Говорят, что умные люди учатся на чужих ошибках... Воспитывая своих безвозвратно взрослеющих детей, я пришла к тому, что мне необходимо их научить анализировать жизненный опыт окружающих людей. Задачей номер один стало правильно выставить в их сознании чёткие установки - что делать можно, а чего точно делать нельзя. В противном случае трагических последствий избежать не удастся.
К сожалению, печальным примером для нашей семьи стала жизнь одного очень близкого нам человека. Его судьба - наглядное пособие того, как ошибки юности влияют на все последующие годы. Я давно наблюдаю за крушением его жизни, хотя глагол «наблюдать» здесь не совсем уместен. Болеть всей душой за таких людей тяжело вдвойне - как бы ни старался помочь, всё равно остаёшься бессилен.
В 16 лет он стал наркоманом, сейчас ему 42. На моих глазах от него уходила жена с ребёнком. Эта героическая женщина много лет боролась за свой брак, но в конце концов сломалась и сдалась. Потом был период ремиссии, целых восемь лет... Он создал новую семью, пошёл на работу, прекрасно выглядел, словом, никак не отличался от обычных людей. Хотя нет, он уже был ВИЧ-инфицирован.
Может быть, поэтому его вторая жена, так мечтавшая о детях, не смогла их иметь. Видимо, Господь чудесным образом хранил её от вируса, но и от наследников тоже...
В один день всё вернулось. От водки до дозы оказалось недалеко. Из дома постепенно исчезло всё более или менее ценное, для него это было не впервой - бедные родители прожили очень скромную жизнь, не приобретая ничего дорогостоящего, поскольку «сынуля» выносил всё. Но вот что удивительно - после нескольких лет борьбы с собой и с наркотиками он воцерковился. И не только он. Покрестился отец, повенчались родители, пришёл к вере младший брат, который впоследствии стал священником. И всё благодаря ему - наркоману. Сегодня всех его бывших соратников по игле уже нет в живых. А он борется до сих пор, единственную надежду возлагая на Бога и Его Таинства, то всплывая на несколько месяцев, то снова падая на дно. Вся наша семья искренне молится о нём и надеется, что его старания не пройдут даром и «зачтутся» в Небесной канцелярии...
Сегодня в мире вступают в реальные права проекты и законы, явно идущие вразрез не только с христианской моралью, но и с элементарной человеческой этикой. Многие процессы не остановить, и глупо подражать Дон Кихоту, воюющему с ветряными мельницами. Но я испытала настоящий шок, узнав, какое количество церковных и околоцерковных людей согласились с проектом о так называемой заместительной терапии (ЗТ) для наркозависимых, который пытаются продвинуть западные «благотворители».
Что это означает - ЗТ? Что любой наркоман будет иметь возможность прийти в какой нибудь спецпункт и получить бесплатно синтетический наркотик, качество которого весьма сомнительно. Якобы теперь ему больше не надо будет воровать, убивать, словом, быть социально опасным элементом. Всё легально, доступно - греши без угрызений совести. Зачем страдать и пытаться освободиться от этого кошмара?
Люди, ратующие за заместительную терапию, откровенно признаются - если мы согласимся на это легальное убийство наших сограждан - Запад будет спонсировать другие, действительно очень важные социальные проекты. Можно, конечно, отмахнуться от этой проблемы, ведь это политика.
Беда лишь в том, что она направлена на уничтожение нации, как ни пафосно это звучит. Ведь происходит реальная подмена в сознании наших детей. Наркоман - это асоциальная личность, у которой порваны все связи с внешним миром, нет семьи, работы, денег, наконец, а наркотики - дорогое удовольствие. Не имея возможности их приобрести, человек приходит в ужас перед своим будущим, в такие важные моменты жизни он отрезвляется и невольно становится перед выбором - хочет ли он так жить дальше. А ЗТ будет удерживать его в состоянии эйфории до последнего вздоха, тем самым лишая шанса на покаяние.
