itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Благодарю Бога за то, что Он дал мне веру в Него...»

Новости Москвы 
0
355
Время на чтение 6 минут
Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 г. в г. Воткинске на Урале, в семье горного инженера И. П. Чайковского и пианистки А.Ассиер. Когда ему было четыре года, родители, заметив у мальчика музыкальную одарённость, начали обучать его игре на фортепиано.

Однако в возрасте десяти лет отдали его в училище правоведения, готовя к карьере юриста.

Но и там Чайковский не оставил занятия музыкой: это соответствовало традициям образования. После окончания училища Чайковский поступил на службу в Министерство юстиции. Музыкой Пётр Ильич продолжал заниматься в классах, которые открылись при Русском музыкальном обществе. Вскоре они были реорганизованы в первую в России Петербургскую консерваторию, куда и поступил будущий композитор.

Создавать музыкальные композиции П.И.Чайковский начал в 14 лет. А первыми записанными сочинениями уже 17-летнего композитора были «Анастасия-вальс» для фортепьяно и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг...» на стихи Фета. С творчеством выдающегося русского поэта Афанасия Фета не расставался Пётр Ильич и в дальнейшем. Дружил с Алексеем Николаевичем Апухтиным. Интерес к литературе композитор пронёс через всю жизнь.

Сам не лишённый литературного таланта, Чайковский в детстве писал стихи и прозаические произведения, посвящённые России, Франции и его любимой героине Жанне д'Арк. Позднее им были написаны тексты арии Елецкого и ариозо Германа «Что наша жизнь» (опера «Пиковая дама»), некоторых романсов. Наиболее интересными его произведениями в поэтическом жанре являются «Соловушко» (текст для хора, написанный в жанре русской песни) и «Ландыши».

Пётр Ильич перевёл на русский язык текст «Персидских песен» А. Рубинштейна и либретто оперы Моцарта «Свадьба Фигаро».

На выпускном экзамене в Консерватории прозвучала кантата Чайковского, написанная на оду Ф.Шиллера «К радости». В это время им было создано и программное симфоническое произведение по драме А. Н. Островского -увертюра «Гроза». После окончания Консерватории Пётр Ильич уехал в Москву и начал преподавать в только что открытой второй русской консерватории - Московской, которую много лет спустя назвали его именем.

В Москве П.И.Чайковский создал свою Первую симфонию («Зимние грёзы») и оперы «Воевода» и «Ундина». Музыку Чайковского к тому времени уже начали исполнять. В числе исполнителей его произведений был Иоганн Штраус, выступивший в качестве дирижёра. Ему друзья Чайковского втайне передали партитуру написанной в 18б5году пьесы для симфонического оркестра «Характерные танцы».

В 1880 году Н.Г.Рубинштейн, назначенный главой музыкального отдела Всероссийской выставки 1881 года, попросил Чайковского написать торжественную увертюру к открытию выставки или по случаю 25-летия коронации Александра II. Ещё один вариант, предложенный Рубинштейном - кантата на освящение Храма Христа Спасителя в Москве.

Чайковский писал увертюру в Каменке, где имел возможность вплотную соприкоснуться с историей войны 1812 г. Здесь были живы воспоминания об её прежних обитателях, героях войны генерале Раевском, князе Волконском, Василии Львовиче и Денисе Васильевиче Давыдовых. Увертюра была завершена 7 ноября 1880 года. На её титульном листе Чайковский написал: «1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Пётр Чайковский».

Композитор не случайно вынес знаменательную дату на титульный лист, ведь Храм Христа Спасителя был построен в память о победе России в Отечественной войне 1812 года. В этом сочинении Чайковский проявил себя не только как мастер психологических коллизий, но и как живописец-баталист, воссоздав музыкальными средствами потрясающую картину великой войны и подвига русского народа.

Отличающаяся подчеркнутой патетикой увертюра воспроизводила государственный гимн России «Боже, царя храни» на фоне праздничных фанфар. Мелодия воплощала главную мысль сочинения: оплот России - триединство: Православие, Самодержавие, Народность. При оркестровке были использованы залпы настоящих старинных пушек.

Первое исполнение увертюры «1812 год» состоялось 8 августа 1882 года в Москве, во время Всероссийской промыш-ленно-художественной выставки (дирижировал И.К.Альтани). С каждым годом это сочинение приобретало всё больше поклонников. Ещё при жизни Чайковского увертюра неоднократно исполнялась в Москве, Смоленске, Павловске, Тифлисе, Одессе, Харькове, а также в Праге, Берлине, Брюсселе.

Как любящему сыну Отечества, композитору наиболее удавались те сочинения, в которых он обращался к национальному наследию, воссоздавал атмосферу народной жизни, реконструировал образы героев исторической эпохи. Симфоническая картина битвы («Полтавский бой»), также сыгравшей важнейшую роль в судьбе России, была изображена композитором в опере «Мазепа».

