Радостным теплом озаряется сердце, когда думаешь о Предстоятеле Украинской Православной Церкви Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украины Владимире (Сабодане). И благодаришь Господа за такого пастыря, поставленного над православной паствой современной Украины. С особым чувством думается о календарном рубеже его 75-летия, который вместе с нашим Предстоятелем мы отмечаем 23 ноября с.г.
Вспомним, что по отношению к митрополитам и архиепископам Русской Церкви принято обращение «Ваше Высокопреосвященство». Исключение сделано лишь для митрополита Киевского, которому усвоен в силу высокого статуса Украинской Церкви, свойственный самостоятельным предстоятелям Церквей, титул «Блаженство». Поэтому к митрополиту Киевскому Владимиру обращаются «Ваше Блаженство!».
Его искренне, самым сердечным образом любят православные во всех уголках Украины. Эта приязнь - человеческая, личностная. Но не забывается и о серьезнейшей роли Блаженнейшего Владыки в жизни современной Русской Церкви, о котором недаром было сказано, что «фигура митрополита Владимира объединяет всех православных Украины, к какой бы юрисдикции они ни принадлежали». Такое общеобъединительное реноме в современных политических условиях - не просто слова, оно очевидно нам, участникам и свидетелям украинской гражданской, политической и церковной жизни.
Судилось так, что Блаженнейшему Владимиру пришлось стать на украинский митрополичий престол в смутном 1992 г., когда «в умах, ни в чем не твердых», бушевали ветры ложно понятой свободы, когда националистическая толпа на улицах Киева орала Патриарху Алексию II: «Геть московського попа!» Блаженнейший Владимир вспоминал в одном из недавних интервью, что ехал тогда на Украину с решимостью, но и тревогой, с ожиданием любого сценария уже прямо на перроне в Киеве.
Спустя годы, в январе 2009 г., митрополит Владимир был выдвинут инициативной группой украинского священноначалия как кандидат на Патриарший престол по кончине Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Отказ кандидата был твердым и достойным: «...искренне благодаря за такую великую честь, я хочу предстать перед Богом 121-м Митрополитом Киевским».
Авторитет и положение Блаженнейшего Владимира в Русской Церкви таковы, что это ему во время Поместного собора 27 января 2009 г. в Храме Христа Спасителя было вменено в долг и честь как епископу старейшей в Русской Православной Церкви Киевской кафедры обратиться к избранному Патриархом Московским и Всея Руси митрополиту Кириллу с вопросом о том, приемлет ли он избрание: «Преосвященный митрополит Кирилл, Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал тебя Патриархом Московским и всея Руси. Принимаешь ли ты сие избрание?» И тройное посаждение нового Патриарха на патриарший трон во время интронизации в том же соборе осуществлял именно митрополит Владимир. Точнее, на патриаршее Горнее место (тот самый патриарший трон, который изначально стоял в Храме Христа Спасителя и на котором восседал еще Патриарх Тихон) нареченного Патриарха Кирилла возвели и трижды, по ритуалу, «посаждали» и поднимали два старейших митрополита, оба - Владимиры - митрополит Киевский и всея Украины и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
И именно Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возгласил: «Аксиос!», что по-гречески означает «достоин».
За последовательное и непреклонное стояние за единство Русской Православной Церкви жалкие и несчастные люди обзывают его, уроженца подольского края, села Марковцы Летичевского района Хмельницкой области, «москалем».
Годы и дела
Его мать, Феодосия, сызмальства водила его, сына рыбака, в храм Божий. В 1943 г. слепая схимонахиня Архелая из Преображенского Головчинского женского монастыря, расположенного на берегу Южного Буга, противоположном от села Маковцы, предсказала восьмилетнему Виктору (такое имя носил Предстоятель УПЦ в детстве), что он станет священником. И такое предсказание не было единственным.
