В числе зачисленных для продолжения образования оказалось, по мнению чиновников, немало абитуриентов «с весьма слабыми результатами ЕГЭ». Андрей Фурсенко предложил провинившимся вузам «подумать о реорганизации или отказаться от подготовки по некоторым направлениям».
Что же вызвало сей высочайший гнев? Кто провинился перед партией и народом? Кто таким образом вставляет палки в колеса проводимой г-ном Фурсенко «модернизации отечественного образования»?
Это выяснял для министра главный центр российских либеральных новаций и всяческих подобных «модернизаций» - небезызвестная Высшая школа экономики во главе с не менее небезызвестными господами Ясиным и Кузьминовым. Под их интеллектуальным водительством определялись «передовики» и «отстающие» в деле набора студентов-2010 по результатам ЕГЭ.
Какую же картину вузовского приема нарисовали господа аналитики из ВШЭ? Главной новостью прошедшей кампании, заявил ректор этого вуза г-н Кузьминов, стал «резкий рост интереса к лечебному делу», поскольку среди вузов, получивших первокурсников с 80 баллами и выше оказался Санкт-Петербургский медицинский университет имени академика И.П. Павлова.
Сделанный вывод про «резкий рост интереса к лечебному делу» понятен.
Выпускники медвузов сегодня в своей профессии имеют, мягко говоря, куда более достойную зарплату, чем «сеятели разумного, доброго и вечного» в школах, музеях, институтах РАН или национальных архивах.
Не оттого ли очередь в «меды» оказывается столь длинной и столь конкурентоспособной?
Эксперты ВШЭ были весьма удивлены тем обстоятельством, что педагогические вузы предъявляли (как следует из среднего балла зачисленных на первый курс в этом году) совсем невысокие требования к абитуриентам. А чему, собственно, удивляться: пока в стране социальное положение учителя не будет поднято на должную высоту, в педагогические университеты и институты другой контингент выпускников просто не пойдет. Сначала государство должно перевести зарплату педагога из разряда унизительной хотя бы в категорию сносной, чтобы кто-то согласился получить столь хлопотную и тяжелейшую профессию, за которую платят меньше, чем уборщицам в офисе.
Ректор ВШЭ рассказал журналистам о том, что в стране наметилась новая тенденция: оказывается, абитуриенты «с высокими, но сомнительными баллами ЕГЭ в этом году предпочли не пытать счастья в столицах, а остаться дома».
- Что ж, - пошутил г-н ректор, - в этом есть своя логика: как говорится, целее будут.
Однако, вправе ли мы поголовно обвинять тех, кто поступал с высокими баллами в вузы своих областных центров в том, что они обладают «сомнительными баллами ЕГЭ»?
Что, на сей счет было проведено специальное исследование? Что, эти юноши и девушки были подвергнуты переэкзаменовке, в результате которой не подтвердили баллы, полученные на пресловутом Едином экзамене? Или организаторы ЕГЭ уже признались, что баллы этим выпускникам школы были егэшными контролерами завышены, и за это преступление последние уже отданы под суд? Тут, как говорится, хотелось бы узнать подробности, детали. А так - очень уж неуважительно получается по отношению к очень большому числу выпускников школы.
Теперь - второе. Огромное число вполне успешно сдавших ЕГЭ не поехало поступать из своего родного города в столичные вузы не потому, что они чего-то там испугались. А потому, что у их семей элементарно нет денег на материальную поддержку своего ребенка, учащегося в крупном городе, вроде Москвы или Санкт-Петербурга. Сколько семей в стране копейки лишней не имеют, еле сводя концы с концами, даже при двух работающих родителях! А если семья неполная, и там только один работающий?!
Гарантии, что эти ребята поступят на бюджетные места - никакой Платное же образование многим семьям не потянуть ни при каких обстоятельствах.
Несмотря на все эти вопиющие логические подтасовки, несмотря на явные подмены смыслов и на самом деле абсурдные выводы, «аналитический труд» ВШЭ получил высокую оценку министра образования.
«Исследование четко показывает значение каждого вуза и его вес на образовательном рынке, - заявил на презентации рейтинга вузов г-н Фурсенко. - Оно дает представление о том, какое у нас высшее образование, кто на что претендует и кто как себя видит».
А теперь - о последствиях выводов «аналитиков». Министром было недвусмысленно заявлено: вузам, набравшим студентов с низким баллом ЕГЭ, ничего хорошего ждать не стоит. Уже понятно, что на следующий год им сократят контрольные цифры приема. В переводе с чиновного языка на человеческий - им «срежут» финансирование бюджетных мест.
Таким образом, первыми в разряд тех, кому сократят бюджетное финансирование, попадают, по логике господ Фурсенко и Кузьминова педагогические вузы, а также вузы, готовящие специалистов для таких отраслей, как металлургия, машиностроение и сельское хозяйство, ведь именно к ним пришли (согласно докладу ВШЭ) выпускники школ с самыми низкими баллами по ЕГЭ.
Но и это еще не все. Было заявлено, что этим вузам следует подумать о реорганизации или отказаться от подготовки по ряду специальностей.
Организационные выводы в отношении «неэффективных учреждений» обещаны по полной программе. Зато те вузы, которые «заманили» абитуриентов с высокими баллами, согласно той же логике получат дополнительные бюджетные места. Вероятно, медики победят учителей, юристы - металлургов, а политологи - агрономов...
И наконец, о самом главном в этой истории: становится совершенно ясно, что бюджетная подготовка будет неуклонно сокращаться, а объемы платного образования - так же неуклонно расти.
Обещанный либералами рынок в образовании нам построят. Лет так через пять, - пообещал г-н Фурсенко. Грядущий облик высшего образования России уже впечатляет, а неутомимый министр обещает наращивать «темпы модернизации».
http://www.stoletie.ru/obschestvo/obrazovanije--ne_dla_bednyh_2010-09-09.htm