Системная любовь

0
200
Время на чтение 5 минут

Следственный изолятор № 1 Петрозаводска - одно из самых старинных зданий города. Ему около 200 лет. Раньше там был храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», но так как он находился на втором этаже, то при реконструкции здания утратился. Теперь там возведена часовенка, но уже во дворе. СИЗО расположен прямо в центре города, как бы напоминая прохожим о том, что от сумы и тюрьмы не так далеко, даже совсем близко. Многие думают, что СИЗО - это крепость с собаками и злыми охранниками. Но там работают люди, с которыми тоже надо работать, даже на общественных началах. То есть идти туда, куда многих не затащишь за деньги. Мой рассказ о том, как даже там, в этой непростой и трудной системе, реализовывать программы, направленные на улучшения духовных качеств людей.

Начинать работать с уголовно-исполнительной системой (УИС) мне, конечно, было интересно - новые отношения. При этом я все время думал: как сделать так, чтобы эта система меня приняла. Все вокруг говорили, что ничего не выйдет, что все это - моя блажь, что те, кто охраняют зеков, - черствые, любят Дзержинского и не любят открытости. Да, их слова со временем отчасти оказались правдой, но только потому, что мало кто приходит в эту трудную и непростую систему помогать ей и тем, кто находится в ее ведении, - подследственным и осужденным. Чаще всего туда приходят одноразово и только для того, чтобы либо сделать широкий жест, либо сесть на нары.

Первые посещения следственных изоляторов и тюрем стали настоящим испытанием. Приходилось подолгу ждать выписки пропуска, потом - осмотр личных вещей, снимание ремней и обуви, иногда и одежды. Сотрудники учреждения - и сейчас я их понимаю - недоумевали: зачем эти люди идут в следственный изолятор по собственной воле? Следователь - понятно, адвокат - тоже, а что делает «вольник»[1] в их стенах? Возможно, пришел не просто так; возможно, как в кино, принес чего с собой для контингента нехорошего. Проверяли задорно.

Тогда, десять лет назад, система была крайне закрытой и не очень-то желавшей видеть правозащитников в своих стенах, но кому-то надо было начинать. Когда меня утвердили в должности председателя Попечительского совета, мне казалось, что с разбегу мы многое успеем сделать вместе. Но все складывалось не так просто.

Первые походы в конце 1990-х в камеры СИЗО и тюрьмы начались с ознакомления, чем и как живет эта система. Ситуация тогда была крайне непростой: криминал захлестнул страну, камеры были перенаселены, люди спали по очереди. Но меня интересовало не это. Каждый делает свое: осужденные сидят, приходящие к ним стараются помочь им сидеть в более качественных условиях. Меня интересовало то, каким образом даже в этой системе можно изменить отношение людей к людям и как улучшить условия проживания тех, кто там сидит. Бывал я и в женских, и в подростковых камерах, и во «взросляках», то есть где сидели взрослые. Поводы были разные - от праздников до просто осмотра камер, когда подследственные уходили на прогулку. Смотреть на все это было жутко. Но всегда меня волновала одна мысль: как сделать так, чтобы и тут была жизнь? Какие нужны действия и участие, чтобы эффективность была максимальной. Осознавая, что во все колонии не успеть, я выбрал одну экспериментальную площадку - следственный изолятор № 1, где и начал пытаться реализовать некоторые замыслы, при этом не забывая про остальные исправительные учреждения, с которыми тоже велась работа. Но СИЗО № 1 стал первой опытной площадкой - где-то надо отработать «технологию успеха».

За основное направление в работе была принята стратегия системного участия, достижение договоренности о том, что часть работы будет спроецирована на подследственных и персонал, а другая - на изменение материально-технической базы учреждений. Для этого мне был выдан пропуск, и через какое-то время я смог входить в изолятор уже без мук и проблем. Хотя иногда приходилось говорить начальникам системы о том, что тот или иной контролер проявил излишнюю заботу, прогоняя меня через металлоискатель.