Выходец из подольской крестьянской семьи закончил в 1958 г. Одесскую семинарию, а через четыре года Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1962 г. принял монашеский чин. Служил Русской Церкви в Иерусалиме, Звенигороде, был представителем РПЦ при Всемирном совете церквей в Женеве и настоятелем Женевского прихода в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1968 г. был назначен епископом Переяслав-Хмельницким, викарием митрополита Киевского и Галицкого, Патриаршего экзарха Украины, а в 1969 г. переведен на Черниговскую и Нежинскую кафедру, назначен временно управляющим Сумской епархией.
Любовь к книге, чтению (три года в семинарии работал в библиотеке, много читал), склонность к литературному сочинительству нашли отражение в том факте биографии, что с декабря 1970 г. по апрель 1973 г. Блаженнейший Владимир был ответственным редактором журнала Украинского экзархата «Православний вiсник».
Монах, созерцатель, тяготеющий к богословским трудам (и по сей день пишет богословские книги, готовит докторскую диссертацию), Блаженнейший Владыка - «человек уединения, хотя никто не знает, где он его находит. У него нет даже загородной резиденции, не то что приморской или заграничной. Даже своим любимым занятием в Лавре - подрезанием роз и кустарников - он занимается, кого-то выслушивая или кому-то отвечая» (наблюдение В. Анисимова).
Довелось Блаженнейшему Владыке побывать и епископом Дмитровским, и викарием Московской епархии, и профессором Московской духовной академии, защитить диссертацию магистра богословия. Уже в сане митрополита он занимал Ростовскую и Новочеркасскую кафедру (1982-1984), а с 1984 по 1987 гг. служил Патриаршим экзархом Западной Европы. 30 декабря 1987 г. был назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.
Блаженнейший Владимир недавно заметил в одном интервью: «Путем, которым я прошел, доволен. Я недоволен собой». Это сказано о себе, взыскательно, как и надлежит духовному делателю и всенародному пастырю. И вот - о своем народе: «Мою душу и сердце радует, что народ не погиб духовно».
Поодаль и вблизи
Мне посчастливилось несколько раз лично видеть Блаженнейшего Владыку.
В декабре 2002 г. мы с друзьями отправились из Харькова на микроавтобусе в Глинскую пустынь, прославленную традициями старчества. Это близ Путивля, в Сумской области, но дороги мы не знали, а потому попали сначала не в Глинскую пустынь, а в Софрониево-Молченскую Печерскую пустынь Рождества Пресвятой Богородицы, расположенную на горе Чудная в селе Новая Слобода. Считать ли нашу дорожную ошибку провиденциальной? В тот час в Софрониевой пустыни пребывал Блаженнейший Владимир, освятивший восстановленный храм, и нам выпала радость приблизиться к Предстоятелю УПЦ в рядах прихожан.
В феврале и мае с.г. довелось мне побывать в кафедральном Благовещенском соборе Харькова, где Блаженнейший Владыка возглавлял службу. Следует напомнить, что избрание Предстоятеля УПЦ состоялось 28 мая 1992 г. на знаменитом, судьбоносном Харьковском Архиерейском Соборе, благодаря которому Украинская Православная Церковь подтвердила свое каноническое пребывание в лоне единой Русской Православной Церкви. Немалую роль в принятии решений Собора сыграл митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), теплые отношения с которым у Блаженнейшего митрополита Владимира за истекшие годы лишь упрочились.
Как человек и литератор не могу обойти стороной и личные впечатления от встречи с Предстоятелем УПЦ, состоявшейся 26 февраля 2009 г. в резиденции митрополита в Киево-Печерской Лавре. Встреча была связана с награждением победителей Всеукраинского литературного конкурса «Православная моя Украина», проходившего в ознаменование 1020-летия Крещения Руси.
Безусловно, это была огромная честь для нас, что Предстоятель Украинской Православной Церкви нашел возможность встретиться с нами, побеседовать за чаем, наделить замечательными подарками (мы их еле-еле унесли). Сама встреча в святом месте, как и благословение Блаженнейшего митрополита Владимира, - это незабываемые события. Быть может, такое бывает однажды в жизни православного человека, а потому хранится в сердце как благодатное сокровище.
