Приход не создается. Он рождается

0
412
Время на чтение 7 минут

Сложно задумываться над тем, как приход создать, когда уже несколько лет являешься прихожанкой храма, в котором этот приход есть. К хорошему привыкаешь быстро, оно становится столь же естественным, как чистый воздух и нормальные человеческие отношения. Оценить его в полной мере можно, только потеряв. 

Мне кажется, что хороший приход не создается, а рождается, как ребенок, стихотворение или научное открытие. Есть причины его рождения, есть условия, которые способствуют его появлению на свет, но никогда с уверенностью нельзя сказать, родится или нет. И все же об условиях и причинах рождения прихода я могу немного поразмышлять.

Главная причина рождения православного прихода - это богослужение. Прихожан храма в первую очередь объединяет совместное участие в Таинствах и молитва. Именно это отличает приход от всевозможных клубов «Для тех, кому за...» или, наоборот, домов творчества детей и молодежи. Чем дороже и ближе для человека богослужение, тем прочнее его связь с церковной общиной, с приходом. 

Когда мы выбираем себе друзей, мы создаем круг общения исходя из своих интересов, вкусов и взглядов на жизнь. Центр этого круга - наше «я». Приход же призван объединить людей вокруг Христа. И только в этом случае он жизнеспособен. Все остальное - настоятель, который приход создает, добрые дела, совершаемые прихожанами, красивое здание храма - должно прилагаться. Иначе приход будет подобен дому, построенному на земле без основания (см.: Лк. 6, 49).

Церковь Христову часто сравнивают с кораблем. А можно сравнить и с целым флотом, состоящим из множества небольших кораблей-приходов. А настоятель схож с капитаном корабля, и роль его в плавании по житейскому морю сложно переоценить. Неслучайно советские реформы, направленные на развал Церкви изнутри, в первую очередь вводили демократическое управление на приходе - печально памятные «двадцатки». 

А Церковь по природе своей иерархична. И потому на приходе должен быть глава, который управляет его жизнью. Не просто издает властные директивы и требует почтительного отношения, а несет отеческую ответственность за всех и за все, что происходит на его приходе. Если настоятель сам горит любовью к Богу и к людям, если он на деле, а не на словах готов жертвовать ради своей паствы временем, силами, здоровьем, люди обязательно это увидят и оценят. И он станет настоящим примером и образом.

Очень важно, чтобы настоятель, несмотря на свою занятость, находил время для личного общения с прихожанами. И хорошо, если это общение строится вокруг духовной жизни. Например, у нас, в Свято-Троицком соборе, очень важную роль в развитии приходских отношений сыграли еженедельные встречи-беседы настоятеля игумена Пахомия с прихожанами. На этих встречах отец Пахомий читает вместе с прихожанами творения святых отцов, прихожане вместе с батюшкой рассуждают о духовной жизни. И не только сами многое узнают, но и своим близким впоследствии смогут рассказать, каково мнение священника по тому или иному вопросу. Особенно это важно для людей, только перешагнувших порог храма.

Укрепляет приход совместная молитва, не только в храме за богослужением, но и в домашнем правиле. Келейное или домашнее правило - дело сугубо личное. Но иногда и здесь может быть место общему деланию. Практикуются, к примеру, молитвы по соглашению, когда несколько человек договариваются молить о чем-то Бога в определенное время, где бы они сами в это время ни оказались. Но к такому усилию над собой нас, к сожалению, чаще всего подвигает беда. 

А вот чтение Псалтири во время многодневных постов - это усилие запланированное. В нашем соборе читать Псалтирь начали по благословению настоятеля с Рождественского поста 2004 года. Двадцать человек ежедневно на протяжении всего поста прочитывали по одной кафизме в соответствии с графиком, поминая на славах священнослужителей, участников чтения, а также их живых и усопших сродников. Таким образом, все вместе прочитывали полностью Псалтирь за день, а каждый участник - за пост. Сейчас в чтении Псалтири участвует более восьмидесяти человек. Для многих это чтение стало первым по-настоящему вдумчивым знакомством с Псалтирью. Помимо этого, каждый участник чтения учится брать на себя ответственность за общее дело. 

Целым событием в жизни и важным этапом воцерковления стало для многих прихожанок нашего собора создание женского любительского хора в 2006 году. В раннехристианской Церкви не существовало хора, песнопения за богослужением исполнял молящийся в храме народ. Создание любительского хора дало возможность нашим прихожанкам участвовать в богослужении и лучше его узнать. У многих не было даже начального музыкального образования, но всех объединяло горячее желание научиться петь, и петь именно в храме. И благодаря терпению нашего регента Светланы Пьянковой это желание осуществилось. 

Участвовать в богослужении могут в силу разных причин не все, но принять посильное участие в жизни прихода может каждый. Помощь в уборке храма или прилегающей территории, в трапезной или в подготовке к празднику - все это дает гораздо больше самому помогающему, чем храму и его настоятелю. Помню, когда я начинала ходить в храм, мне очень хотелось стать как-то причастной к его повседневной жизни. Но даже самая простая помощь в храме казалась мне тогда чем-то недостижимым: как это я так, запросто, не зная никого из священников и прихожан, начну в чем-то участвовать? И была просто счастлива, когда на Крещение мне предложили разливать святую воду. 