Выступающие за ЗТ ошибочно полагают, что удовлетворённый наркоман не опасен. Видимо, они никогда лично не были знакомы с такими людьми. Мы помним, как несколько лет назад в Англии одна сигарета марихуаны, выкуренная машинистом поезда, унесла множество жизней. Наркоман в любом случае неадекватен и непредсказуем, вне зависимости от того, какой наркотик у него в крови - краденый, купленный или законный. А не дай Бог произойдут сбои в поставке бесплатной «дури»? Обычному наркоману эта ситуация знакома: открывая утром глаза, он уже находится в состоянии поиска. А вот его двойник, взращённый в комфортных условиях, окажется к этому не готов, и мы не знаем, как он себя поведёт.
Получается, что само понятие «наркоман» для здорового человека буквально означает «обратной дороги нет», «крушение всей жизни». И тут срабатывает естественный механизм защиты личности - страх. Но ЗТ успокаивает: «Не бойся, мы тебя любим и поможем, обеспечим всем необходимым».
В древности римляне опаивали своих рабов вином и потом показывали их своим детям, чтобы выработать у них отвращение к пьянству. Новая программа направлена не на то, чтобы научить молодёжь правильному отношению к наркозависимости, а, наоборот, на то, чтобы уничтожить главное - совесть.
Известно, что те, кто попадает в тюрьму и не имеет возможности достать пагубное зелье, прозревают и понимают, что Господь пришёл спасти и их, что они не безнадёжны. Знакомый священник, провожавший в последний путь такого покаявшегося разбойника, рассказывал мне, что умиравший от СПИДа заключённый ни капли не жалел об уходящей жизни. Болезнь принесла ему долгожданное избавление от страсти, а смерть станет радостной встречей с новой жизнью, где он не будет всё время бояться упасть. На больничной койке он встретил Живого Бога. С ним произошло то, чего совсем не хотят изобретатели новой, якобы гуманной и милосердной к падшим идеи. Когда пытаешься с ними спорить, они загоняют тебя в угол заученной фразой: «Ты не имеешь права рассуждать о ЗТ, так как у тебя нет личного опыта». Неужели врач не имеет права лечить болезнь, если сам ею не переболел? Я знакома со многими «бывшими», не принимающими наркотики уже много лет... с помощью Божией. Не надо лишать всех возможности тосковать по утерянной душе, по милости Божией и любви своих близких. Дорогу осилит идущий, и пусть это удастся не всем, но ведь главное - качество, а не количество. Везде и во всём Его Промысл. Надо только верить, а значит, надеяться.
Мнение специалиста
Есть ли шансы победить наркотическую зависимость? К кому обращаться за помощью? Как вести себя родным наркомана? На наиболее часто задаваемые вопросы мы попросили ответить Анну Ключку, старшего социального работника с потребителями инъекционных наркотиков.
Почему люди употребляют наркотики, если все знают о последствиях и о неизбежности смертельного исхода?
Потому что химическое вещество замораживает чувства, изменяет мировоззрение, самовосприятие, отношение - и всё за один миг. Не нужно трудиться и развиваться духовно, усваивать опыт и переживать боль. Для достижения иллюзии полной гармонии нужна лишь одна доза.
Но, как показывает опыт наркоманов, одной дозы никогда не достаточно. У нашей психики есть такой защитный механизм, как отрицание, который активизируется при сильных стрессах или психологических травмах. Вот почему зависимый «не видит» последствий употребления - он их просто не осознаёт, ведь вещество усиливает это самое отрицание.
Но деградация неизбежна. Люди, которые употребляют химические вещества, такие как наркотики и алкоголь, попадают в полное подчинение болезни. Их мысли и действия направлены на употребление, и даже включённость в социальную среду, будь то семья или работа, являются способами поддерживать или оправдывать своё пристрастие. Зависимость - это био-психо-социльно-духовная болезнь, которая разрушает абсолютно всю систему ценностей.
Как происходит переход от эйфории - к деградации?
При употреблении любых химических веществ изначально наступает «розовый период», когда изменение сознания приносит одно удовольствие, проблем нет, социальная жизнь в норме.
Дальше грядёт период деградации. Личность не развивается, идёт этап изменения мышления в сторону более изощрённого, основанного на лжи по отношению к окружению и к самому себе, неправомерные действия, пик эгоизма и эгоцентризма. Это начало конца. Вещество больше не приносит удовлетворения, его всегда мало, вместо эйфории приходит отчаяние, нагромождение внешних проблем, так как человек зависимый заинтересован только в поиске и своевременном принятии дозы и совсем не живёт в социальном мире, а тем более в духовном. Новые принципы существуют лишь для того, чтобы «торчать» было комфортно, они давно вытеснили основные ценности, внутри пустота, которую можно заполнить лишь наркотиком, но эффект уже минимальный, употребление само по себе начинает приносить разочарование. Ко всему - величайший риск заражения смертельными инфекционными заболеваниями, такими как ВИЧ и гепатит, ну и, конечно, последствия в виде тромбофлебитов, абсцессов, сепсиса.