Запомнилось также, что Блаженнейший Владыка не обошел тогда стороной и вопрос о текущих проблемах экономики, напрямую связанных с нравственностью: «Настоящий кризис - это очевидно есть Божье наказание за грехи. Поэтому нужно очистить свою душу и тело от различной скверны. Однако не стоит за мудрыми рассуждениями о высоких материях забывать о проблеме хлеба насущного. Нужно реально смотреть на происходящее. А долг христианина заключается в задании явить современному миру пример нравственной чистоты и духовной жизни».
Когда одна активистка настойчиво попросила Блаженнейшего о разрешении опубликовать на сайте ее творческого объединения стихотворения Предстоятеля, митрополит Владимир в ответ подчеркнул, что всегда любил литературу, особенно поэзию, и отшутился, назвав свои литературные пробы давними, домашними, далекими от литературного совершенства.
Позднее в своей заметке «Если Бог дал тонкость чувств...» одна из победителей конкурса Елена Буевич процитировала и такие слова Блаженнейшего Владыки, памятные с той встречи: «Я должен сказать правду: никакой я не поэт, хотя с юных лет очень люблю поэзию. Дорожу чувством, когда поэтическое выражение трогает человека, слушающего или читающего стихотворение, возносит всех на высший уровень духовного совершенства. Все мы были молодыми в свое время, и вряд ли кто-то из юношей и девушек в те годы не любил поэзию и не пробовал писать. У кого-то получалось, у кого-то - нет. И я знаю, что я поэт - для себя. Ничего особенного я не написал. Все, что пытался - это были порывы души, и если удавалось те порывы положить на бумагу, то Слава Богу. Поэтических сборников у меня нет, и свою поэзию я считаю "увлечением молодости"».
А ведь многие даже не догадываются, что автором стихов наивно-трогательной, фактически ставшей народной, песни «Ромашка», которую теперь в России поют в день почитания святых Петра и Февронии, является митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
Ромашка белая,
лепесточки нежные, мне милее всех цветов, ведь она - моя любовь...«Если Бог дал вам тонкость чувств, поэтическое восприятие истины, то делайте все для распространения этой истины. Чтобы ваше творчество было на пользу людям» - так тогда напутствовал Владыка нас, своих гостей.
Многая лета!
Правы те, кто говорит, что Блаженнейший Владимир - всеукраинский Старец, голосу которого внемлет вся страна, которого чтут далеко за ее пределами, несущий тяжелейший крест - миссию первосвятительского служения на Украине.
Осознаем и высокую правоту журналиста Василия Анисимова, который в своей развернутой статье «Блаженнейший Владимир и Второе Крещение Руси» вразумительно определяет события новейшей русской истории как Второе Крещение Руси (совпавшее календарно с 1000-летием, да уже и с 1020-летием Первого Крещения Руси князем Владимиром): «Если есть эпоха Второго Крещения, то есть и крестители. Думаю, именно так наименуют потомки Блаженнейшего Митрополита Владимира, архиереев и священников этого трагического и возвышенного времени. Трагического, поскольку бедствий и потрясений на их долю выпало немало, а возвышенного - поскольку оно было связано с духовным подъемом, что, согласимся, случается не так уж часто в истории народов и стран».
Думается, это еще и потому, что мягкий в общении с паствой, лиричный и отзывчивый человек, Блаженнейший Владыка содержит в себе несгибаемый, неотменимый стержень веры Христовой и убежденность в нерушимости Русской Православной Церкви - единой и неделимой.
Повторим вослед за нашими пастырями: «Во дни, когда православная Украина отмечает 75-летие своего Первосвятителя, да подаст нам Господь Вседержитель вознести горячую молитву о благоденствии волею Божиею избранном и утвержденном Предстоятеле Святой Украинской Православной Церкви - Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украины Владимире! Многая Ти лета, Владыко святый!»
http://rusedin.ru/2010/11/22/mnogaya-ti-leta-vladyiko-svyatyiy/