itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Что увидел посол России на Святой земле

Генассамблея ООН по Украине  Новости Москвы 
0
165
Время на чтение 14 минут

Святая Земля для каждого христианина - центр мира, именно здесь завязан узел множества проблем, имеющих отношение как к Ближнему Востоку, так и всей нашей цивилизации. Каково ощущать себя здесь представителем России - страны, еще в давние времена утвердившей свое присутствие на земной родине Спасителя? Добрые традиции не утеряны, но нашли свое подтверждение в дипломатии сегодняшнего дня. Сегодняшний наш гость - посол России на Святой Земле Петр Владимирович Стегний. С ним беседует Е. Никифоров.

- Быть дипломатом в этом регионе непросто. Работа очень разная. Есть достаточно стереотипные дипломатические ситуации. Есть и чреватые проблемами разного уровня. В Израиле живет больше миллиона наших бывших соотечественников. Имеется русскоязычная община. Комплекс вопросов, связанных со святыми местами, включает и защиту нашего исторического присутствия. По возможности, расширение сферы действия архимандрита Антонина Капустина, который «застолбил», образно говоря, эту территорию для России и ее Церкви. Отношения между двумя ветвями - Русской Зарубежной церковью и Московским Патриархатом постоянно ставят творческие, креативные задачи. В них ясных решений нет. Эти решения надо искать в общении с людьми.

- Произошло уже воссоединение Русской Зарубежной Церкви с нами, или есть еще какие-то недоговоренности?

- Приведу вам пример. В позапрошлом году отмечалось 160-летие создания Русской духовной миссии. Было заседание в одном из иерусалимских отелей. Сидим в президиуме тогда с митрополитом Кириллом. И я увидел, как две зарубежные матушки сидели рядом, а наша - за ними. Однако вскоре «наша» матушка Георгия, из Горненского монастыря, поднялась и пересела к «зарубежницам». Эта тяга друг к другу, она очевидна. И нужно соработничество. Поэтому повседневная работа, притирка, преодоление неких разных бытовых стереотипов в поведении совершенно необходимы. В зарубежных монастырях - целый интернационал, начиная Австралией и заканчивая Америкой. Получается, что они порой вносят такую вавилонскую разноголосицу! О чем конкретно речь идет? Был до революции праздник соединения и целования икон, когда приносили иконы Марии и Елизаветы к Святому источнику, в память о первом посещении, когда Иоанн Креститель из чрева приветствовал Марию. Даже есть икона, на которой Елизавета и Мария наклонили головы. Сейчас есть то же самое, но иконы несут из другого места. Мне хотелось бы, чтобы еще на моем веку иконы принесли, как раньше. Надо вернуться к истокам как оно было, не задумываясь, кто проделает лишний шаг. И главное - пытаться формировать внешние предпосылки для того, чтобы эту духовную работу с обеих сторон, совершать в благоприятных условиях. Вот я так вижу задачу дипломата на Святой Земле.

- Петр Владимирович, поколения русских людей собирали недвижимость, земли на Святой Земле для России, для русских паломников, чтобы наши соотечественники могли поклониться святыням. Потом, в советское время очень много было разбазарено. До обидного пустяшные были заключены сделки. А как сейчас проходит возвращение этих земель? В каком состоянии сейчас наша собственность на Святой Земле,?

- Сложный вопрос. Я перед тем, как поехать в Израиль, копался в архивах. И обнаружил там странную вещь. Сделка в октябре 1964 года вызывала сомнения, в полной ли мере она законна. У меня было впечатление, что она нам навязана. Когда я посмотрел все документы - увидел, что эта задача - продажа 22 участков, которые составляли русские места, русские постройки - она была поставлена Никитой Сергеевичем Хрущевым после идеологического пленума, когда было заявлено, что в 80-е годы советские люди уже должны жить в коммунизме. Последним препятствием была религия. Поэтому были проведены переговоры. Задача стояла хотя бы что-то получить от них. Получили не 30 сребреников - миллионы. Полтора миллиона апельсинами. Апельсины подгнили. Народ об этом много говорил, но все равно они были реализованы где-то в Сибири. Если вы помните такую повесть Василия Аксенова "Апельсины из Марокко". Она первоначально называлась "Апельсины из Яффы". Это мне говорил главный редактор "Юности" Андрей Дементьев. Яффу убрали из-за политкорректности, но апельсины слопали на Уренгое, где во время зимы радовались любому оранжевому фрукту.