Что делать, если близкий человек попал в зависимость?
Ошибка многих родных, которые находятся рядом с зависимым в этот период, в том, что они начинают спасать и вытягивать человека из употребления. Этими действиями родственники только помогают употреблять, не давая возможности наркоману встретиться с последствиями своего выбора. К примеру, откупают от милиции или просто дают деньги, чтобы зависимый не воровал и т. д., ещё тянут на реабилитацию насильно (хотя тут вопрос спорный: исследования показали, что приблизительно одинаковое количество из тех, кто прошёл лечение по своему желанию, и тех, кого принудительно отправили лечиться, выздоравливает). Лучше в таких случаях отпустить человека с любовью, положившись на волю Бога, прекратить безуспешные попытки руководить чужой жизнью, принимать решения за других и нести за них ответственность. Дело в том, что наркоман будет употреблять до тех пор, пока есть возможность, даже если наркотик давно не приносит удовлетворения. Только у оставшегося наедине со своей болезнью есть шанс, что отрицание ослабнет и он обратится за помощью. Вот тогда помощь и будет эффективной, в остальных случаях можно только навредить.
Что такое заместительная терапия?
Известный и популярный метод, разработанный на Западе. Он заключается в том, что зависимому человеку предлагают метадол или бупренорфин (эднок) вместо наркотика выбора. Постепенно лечащий врач, снижая дозу, выводит его из употребления, при этом пациенту предоставляется социальное сопровождение, психоэмоциональная поддержка. На самом деле, это теория и единичные удачные случаи. На практике же наркозависимые получают легальный наркотик, попутно употребляя нелегальные. Суть в том, что пока человек продолжает употреблять любые химические вещества, поведение и мышление не меняется, изменений и роста не происходит. Заместительная терапия - это лишь попытки государства снизить вред, который зависимые наносят социуму своим образом жизни.
Куда пойти выздоравливать?
На сегодняшний день существует много программ, и каждая имеет свои плюсы и минусы. Есть программы детоксикации, где происходит медикаментозное лечение физической составляющей зависимости - это просто устранение абстинентного синдрома (ломки). Для получения более качественной помощи можно обратиться в неправительственные общественные организации, где подробно расскажут о видах реабилитации (drug free). Есть психотерапевтические программы, где глубоко прорабатываются первопричины, то есть то, что привело к употреблению, - бессознательные процессы, которые управляют нашей жизнью. Эффективность таких моделей высока, так как человек осознанно может попытаться измениться, разрушая отрицание, которое и отдаляет от решения проблем, приводя к их накоплению и усугублению. Есть христианские центры. Но по большей части они протестантские. Человек остаётся трезвым, но психологически намертво прикован к общине. И попытки адаптироваться социально, взаимодействуя с обычными людьми, приводят многих к срыву. Существуют трудотерапевтические программы, куда могут привести насильно, ещё и заковать в наручники на первое время для «вразумления». Процент выздоровления там минимальный, ведь зависимость - это прежде всего духовная болезнь, а телесный фактор второстепенный, к тому же преодолимый.
Что наиболее необходимо для выздоровления?
Химическая зависимость - болезнь неизлечимая! Это хроническое прогрессирующее заболевание, которое приводит к смерти. Можно избавиться от физической тяги, но психологическая - укрепляется намертво в сознании, поэтому человеку необходимо постоянно меняться в поведении, мышлении для того, чтобы оставаться трезвым. Если же он перестанет принимать наркотики, а жить будет продолжать по-прежнему, исходя из старых принципов и восприятия, то вопрос лишь во времени, когда зависимый начнёт принимать наркотики снова.
