Церковь, зная о подвижническом служении свт. Василия Богу, прославляет его как «от пелен младенческих Господу Богу посвященного». Можно предположить, что в юности он был одним из иноков Киево-Печерской Лавры. Сохранилось предание, что рукоположен свт. Василий в епископский сан в 1285 году Киевским митрополитом Максимом.
Святитель Василий был известен, как написано в акафисте, «светлостию ума, чистотою сердца и незлобием», подобно древнему праотцу Аврааму, «в повелениях Господних ходивший» и «боголюбезными добродетелями душу украсивший». Не случайно именно свт. Василия избрал епископом для своенравного города Мурома князь Григорий Ярославич, видимо, к этому времени святитель был уже известен благочестием и трудами на ниве просвещения словом Божиим.
Князь Григорий обновил Муромскую церковь Благовещения и поставил в городе второй храм, во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Церковное песнопение сообщает нам, что это было время «запустения града Мурома от неверных людей». Спасаясь от набегов татарских орд, горожане уходили в леса, а оставшиеся на пепелищах, терпя скорби и не имея утешения, были по малодушию маловерными.
Житие Василия Рязанского и Муромского рассказывает, что, принявши на себя высокий сан, он с ревностью начал подвизаться в устроении душ своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал воедино, изнемогающих укреплял верою, сокрушённых утешал твёрдым упованием на милость Божию, восстанавливал храмы. Акафист сообщает нам об изрядном просвещении святителя «книжным учением» своей паствы, о том, что «богомыслие» его было озарено благодатью Божией. Многих он убедил оставить языческое беззаконие и встать на путь покаяния, сомневавшихся в вере утвердил, духовным чадам «потребную коемуждо помощь подавая». Акафист, отмечая это «книжное знание» святых истин Православной веры, подчеркивает, что святитель научал «разумно пети Богу: аллилуйя».
Пример такому образу прославления Бога во всей жизненной полноте являл образ жизни самого пастыря. Святитель отличался замечательными качествами души: незлобием, смиренномудрием, целомудрием, неусыпностью в молитвах, воздержанием, богопреданностью в скорбях. Эти качества его наглядно проявились в следующем событии: нетвёрдые в вере жители Мурома, по внушению диавола, как передаёт его житие, заподозрили святителя в нецеломудрии и решили изгнать его из своего города.
Высокие подвиги и добродетели свт. Василия были невыносимы врагу рода человеческого, и он, приняв вид блудной девицы, показался народу из святительского окна и на выходе из жилища святого. Примеры таких козней часто встречаются в описаниях житий святых, ничего нового диавол здесь не изобрёл. Однако бояре и народ, в вечернюю пору увидев девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, поверили видению больше, чем проповедям и трудам святого: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Напрасно святитель Василий уверял народ: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ в самозабвении приступил к самосуду, оболгал, поругался над ним и решил изгнать епископа из Мурома. Нашлись даже и такие, которые предлагали убить его.
Невинный праведник выпросил себе время до утра и всю ночь молился со слезами в соборном храме святых страстотерпцев Бориса и Глеба, совершил всенощную, утром — Литургию, молебен в храме Благовещения перед чтимой иконой Богоматери, принесённой в Муром из Киева св. кн. Константином Муромским. И в третьем часу дня пошёл к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром.
Сила веры его была такова, что он, не сомневаясь в помощи Божией, постелил на воду епископскую мантию, дабы послужила она ему вместо лодки или плота, встал на неё, как на прочное основание, и Ока понесла святителя прочь от неверного Мурома. Жители его, поражённые чудом, пришли в себя. Видя оправдание Богом праведника, просили: «Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был взят из Мурома «в мгновение ока» и в девятом часу того же дня перенесён в Рязань, на расстояние более двухсот поприщ.
В Рязани тем временем народ собрался к вечерне, однако дьякон, который должен был произнести в начале службы обычное: «Благослови, владыко», — онемев, не мог произнести ни слова. Между тем, владыка приблизился к городу, и тогда дьякон вымолвил: «Владыко грядет, встречайте его!» Собор пастырей с боярами и народом поспешили на берег Оки, увидели святителя плывущего, стоя на мантии с образом Богородицы в руках. Не без Промысла Божия совершилось переселение святителя Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило, а жителей Рязани служение святителя укрепило.
То, что благодать Божия пребывала с ним во всё время епископского служения его, засвидетельствовано вторым плаванием святителя на мантии, против течения, когда пришло время покинуть старую Рязань, разрушенную татарами. Предание говорит, что свт. Василий приплыл по Оке и Трубежу в новую (т. е. нынешнюю) Рязань на своей чудодейственной мантии с тем же Муромским образом Божией Матери.
Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. Огорчения, труды и заботы, скорби и печали сократили его жизнь, и 26 июля 1295 года святитель переселился в вечные обители. Святое тело его было погребено в Борисоглебском соборе Рязани.
В 1547 году свт. Макарием, митр. Московским, было установлено празднование Муромским чудотворцам и свт. Василию. Пребывая в небесных обителях, он не оставил своего служения. Нетленные мощи его, более трёхсот лет почивавшие в земле, во время польского нашествия на наше Отечество были обретены для укрепления веры и утешения унывающих в Смутное время.
Святые мощи были открыты архиепископом Рязанским Феодоритом, с честью перенесены в Успенский (ныне Христорождественский) собор 23 июня 1609 года и положены под спудом. В 1834 году ктитором Борисоглебского собора Семёном Пановым — «по тайному внушению ему свыше» — воздвигнут святителю Василию чугунный памятник.
http://www.russdom.ru/node/1724