Подписана сделка была 8 октября 1964 года. А 14 октября Никиту Сергеевича сняли. Ну, чего бы было еще неделю не протянуть? Но это сделка была совершенно легальная. Все подписи поставлены, никаких попятных движений в рамках реальной политики быть не может. Господь управил так.

Удалось в позапрошлом году 28 декабря завершить переговоры, которые длились очень длительное время - с 2005 года. И дальше следовала невидимая миру ежедневная работа. На последнем этапе, когда возникли протесты Союза израильских юристов против возвращения Сергиева подворья, пришлось говорить с Нетаньяху, тогда лидером оппозиции. Уже готовилось заседание кнессета, которое могло заблокировать передачу. И таких эпизодов было очень много. Но мы были счастливы, когда получили ключи. Я должен сказать, иногда у нас некие подозрения возникали в отношении израильтян. Они законники, и для них это самый последний аргумент. В течение января, когда мы получили весь комплекс документов, мы поехали с посланником Толей Юрковым и взяли с собой пару бутылок шампанского. Я говорю: Толя, давай, возьмем побольше. А он: да ну, не будут они пить. Это наша радость, рассчитывать на то, что они ее разделят, нет никаких оснований. И что же? Когда мы получили ключи, то они, во-первых, выставили два ящика шампанского. Во-вторых, пришли все - минфин, минюст, ребята - горемыки, которые с нами мыкались. Так что прецедент создавался. Все это все понимали. И меня это так расположило к своим партнерам! Я просто не знал, как их отблагодарить.

Я думаю, что, когда мы сокрушаемся об уходе Елизаветинского подворья, о 22 участках, которые были проданы, надо все-таки принимать во внимание то, что, если бы они не были проданы - у нас все равно сохранялись бы вопросы. В бывшем здании генерального консульства России находится музей еврейского сопротивления во время английского мандата. И уже по тем учреждениям, которые там сидят, никто ставить вопроса не будет. Все равно, что вернуть Третьяковку владельцу, вынести картины. Некие вещи есть, к которым прикасаться нельзя.

Я думаю, что одна из реальных задач - чтобы русские постройки сохранили свой исторический вид. Я бы очень хотел, чтобы в русской больнице работали и русские, и израильские врачи. Пытаемся добиться, чтобы место предварительного заключения в одном из подворий убрали. Мировой суд из издания Русской духовной миссии тоже пора переводить. Вот таких вопросов очень много. Не все в России представляют масштабы наших исторических владений, сохраненных, приумноженных. Русские монастыри в Иерусалиме украшены подвижническим трудом РПЦ и Зарубежной церкви. На Тивериадском озере у нас женский монастырь Марии Магдалины с фруктовым садом. Достигнута договоренность о расширении построек на месте сада. Посольство помогало миссии в переговорах с местными властями. В Назарете назревшая проблема Дома дружбы, это в центре, прямо у источника Благовещения. В советские времена этот Дом сдан был левым организациям, наслоились всякие судебные решения. И мэр Назарета араб, человек реалистически мыслящий, предлагает построить на этом месте паломнический центр, и мы всячески поддерживаем это.