При исполнении своих произведений П.И.Чайковский выступил и как дирижёр: давал концерты в Европе, Соединённых Штатах. В 1893 году состоялась его поездка в Англию, где ему была присуждена степень почётного доктора музыки Кембриджского университета. В августе того же года, за два месяца до смерти, им была завершена знаменитая Шестая («Патетическая») симфония.

Об отношении Петра Ильича к религии свидетельствует его переписка с богатой покровительницей Надеждой Филаретовной фон Мекк. Так, в 1881 году Чайковский, страдавший от частой смены настроений, неуверенности в себе или уныния, писал Надежде Филаретовне: «В душу мою всё больше и больше проникает свет веры. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь перед неисповедимою, но несомненною для меня премудростью Божьего. Я часто со слезами молюсь Ему (где Он, кто Он - я не знаю, но я знаю, что Он есть) и прошу Его простить и вразумить меня. А главное - мне сладко говорить Ему: "Господи, да будет воля Твоя, ибо я знаю, что воля Его святая"».

И спустя три года: «Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что Он дал мне веру в Него. При моём малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до стремления к небытию, что бы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле Его?»

«В первый раз в жизни,- писал он фон Мекк из Парижа в 1883 году, - пришлось мне провести Страстную неделю и встретить Пасху вне России. Это для меня немалое лишение; с самых ранних лет я всегда особенно любил праздник этот, испытываю чувство зависти, когда помышляю о тех, которые теперь встречают его в России...»

В другом письме к Надежде Филаретовне, увлечённой пантеистическими воззрениями, Чайковский предстаёт как человек глубоко церковный, проникнутый сознанием непреходящей ценности Православия: «Для меня ясно одно: Вы оторвались от Церкви и догматических верований. Вы составили себе самостоятельный катехизис религиозно-философический. ...Ваша собственная религия не приносит Вам того полного душевного мира, которым обладают люди, нашедшие в религии готовые ответы на всё, что так мучит и терзает мыслящего и тонко чувствующего человека».

В 1877 году Пётр Ильич Чайковский сообщал: «Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений. Если следить за службой внимательно, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении».

Работа над музыкой для Церкви укрепляла дух, возвращала вдохновение великому русскому композитору. 24 мая 1881 года Чайковский писал из Каменки своей благодетельнице: «Я понемножку занимаюсь переложением с "обихода" песнопений, употребляемых на всенощной службе. Это дело трудное, но если удастся, оно, может быть, окажет услугу нашей церковной музыке».

Мечтая «восстановить первобытный характер и строй нашей церковной музыки», композитор хотел «сохранить во всей неприкосновенности древние церковные напевы», сожалел, что «будучи построены на гаммах совершенно особенного свойства, они плохо поддаются новейшей гармонизации».

В 1881 году приехав в Киев, Пётр Ильич часто посещает церкви, Киево-Печерскую Лавру, торжественные архиерейские богослужения в Михайловском и Братском монастырях. Пение в Братском Киевском монастыре настолько раздражило Чайковского, что в 1882 году он пишет письмо ректору Киевской Духовной академии:

«Ваше Преосвященство! Пение хора Братского монастыря, славящееся в Киеве как необыкновенно прекрасное, меня огорчает, даже ужасает... Вследствие рокового стечения обстоятельств у нас с конца прошлого века установился приторно-слащавый стиль итальянской школы музыки XVIII века, не удовлетворяющий, по моему мнению, вообще условиям церковного стиля, но в особенности не сродный духу и строю нашего православного богослужения. Это тем более прискорбно, что до нас дошли коренные напевы древнерусской Церкви, носящие в себе все элементы не только общей музыкальной красоты, но и совершенно самобытного церковно-музы-кального искусства...»

«Претензия на концертность» - вот что являлось неприемлемым для композитора во время богослужений. Пение в Киево-Печерской Лавре Чайковский нашёл самобытным, оригинальным и величественным: «Поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетних традиций», - и призывал вернуться к «седой старине», к древнему знаменному распеву, высоко оценивая его и в музыкальном, и в церковном отношении.

Из написанных П.И.Чайковским церковных произведений наиболее известна его Литургия святителя Иоанна Златоуста. По установившейся традиции она исполняется ежегодно 7 ноября в московском храме Свт. Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Умер великий русский композитор, пламенный патриот России, 6 ноября 1893 года. Похоронен в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

Ирина Владимировна ВОРОНЦОВА

http://www.russdom.ru/node/3380

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Воронцова
Символизм и большевизм в судьбе А.А.Блока
28 ноября 1880 года, 130 лет назад родился Александр Александрович Блок
28.11.2010
Мефодий - означает "упорядоченный"
19 апреля 885 года, 1125 лет назад преставился святой равноапостольный Мефодий, учитель Словенский
18.04.2010
"Человеческая премудрость и премудрость Божия"
Во всём православном мире в этом году проходят мероприятия, посвящённые памяти отца Георгия Флоровского, скончавшегося 11 августа 1979 года
10.12.2009
Все статьи Ирина Воронцова
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09