Александр Александрович Блок, поэт трагической судьбы, родился в Петербурге и рос в семье матери, дочери видного ученого и известного общественного деятеля А.Н.Бекетова. Первые серьёзные лирические стихи Блока относятся к осени 1897 года. Это было время первой любви, оставившей глубокий след в лирике А. Блока, и начало его литературной биографии.
В самом начале XX века на почве увлечения философией мистика и идеалиста Владимира Соловьёва в Москве образовался небольшой кружок молодых литераторов, начинавших свою литературную деятельность как символисты. И молодой Блок, определивший для себя, что искусство есть способ познания тайны мiра и Божества, обнаружил свое родство с символистами.
Центральной фигурой этого кружка был поэт Б.Н.Бугаев (Андрей Белый), с которым у Александра Блока установилась переписка, сблизившая поэтов на несколько лет. В марте 1902 года А. Блок знакомится и с петербургским кругом символистов, ведущие участники которого - поэты Д.Мережковский и 3.Гиппиус - в том же году организовали Петербургские религиозно-философские собрания для встреч интеллигенции с представителями Русской Церкви.
С 1903 года они начали издавать журнал религиозно-философского направления «Новый путь», в котором и состоялся литературный дебют А. Блока (цикл «Из посвящений»).
Александр Блок не был церковным человеком, «божество» поэта в эти годы - это безликий образ Бесконечности, религия - созерцание единства «двух бездн» (верхнего и нижнего мiров, Добра и Зла).
Соловьёвская тема мiровой души как вечной женственности, раскрытая Александром Блоком в различных воплощениях (Вечно-юная, Прекрасная дама, Дева-Заря-Купина, Владычица Вселенной, Таинственная Дева), получит развитие и в дальнейшем в лирике Блока.
Вскоре эсхатология Владимира Соловьёва начала вызывать у Блока сомнения. Он пришёл к убеждению, что «кончается» не мiр, а этап исторического развития. На его поэзию оказал влияние революционный подъём в стране: действительность, пока ещё в смутных образах, ещё «отстранённая» апокалиптическими представлениями, начинает входить в стихи Блока.
В его лирику властно вторгается и социальная тема. Он вглядывается в реальные противоречия современной жизни, видит человеческое горе, контрасты городского быта. Блоку открылся мiр произвола богатых и сытых и безправия бедных и голодных.
В стихотворении «Фабрика» социальная тема впервые у Блока зазвучала с большой силой. В октябре 1905 года поэт и сам принял участие в одной из демонстраций, нёс красное знамя, чувствуя себя заодно с толпой, но пришел к выводу, что по своей «природе, качеству и теме душевных переживаний» никогда не станет ни революционером, ни «строителем жизни».
Бывший рыцарь Прекрасной Дамы, переживая личные драмы, ищет для себя точку опоры. «Жизнь тащится зачем-то... у меня в душе накопилось много одинокого холода», - пишет он жене Любови Дмитриевне Блок. «Рядом с нами (интеллигенцией), - записывает он в дневнике, - всё время существует иная стихия - народная, о которой мы не знаем... даже того, мёртвая она или живая... живой ли ритм, или только предание о ритме».
Посещая Петербургское религиозно-философское общество, где интеллигенция спорит о будущем религиозном пути России, поэтг видит «большую, чем когда-либо отчуждённость» интеллигенции от проблем российского общества: «Если цвет русской интеллигенции ничего не может поделать с этим мраком и неблагополучием... то интеллигенции пора вопрошать новых людей». Блок считает, что интеллигенция должна открыть сердце навстречу народу.
Александр Блок - национальный поэт, и на протяжении всего творчества в его поэзии живёт образ России. Это - «колдовская», «дремучая», «нищая» и «прекрасная» Русь, «почиющая в тайне», романтически «необычайная», устремлённая в будущее - в образе гоголевской необгонимой тройки («На поле Куликовом»). Образ «нищей России» с «серыми избами» и «ветровыми песнями» сменился образом фабричной, промышленной России. Отныне образ Родины постепенно занимает пустующий престол, на котором некогда восседала в сердце поэта Прекрасная дама: «О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!»
Октябрьская революция на какое-то время окрылила Блока и заставила пережить большой творческий подъём. В январе 1918 года А Блок заканчивает статью «Интеллигенция и революция», призывая русскую интеллигенцию «всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушать революцию» и прислушивается к ней сам. Революция слышится ему в вихре снежных метелей, видится в образе «мiрового пожара... который разгорается и будет ещё разгораться долго и неудержимо... пока не запылает и не сгорит весь старый мiр дотла». Однако, вслушавшись в музыку революции, А. Блок не находит в ней внутренней гармонии.
Написанная вскоре поэма «Двенадцать» оказывается необычной и для самого поэта, и для его читателей.
Но ещё большее непонимание вызвал у читателей образ Христа впереди уличного патруля из 12-ти человек. Поэт писал, что сам понимает неуместность этого образа, что надо - «..другого, но нет другого». Неслучайно в конце поэмы «...идут без имени святого». Но если впереди Христос, почему же они «без имени святого»?
Воспроизведя в поэме безудержную революционную вольницу, как большой художник, Блок не мог не чувствовать, что за «двенадцатью» - только разрушение старого мiра («...ко всему готовы, ничего не жаль»). Образ Христа - основателя принципиально новой религии появился в поэме как надежда поэта, как обещание созидания мiра нового.
«Двенадцать» - произведение, завершающее многие идейные и художественные искания Александра Блока и подводящее итог эволюции его творчества. Весь 1919 год поэт находится в подавленном состоянии духа; характерна фраза в его записной книжке: «Свету нет совсем». Последние два года его жизни особенно тяжелы - мучительная болезнь, личная драма, общение с чуждым ему мiром коммунистов, пролеткультовцев и футуристов, приглашения для публичных чтений «Двенадцати», поездки в Москву, где «зверски выбрасывают из квартир интеллигенцию, музыкантов, врачей». Всё это действует угнетающе. В 1921 году великий русский поэт Александр Александрович Блок умер.
http://www.russdom.ru/node/3416