На палестинских территориях я с удовольствием слежу за тем, как идут работы в Иерихоне. В будущем году будет отмечаться десятитысячелетие Иерихона. Управление делами президента нашло очень толковую сербскую фирму, которая достраивает музей русского присутствия на Святой Земле. Подключен Эрмитаж с Михаилом Борисовичем Пиотровским. Готовит экспонаты, копии, муляжи, которые будут рассказывать о возникновении и строительстве русской Палестины. Очевидно, я думаю, что это будет фактор, который будет действовать в пользу возвращения и упрочения нашего присутствия. Подлечили «дерево Закхея», которое там рядом. Видно, что дерево живет, молодая листва пошла. Я думаю, что очень большое будущее у Иерихона, как у места паломничества в связи с тем, что там и так есть участки и РПЦ, и Зарубежной церкви. Сделали на гору Искушения фуникулер, и там все очень хорошо - источник внизу. Получается такой полноценный, интересный паломнический центр, который, на мой взгляд, превосходит Хеврон. В Хевроне дуб тоже дал отростки рядом. Недавно был архиепископ Марк Егорьевский ездил в Хеврон, смотрел. Паломники ведь шли в XIX-м веке на Святую Землю большим крестом - от Яффы до Иерусалима - это нижняя станина креста, и от Тивериады или от Назарета до Иерихона - перекрестие креста. Вот этот большой крест нужно было сделать. И во всех точках, во всех пересечениях сохранились русские участки, действует активно русская церковь. Я должен сказать, что мы на втором или на третьем месте по площади участков. Впереди - католики, францисканцы, которые сделали очень много, кстати, для сохранения христианского присутствия на Святой Земле. На втором - третьем месте идем мы. И наши проблемы не больше, чем проблемы других конфессий. Вот это очень важно тоже иметь в виду. Потому, что конкордат между Ватиканом и государством Израиль по неотторжимости земель, которые принадлежат католической церкви, до сих пор не подписан. Несмотря на визит папы, который в значительной мере имел эту задачу - ускорить подписание - они сократили свои притязания до шести мест. От Сионской горницы - она рядом с могилой Давида, на горе Сион - до Горы благодати, где католический комплекс, где Бенедикт XVI останавливался во время своего пребывания. И в Назарете - чудесная огромная церковь, которая расположена чуть выше нашей Греческой, около источника Благовещения. Поэтому у всех примерно одинаковые проблемы. Ни у кого нет каких-то преимуществ. Но все решается. И это не только мое мнение, в рамках действующего законодательства. Иногда у слушателей и читателей, которые не очень следили за всеми перипетиями нашего присутствия на Святой Земле, складывается впечатление о некоем чуть ли не игнорировании наших планов. Это абсолютно неверно. Дело в том, что в XIX -м веке, при Капустине это были владения Османской империи. Там, возможно, были какие-то силовые приемы, не было устоявшегося законодательства. А сейчас существует государство Израиль, и рождается второе государство - Палестина, которое, кстати, сделало целый ряд жестов в отношении России. Поэтому я бы смотрел в будущее с оптимизмом.

- Ну, элита, слава Богу, там находится в состоянии сотрудничества, соработничества, как вы говорите. А народ как там существует? Каково отношение израильтян к русским, вообще к православным, к христианам в целом?