Началась систематическая работа: каждую неделю посещал камеры, где сидели подростки и женщины, в праздники посещал и камеры, где сидели взрослые мужики. Уже потом в эту работу включились священники прихода великомученицы Екатерины г. Петрозаводска. Их прихода люди ждали особо. До этого священники приходили крайне редко, лишь несколько раз в год встречаясь с теми, кто желал этого, а системы не было. Теперь же каждый четверг приходит священник, бьет в колокол, который висит на построенной нами часовне, и все знают: можно подумать и о грехах. Совсем недавно начальник этого учреждения сообщил мне, что со времени возведения часовенки во дворе СИЗО значительно снизилось количество преступлений и правонарушений в камерах. Люди становятся другими. А до этого в течение девяти лет пришлось уговаривать одного начальника за другим, убеждая, что часовенка нужна. И только седьмой начальник дал добро. Теперь он не жалеет об этом.

Еще я предложил ему вместо одной камеры устроить учебный класс для подростков. Он долго на меня смотрел, а потом сказал: «А почему бы и нет?» Мы осмотрели все камеры, выбрали одну. Меценаты дали материалы, и уже через полгода класс принял первых учеников. Хотя пришлось «бодаться» и с местной администрацией, потому что она отказывались выделять преподавателей в этот необычный класс; но прокуратора, в которую мы написали, смогла принудить их к этому. Хотя, может быть, они и сами «созрели» до этого. Теперь подростки выходят из СИЗО и с «корочками» о получении среднего образования. Класс оборудовали компьютерами, видеотехникой; для многих эти простые вещи оказались в диковинку.

Затем мы смогли наладить и регулярные встречи сотрудников учреждений со священниками, что, как мне видится, крайне для них необходимо, потому что «эффект выгорания» для них очень актуален. Люди собирались в «красной комнате» и общались с настоятелем храма великомученицы Екатерины протоиереем Андреем Верещагиным. Нам удалось поощрить людей за хороший труд не только грамотами от нашего совета или именными ручками, но и наградить медалями, которые мы заказали, в день празднования очередной годовщины УИС. Потому что понимали: труд этих людей тоже надо ценить и замечать. Было приятно видеть, как люди подмигивали после получения наград, которые они заслужили. Когда людей замечают, они становятся лучше - этот постулат из какого-то советского фильма верен.

Не забывали мы и о ремонте камер, установке там телевизоров и радиоприемников, кое-где, где это было разрешено, ставили душевые кабины. Оборудовали прогулочные дворики спортинвентарем, помогли заменить внешний забор учреждения. Устраивали соревнования в камерах для подростков, среди сотрудников и т.д. А на Новый год в каждую камеру передавали еловые ветки, в Пасху - куличи и раскрашенные яйца, в Рождество - вместе со священниками поздравляли всех, кто был в стенах СИЗО, с этим православным праздником, в весенние праздники и сотрудницы, и подследственные женщины получали тюльпаны и открытки. Люди улыбались и плакали, потому что они - люди: мамы и папы. А однажды мы даже помогли построить целое караульное помещение: средств в бюджете на такую работу нет, и людям приходилось отдыхать фактически на улице. Много чего еще можно написать о том, что сообща делалось и делается для тех, кто оступился в этой жизни, и тех, кто этих оступившихся охраняет. Но главное вот что: придя даже в такую непростую систему, можно многое сделать, изменить. Потому что созидать ради людей и полезно, и спасительно - им же самим для себя. Единственное, что мне пока так и не удалось, это сделать так, чтобы осужденные примирились со своим грехом, осознали его, написали письма потерпевшим, признали, что несут наказание и приносят покаяние государству и обществу, - времени не хватило, да и осужденные пока к этому не готовы. Потому что и нашу помощь они воспринимают как «грев». А пора бы уже осознать. Возможно, кто-то, кто придет завтра, сможет это реализовать - начало положено.



[1] В статье использованы некоторые жаргонные слова: взросляк - «камера для взрослых»; вольник - «человек, живущий на свободе»; грев - «помощь с воли».

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/41719.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Гезалов
Все статьи Александр Гезалов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49