Но есть возможность жить трезво и счастливо. Для этого необходимо обратиться за помощью, сломив гордыню, - тогда есть шанс! Выздороветь или избавиться от зависимости невозможно, можно только выздоравливать, воздерживаясь от употребления любых веществ, меняющих сознание, применяя во всех делах духовные принципы, такие как честность, непредубеждённость, мужество, смирение, терпение, принятие, готовность признавать свои ошибки, развиваться ежедневно, действовать, направляя свою энергию и силу во благо других. Это и даёт освобождение от эгоизма, который является корнем зависимости.
Если у вас есть индивидуальные вопросы по затронутой теме, вы можете задать их Анне по электронной почте: antyaneta@i.ua
Комментарий священника
Архимандрит Иоасаф (Перетятько), психолог, координатор волонтёрского движения «Молодость неравнодушна»:
Когда Господь сотворил человека, Он вложил в него те дары, которые по первоначальному замыслу должны были привести к святости. Это совокупность духовных, душевных и телесных способностей. К телесным способностям относится физический труд и воздержание, иными словами - пост. Душевные способности - это интеллект, умение чувствовать и сопереживать. Из основных духовных способностей можно особо выделить стремление к свободе.
Грех перевернул всё с ног на голову, разрушил человека изнутри, вместо духовной свободы он начал стремиться к свободе в земном, греховном её понимании. Есть один замечательный пример из истории нашей Церкви. Соловецкий монастырь до революции был одним из крупнейших духовных центров Руси, где подвизались тысячи иноков. После революции советская власть решила сделать из обители лагерь. Монахам было велено искать себе другое место жительства. Многие ушли в поисках нового прибежища, но были и такие, которые, пребывая в Боге, находились в той степени духовной свободы, что им не страшны были тюремные стены, их не пугала несвобода в земном её понимании. Монастырь обнесли колючей проволокой, а оставшиеся братья стали заключёнными Соловецкого лагеря.
В Писании есть пример того, как Господь взращивал в израильском народе стремление к духовной свободе. Много лет евреи находились в плену у египтян и стали приобретать психологию рабов. Именно тогда Господь послал Моисея вывести народ из Египта. Пропитавшеся духом рабства израильтяне при первых же трудностях стали укорять Моисея и говорить о том, как хорошо им жилось в Египте. Именно поэтому Господь не пустил сразу израильтян в землю Обетованную и попустил им бродить сорок лет по пустыне - чтобы за это время родились и выросли люди, не знавшие рабства; поколение, воспитанное среди трудностей свободного бытия, надеющееся не на правителей египетских, а только на своего Бога. Только такое племя могло принять дар Божий - землю Обетованную.
Мир меняется, но духовная суть остаётся прежней - люди как были зависимыми, так и остаются. В поисках свободы человек обманывается и пытается убедить себя, что право выбора и свобода - это одно и то же. Однако самостоятельный выбор марки автомобиля и продуктов в супермаркете - ещё не свобода. Свобода - это состояние духовное, и обрести её можно только в Боге. Православная Церковь на примере жизни святых показывает, как подвижники, отказывая себе даже в самом необходимом, становились по-настоящему свободными.
Безусловно, родителям тяжело наблюдать за тем, как их ребёнок совершает ошибки, выбирая не всегда, на их взгляд, верный путь. Но через поиск собственной свободы человек учится быть ответственным за свои поступки, а это и есть первая ступенька к духовной свободе. Присмотримся к педагогическим методам Господа по отношению к израильтянам: Господь, уважая выбор Своего народа, направляет их ко спасению, но позволяет совершать ошибки и отвечать за свой выбор. Евреи страдали в плену египетском и вавилонском. Мог ли Господь одним мановением избавить их от скорби? Мог. Но тогда не было бы того скорбного опыта ошибок, который сделал израильтян народом, достойным стать родословной Христа. Оказывается, что к свободе духовной нельзя прийти без скорбей.
Я спрашивал православных матерей: благословили бы они своих сыновей встать на защиту Родины? И практически все они ответили «нет». Но как же заповедь о том, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13)? Даже православные родители хотят держать детей возле себя и для себя. Вспомним пример мучеников Маккавейских, когда мать видела, как семерых её сыновей, одного за другим, убивает мучитель, и поддержала их в решении остаться верными Богу. Отдавая себя всецело Богу, мы тем самым восстанавливаем в себе способность и стремление к свободе, которая была дана нашим прародителям.
Задать вопрос архимандриту Иоасафу можно по электронной почте: miloserdie@ukr.net