- Разумеется, такие вопросы у меня возникали. Но когда начинаешь говорить с бывшими нашими, они в ответ: ну что тебе объяснять? Там евреями были, а здесь русские, когда приехали в Израиль - стали русскими. И об этом говорится с досадой. Потому что проблемы маргинализации, присутствовали они в реальной жизни или нет, мне трудно судить. И здесь мироощущение то же самое. Но израильское правительство понимает меру ответственности за создание равных условий для трех мировых монотеистических религий. И у нас нет оснований обвинять их в некой дискриминации или предпочтении. Разумеется, своя рубашка ближе к телу. Но они понимают корневое значение межконфессионального диалога и доверия для решения вопроса о статусе Иерусалима в целом. Американцы инициировали работу в рамках Всемирного совета церквей по осмыслению моделей охраны свободы доступа к Святым местам. Я все время говорю, что хотелось бы, чтобы наше церковное участие было бы более инициативным. Никто нас особенно приглашать не будет. Надо самим понастойчивее ставить вопросы. Это мы понимаем, а если уж понимаем, то, я думаю, что это 50% гарантии того, что мы добьемся такого полноценного присутствия РПЦ в дипломатической работе вокруг святых мест. Что касается нашей общины, то нужно понимать одну вещь - это соотечественники, да. Но это тот отряд соотечественников, которые по своей воле оказались за рубежом. И их выбор глубоко мотивирован. Как мне кажется, имидж новой России базируется на том, что русская культура и русский язык оказались теми неразменными золотыми, которые не только не тускнеют со временем, напротив, блеск их становится все заманчивее и привлекательнее. Все эти ожидания, что второе поколение будет уже хуже говорить на русском, а третье его потеряет, они верны только в незначительной пропорции. И когда мы пытаемся понять, а что стимулирует интерес к русскому языку? - нам отвечают: Достоевский, Толстой. И тут встает проблема создания новых привлекательных ценностей для молодежи. Она важна и для Израиля. В Израиле есть русский театр "Гешер", в переводе с иврита "Мост". Он совершенно в русской театральной традиции. Там русские актеры. Часть пьес идет на иврите. А сейчас последнее, что ставит Евгений Арье, тот самый Арье из Моссовета, из театра Маяковского - он ставит "Ревизора". Я не успел на генеральную репетицию к нему, но мне говорили, что это совершенно современное прочтение "Ревизора", ориентированное на своеобразие русской жизни и в Израиле и, в общем, на матери-родине. Такая, в общем, гоголевская сатира. Не знаю, что у него вышло. Но я знаю его как очень крупную личность и как человека, который всей душой доброжелательно относится к нам, любит Россию. Кстати, интересная вещь - он звонит мне и говорит: ты знаешь, у меня в "Ревизоре" есть сцена благословения иконой. Я не успеваю, найди нам икону. Я думаю, как ему объяснить? ведь обидится. Решил переложить ответственность на отца Исидора, начальника Русской духовной миссии. Тот вопросил со свойственной ему прямотой: а какую ему икону? Пусть нарисует что-нибудь и выносит, не благословляя. Я говорю, так я не просил благословлять. Мне понятно, я сам свою икону в театр не отдам. Я конкретно почему рассказываю. Когда я ему перезвонил, он долго извинялся. Говорит: я об этом не подумал. Я прекрасно всю понимаю. Это есть и всегда останется. Желание понять друг друга и, безусловно, уважать традиции, верования.

- Петр Владимирович, есть вопрос, который всех удивил. Последний конфликт, который произошел между Турцией и Израилем. Турция обижена, израильтяне обижены. Израильский спецназ пострелял этих турок. Ясно, что там была какая-то провокация с обеих сторон.

- Я думаю, что главный вывод - быстрее надо договариваться о мире, быстрее решать палестинскую проблему. Потому что это основной раздражитель, который посылает волны нестабильности по всему региону, а сейчас, с учетом иранского фактора, и шире. Глобальные волны нестабильности. Это предельно серьезно. И отсюда эта реакция на инцидент 31 мая, когда израильский спецназ убил 9 человек из «флотилии мира». Судя по всему, был определенный элемент провокации со стороны той турецкой неправительственной организации, которая все это делала. Поскольку сейчас работает комиссия, я бы воздержался от того, чтобы делать заключения. Сейчас сложилась общая, ясная картина неадекватного применения силы. Мы о ней можем поговорить, но только в таком сослагательном наклонении. Потому что мне даже трудно понять, каким образом это случилось. Когда вроде бы такой легко управляемый конфликт выливается в такие формы, это уже само по себе является тревожным сигналом. Но, дай Бог, до конца сентября непрямые переговоры с палестинцами, которые ведет Нетаньяху через американцев выльются в прямую форму. Это уже будет большой шаг вперед, потому что, я думаю, что сам фактор ведения переговоров с палестинцами снимал остроту восприятия таких ситуаций. Мир отреагировал так негативно на произошедшее в первую очередь, потому что прекратился мирный процесс, забуксовал. Поэтому главная задача та, о которой я сказал, продвинуться к реальным результатам в рамках мирного процесса. Мартовское заседание квартета международных посредников было в Москве. Оно, кстати, выступило с самыми радикальными предложениями. Имеются в виду границы 67-го года. Обсуждаются новые шаги. Сейчас сидит наш представитель посол Яковлев в Иерусалиме, и идут совещания с Митчеллом относительного того, как использовать потенциал всех стран, ООН, Евросоюза, России с тем, чтобы придать ускорение этому процессу. Мы поддерживаем усилия Митчелла. Мы стараемся не дать угаснуть искре надежды, и делаем все с тем, чтобы раздуть ее в нечто более осязаемое, в том числе в регионе и в мире. Потому что это нужно всем.