Постепенно у меня появились и другие послушания в храме. Но то, первое время - время совместных уборок и помощи в трапезной - я до сих пор вспоминаю с ностальгией. Ведь именно тогда я поняла, что человек для Бога не может сделать ничего. Все, что он делает в храме, ему самому нужно в тысячу раз больше, чем Творцу и окружающим людям. За каждое дело, которое человек постарался сделать во славу Божию, он получает то, что во много раз превышает практическую пользу от его работы. Помогая в храме, человек что-то понял, чему-то научился, увидел себя со стороны. И это становится дороже любого подарка. Мы часто говорим с коллегами, педагогами воскресных школ, о том, что неизвестно, есть ли польза от нашего преподавания для детей и родителей, но для нас самих - несомненно есть, и огромная.

Кстати, именно воскресная школа помогает не только детям, но и их родителям почувствовать себя частью прихода, увидеть поле собственной деятельности. Многие семьи посещают храм вместе с детьми. И более того, я знаю множество случаев, когда именно из-за необходимости водить ребенка в воскресную школу родители начинают регулярно ходить в храм. Бывает и так: то, что преподают в воскресной школе ребенку, все больше и больше интересует его родителей, и они сами втягиваются в этот процесс.

Вообще, воскресная школа, на мой взгляд, является лучшим полем миссионерской деятельности. Ведь в нее приходят и дети, и взрослые, желающие что-то узнать, готовые что-то услышать. Если им в этой школе интересно, они приводят своих родных, друзей, знакомых. Но не стоит думать, что вновь пришедший важнее того, кто на приходе и в воскресной школе постоянно. Воцерковление длится всю жизнь. А правильно организованная воскресная школа воспитывает естественных миссионеров и сознательных прихожан, для которых приход является важной частью их жизни буквально с пеленок. 

Развитию приходской жизни содействуют и газета, и сайт Троицкого собора, которые также были созданы по благословению нашего настоятеля отца Пахомия в 2006 году. Ведь в епархиальных, а тем более общецерковных СМИ не освещаются события, незначительные для всей Церкви, но интересные для каждого прихожа-нина храма - реставрация храмовых икон, поездки, праздники в воскресной школе и многое другое. Если приход большой и на нем постоянно что-то происходит, многие прихожане могут даже и не знать обо всех событиях. А газета помогает им почувствовать себя «в курсе последних событий». 

Кроме того, в газете и на сайте есть возможность размещать интервью со священнослужителями храма. Ведь часто общение священника с прихожанами происходит либо в личных беседах, либо во время проповеди, посвященной празднику или Евангельскому чтению. А в интервью можно расспросить священника о его пути к Богу, о его отношении к различным явлениям в церковной жизни. Это помогает читателям-прихожанам ближе познакомиться с батюшкой, найти в нем что-то родственное.

Любой человек, имеющий опыт паломнических поездок по святым местам, знает, как отличается поездка в обществе чужих людей, объединенных лишь обращением в одну фирму, от поездки со своим приходом. К сожалению, организовать такие поездки непросто - тут и финансовые сложности, и невозможность вместить даже в самый большой автобус весь приход, и занятость священников, и многое другое. Но когда все-таки получается куда-то выбраться, поездка становится настоящим событием. И настоятель, и прихожане готовят доклады о тех святынях, которые предстоит посетить, по дороге мы слушаем их и все вместе молимся. И, конечно, любое путешествие сопровождают множество больших и малых ситуаций, когда нужно оказать помощь друг другу, проявить терпение, поддержать ближнего хотя бы словом. Эти моменты, как и впечатления от посещения новых мест, остаются в памяти надолго.

Но взаимовыручка бывает нужна не только во время паломнической поездки. Невозможно перечислить, да и ни к чему перечислять все маленькие и не очень ма-ленькие услуги друг другу, которые оказывают прихожане нашего храма. Не у всех есть деньги, чтоб материально поддерживать нуждающихся. Но помочь делом может каждый. У кого-то есть машина, и он подвозит старенькую прихожанку до дома после службы, кто-то работает врачом и может помочь заболевшим. Для приходской газеты и сайта нам постоянно требуются фотографии богослужений в соборе. Заодно наши фотографы печатают и раздают прихожанам их собственные фото, сделанные во время службы. Для человека публичного, привыкшего видеть свое лицо в газетах, это покажется незначительной мелочью. А для пожилой прихожанки храма это целое событие. 

Такую помощь нельзя запланировать, ее нельзя назначить в обязательном порядке. Она рождается спонтанно, как практический результат всего того, о чем слышит, что переживает человек в храме. Благодаря ей мы чувствуем себя пусть и не совсем идеальной, но все-таки семьей. 

Да, от самих людей - и священников, и мирян - зависит многое. Но все же приход рождается по воле Божией, по Ему одному ведомому Промыслу о нас. Он возникает, когда Господь в ответ на человеческие усилия творит чудо рождения новой человеческой общности - приходской семьи.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10647&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Шмелева
Все статьи Марина Шмелева
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 10:10
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 09:50
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Георгий(Юрий)
23.11.2024 09:27
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 09:20