не было? Они есть у каждого человека. Сказано: «Нет человека, который не согрешил бы» (2Пар.6,36); и ещё: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7,20). Думаете, если человек святой - значит, он без греха? Нет. Один только Бог безгрешен и свят. Да, преподобный кроток и смиренен, но он человек. Он - святой в сравнении с нами, грешными. А если сравнивать его с Ангелами?.. Поэтому мы и говорим, что святые лишь достигли определённой высоты, но нет предела святости, ибо сказано: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48). А есть ли такой святой, который был совершенным, как Бог? Нет. Хотя мы должны стремиться к этому совершенству, пусть ползком, но двигаться по заповеданному пути. Святость преподобного поражает, но и у него могли быть смущение, страх перед разбойниками.
- Разве страх - это грех?
- Страх смерти - да. Ведь если во всём Бог, то я принимаю и смерть, которая есть лишь дверца в жизнь вечную. А если моя душа смущается, значит, я несовершенен и моя любовь к Богу несовершенна. Даже апостолы чувствовали недостаток веры и просили Господа: «Умножь в нас веру» (Лк.17,5). Апостолы, которые общались с Господом, ели с Ним, видели совершаемые Им чудеса и воскресение Христово, - испытывали чувство страха и прятались. Что уж говорить о нас, немощных и грешных?! Но Господь-то судит нас не по нашим действиям и словам, а по стремлению к совершенству, по нашей любви к Нему. Как говорил св.Иоанн Златоуст, «Господь и намерения целует», то есть приветствует.
Сказано: «Кому дано много... с того больше взыщут» (Лк.12,48). Поэтому и искушения у святых - не чета нашим. Прп.Антония бесы поднимали и бросали наземь, но когда братия нашли его бездыханным и принесли в монастырь, он, придя в себя, сказал: «Отнесите меня обратно. Потерплю, если уж Богом мне это попущено». Какова сила духа! Смирение требует от нас христианского мужества и величия духа: моя вера такова, что я всё принимаю.
- А есть разница между смирением и лжесмирением?
- Лжесмирение - это лицемерие, когда человек, не имея смирения, изображает из себя смиренного. Ведь одно дело, когда я хочу иметь какую-то добродетель и искренне пытаюсь что-то делать, следуя советам святых: «Нет смирения - делай дела смирения». И совсем другое дело, когда я не собираюсь становиться таким, каким себя изображаю ради какой-то своей выгоды.
Но смирение предполагает не только того, кто смиряется, а и то, перед чем смиряются. «Не противься злому» - в том числе злому человеку, чьё зло обращено лично ко мне. Но если обижают кого-то, то «нет выше любви, чем положить жизнь свою за други своя». Надо заступиться за обижаемого, даже если мне это выйдет боком. Учитесь уповать во всём на Господа. А поможет в этом кротость, терпение и смирение. «Вся наша жизнь - экзамен на спасение: Гордыня - два, пять с плюсом - за смирение»!
Записала Ирина РУБЦОВА