- Петр Владимирович, мы начали с того, что в сознании верующих людей, православных Иерусалим - центр мира. Израиль маленькая страна, но израильская диаспора грандиозна, ну, по влиянию беспрецедентна во всем мире, и особенно на США, и так далее. Чувствуется ли это в Израиле, что мировая политика куется именно в этой стране?

- Ощущения обочины истории нет. Иерусалим - центр духовной истории человечества. Это, может быть, исходная точка в познании человеком самого себя, своей природы, своей связи с Господом. Нигде не ощущает человек разных религий, трех мировых религий присутствия Божия в той мере, как в Святом граде. Что касается диаспоры - да, половина евреев живет в рассеянии. Между ними налажены очень креативные связи, взаимная помощь и в ту сторону, и в эту сторону. И мне кажется, что для нас вывод заключается в том, что надо учиться законному лоббированию. АЕПАК - это основная еврейская лоббистская структура в Штатах. Работает исключительно эффективно. Я не думаю о том, что кто-то должен копировать эту систему, и в ней, наверное, есть и недостатки. Но, мне кажется, что велосипед нам в России изобретать в сотый раз не надо. Надо внимательно присматриваться в мировому опыту, в то числе, к опыту лоббирования в пользу Израиля. С тем, чтобы те же самые механизмы приспособить для реализации наших государственных, национальных задач. Это совершенно нормально. Потому, что в израильском кнессете есть специальный закон о лоббировании. И если идет лоббирование, допустим, в пользу экономического сотрудничества с Россией, депутаты заявляются, вставляются в список, и они находятся под контролем комиссии по этике, которая следит только за тем, чтобы это лоббирование не превращалось в коррупцию. Это мировая практика, мировой опыт. Речь идет не о копировании базовых задач, системного видения, а о том, чтобы учиться технологии.

-Петр Владимирович, нас слушают не только в России, не только в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и других городах, где вещает радио "Радонеж", но слушают нас также в Интернете - и в Америке, и в Израиле. Даже звонят из Израиля иногда с какими-то вопросами. А что бы вы сказали всей этой аудитории как посол, как человек, который представлял интересы России в мусульманском мире, и в Израиле сейчас, как один из самых опытных современных дипломатов в России?

- Мы с женой оказались в Святых местах, потому что это было наше осознанное решение. Мы ждали, когда освободится это место. Большую часть своей жизни я работал на Востоке, мне хотелось посмотреть на регион и с другой стороны. Понять этот перерыв в отношениях, который был, насколько он деформировал исходные предпосылки для понимания друг друга. И посмотреть, что можно сейчас сделать, чтобы очиститься от каких-то поверхностных суждений, предрассудков, найти некие стратегические скрепы, которые помогали бы политикам выдерживать тот же самый курс при изменении конъюнктур, которые случаются всегда. В Турции у нас в роли такого механизма, который помогал поддерживать выбранный курс, была экономика, но если бы существовал единый рецепт применительно к самым разным странам, дипломатам легче, наверное, было жить. Можно было бы сидеть в Москве и руководить процессами. Но их приходится искать эмпирически, путем проб и ошибок. Но я должен сказать, что очень обнадеживает в наших отношениях с Израилем взаимное стремление найти не пропагандистские какие-то однодневки, а вещи, которые нас соединят всерьез и надолго. Прежде всего - это высокие технологии. Израиль - это великая держава в смысле нанотехнологий. Я был в целом ряде научно-исследовательских институтов в Израиле. Во-первых, там огромное количество людей, с которыми я общался на русском языке. Во-вторых, вы понимаете. в советские времена у нас был такой анекдотец с душком, самый короткий: еврей - колхозник. При том понимании, что евреи в колхозах не работают. Я в Израиле был в кибутцах, я был в сельскохозяйственном институте в Алкане. И когда мне показали молочную ферму на 120 коров, которой руководят три человека - один сидит перед жидкокристаллическим экраном и наблюдает пятна трех цветов - зеленого, синего и красного - кормленные коровы, в процессе кормления и голодные. Они бродят по загону, у каждой в ухе по сережке - это компьютерный датчик, который посылает им сигнал, что делать. Пока у них забирают молоко, они идут по такому кругу. Готовы анализы, чего там не хватает - в связи с этим меняется рацион. Это все делают три человека. Удои у них в два с половиной раза выше, чем в Голландии. Мы начали использовать эти высокие технологии, израильтяне готовы работать с нами. Уверяю вас, что это именно так и происходит, что это XXI-й век. И, возможно, это для нас очень подходящая модель. Но у нас, когда у нас начали плохо работать большие коллективные хозяйства - мы стали делать их еще больше, напихивать техникой, забыв про человеческий фактор. А здесь они придумали такую форму хозяйствования - на шаг ближе к рыночной, и все это заработало. И кибуцы сейчас работают наполовину на сельское хозяйство. Им не нужно столько рабочих рук. Там, когда приезжаешь, жмешь руку кибуцникам - это мозолистые руки трудовых людей. Я помню, у меня дед такой же на бахче был, с такой же мозолистой рукой. Одновременно, у них образование на уровне докторов наук, и они что-то делают по высоким технологиям. Стоит непритязательный барак внутри набитый хорошей техникой, станками. Половина работает здесь, половина там. Это, вы понимаете, совершенно фантастическая вещь. Вспоминаются и военные поселения Александра I и Аракчеева. И ведь хорошая идея была, прекрасная идея, очень православная в какой-то своей части. Вопрос в том, что у них реализовано. Возможно, что нам не все понравится. Но сам менеджмент - это то, чему надо учиться. А с Израилем, у нас, во-первых, нет языкового барьера. Потому что всегда найдется человек, который по-русски душевно и на понятном языке ребятам из Воронежа объяснит, что к чему. Причем с прекрасным знанием ситуации не только у себя там, в кибуце, но и в Воронеже. Это первое. Во-вторых, мне кажется, в силу понимания геополитики выстраивающейся в мире, Израиль заинтересован в сильной России, я отвечаю за эти слова. Потому что ему так легче, он чувствует сам себя сильнее, когда у нас все в порядке.

- Ну что, Петр Владимирович, спасибо вам. Я чувствую, мы могли бы еще не один час беседовать по ситуации, которая складывается на Ближнем Востоке. Масса вопросов. Но ограничимся все-таки форматом сегодняшней беседы, которая получилась насыщенной и содержательной. Спасибо вам большое.

- И я хочу поделиться радостью от морского похода, который нас с вами свел, очень умно задуманного. Мы как бы разворачиваем свиток истории вспять, идем по пути исхода Белой армии и Белого флота. И, поверьте, это очень продуктивный процесс.

http://www.radonezh.ru/analytic/13255.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Евгений Никифоров
Все статьи Евгений Никифоров
Петр Стегний
Все статьи Петр Стегний
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Годовщина подвига «Варяга»
Сегодня мы также вспоминаем русского мыслителя И.С.Аксакова, графа П.А. Валуева, ученого А.И. Воейкова, Героев Советского Союза О.В.Кошевого и Л.Г.Шевцову
09.02.2023
Проснись, Сибирь! Проснись, Россия!
Выставка «Сны Сибири» в Москве и угроза развала России
07.02.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Vladislav
08.02.2023 23:46
Нерусские русские
Новый комментарий от Vladislav
08.02.2023 23:40
Из Украины готовят «мерзость запустения»
Новый комментарий от Игорь Бондарев
08.02.2023 22:50
Гендерно-нейтральные термины для обозначения Бога
Новый комментарий от Адриан Послушник
08.02.2023 22:02
В России нет своих компьютеров
Новый комментарий от Адриан Послушник
08.02.2023 21:03
Я долго ждал этого!
Новый комментарий от Адриан Послушник
08.02.2023 19:54
Вакуум Бориса Корчевникова
Новый комментарий от ликбез
08.02.2023 19:09