Батюшка идет по селу… Он показывает, что здесь и как, рассказывает о прошлом. Но основные его мысли сосредоточены на сегодняшнем дне и, конечно, на будущем.
– Хотим сделать поселение для православных семей. Уже оформляем землю. Будут приезжать люди, обустраиваться, со строительством сможем помочь. А работы здесь хватит. Что делать в столицах? Там уже не жизнь! – вздыхая, говорит иерей Владимир Климзо, москвич, оставивший столицу много лет назад. Теперь для него вся жизнь – в селе Давыдово Борисоглебского района Ярославской области. Строит, преображает, верит и надеется отец Владимир на самом деле с большим размахом – можно сказать, по-столичному. Подобное нечасто встретишь в глубинке, на самом обычном сельском приходе.
Не стоит село без храма
Отец Владимир с семьей перебрался в эти края 16 лет назад. Люди они: он, матушка и три дочери – десятка неробкого. И поэтому то, что они увидели вокруг себя, на фоне прекрасной природы, не разочаровало их сразу. А причины для разочарования были: жизнь приходила в упадок, а остатки колхозного существования приказывали долго жить. Отсюда – беспробудное пьянство, всеобщее безделье и упадок всех сторон человеческой жизни. И среди этой разрухи высился храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, который практически уже стал воспоминанием о бывшей некогда в здешних местах жизни, когда к давыдовскому приходу относилось несколько деревень. Еще сто лет назад в самом только селе Давыдове проживало около полутора сотен мужчин и около двухсот женщин. И храм тоже был немаленьким: из-за тесноты в середине XIX века его расширили, сделав трехпрестольным. С проваленной трапезной частью, с деревьями на крыше, в полном запустении встретил храм семью Климзо.
С него и начали работу. По селу были объявлены субботники. Теперь нынешние их участники рассказывают, как совершенно не верили, что это возможно восстановить. Но какая-то кроха надежды на созидательный труд и усталость от безделья все же приводила людей убирать мусор, разбирать завалы – стараться хоть немного вернуть селу красоту. С этих субботников, с совместного общего делания началась дружба, общение, стремление помочь друг другу. Когда первый этап был преодолен, реставрация потребовала специалистов, которые мастерски завершили работу. Конечно, видя горячее и сердечное стремление восстановить храм, нашлись благодетели, которые помогли в этом деле во славу Божию.
Уроки житья
С жизнью в церкви стала возвращаться жизнь и в село: появились новые люди, которые перебрались сюда, зазвучали детские голоса. Пришлось создавать свой детский сад. Но не простой, а православный. Сейчас его посещает уже 17 малышей. Дети погружаются в атмосферу семьи, творчества, музыки. Музыкальные занятия обязательны. Как здесь считают, певчих для клироса надо растить с пеленок. Поэтому сейчас в селе не испытывают нехватку певчих. Из детского сада ребята плавно переходят в православную школу. Причем успехи местных педагогов значительны. Дети, от которых отказываются учителя в обычных школах, считая их неспособными, при упорстве, труде, внимании и любви педагогов небольшой православной школы делают значительные успехи.
– На клирос может встать каждый. И с пением происходит погружение в службу, – рассказывает регент Владимирского храма села Давыдово. – Главное – у человека должно быть желание. Когда оно есть – тогда любые трудности по плечу. К тому же у нас есть костяк хора, а остальные подтягиваются за ними. И, конечно, детям, которые с самых первых дней в детском саду, а потом и в школе получают музыкальное образование, поют, встать на клирос проще. Мы вообще поем, это свойственно русскому человеку, мы так выражаем свои эмоции, свою радость и горе. Но сейчас это, к сожалению, уходит из нашей жизни. И кто за столом сейчас сможет допеть песню до конца?
Экзамены без оценок
Сейчас, в преддверии каникул, для давыдовских учеников, как и для ребят каждой школы страны, – пора волнений перед экзаменационными испытаниями. Но дело это необходимое.
А экзамены мы сдаем не только в учебных заведениях – самые трудные ставит жизнь. И их надо сдавать на отлично. Мало кто еще десять лет назад думал, что из затей отца Владимира может что-то получится. Но храм поднялся – теперь это украшение села, хотя еще большой работы требует внутреннее убранство церкви. Создан центр традиционный культуры, который с гастролями выезжает во все близлежащие села, действует фольклорный ансамбль «Улейма».
С батюшкой интересно идти по селу. Его постоянно отвлекают, кто-то подходит, чем-то интересуется, спрашивает, как и что делать. Такое ощущение, что в Давыдове все как в муравейнике, каждый занят своим делом. Подходим к одному из домов – тут интернат. Мальчишки живут. Опять как-то так получилось. Теперь на попечении батюшки и матушки – трое мальчишек, которых они называют своими.
Чуть подальше – металлический цех, животноводческий комплекс. Создали свою ферму. Теперь молоко, творог – собственного производства. В планах, конечно, жить натуральным хозяйством, потому что помощи ждать не от кого. Да и не привыкли на что-то рассчитывать. Земли много, а на ней надо трудиться. Хотя местное население, коренное, привычек своих пока до конца не изменило. Имеется в виду пристрастие к «зеленому змию». Батюшка терпит и верит – не только в помощь и волю Божию, но и в самого человека.
Просто жить
Несмотря на то, что Давыдово – совсем небольшое село в несколько домов с магазином, экскурсию по нему отец Владимир водит чуть ли не целый день. Вот это посмотрите. Туда сходите. И все интересное, новое… Есть маленький компьютерный кабинет. Здесь занимаются дети. Также из этого создана видеостудия, здесь же верстается приходская газета «Преображение». Далеко не каждый приход может похвастаться своим печатным информационным органом. В Давыдове это есть. И «Преображение» известно далеко за пределами села. Читателями становятся все, кто хоть однажды был в Давыдове. Знакомство заканчивается дружбой. И тогда по почте все узнают о делах и свершениях в селе Давыдове Борисоглебского района: построили новую трапезную, освоили новую технологию изготовления творожных пасх, услышав воспоминания старожилов – многое находит отражение на страницах газеты.
Но самое главное, чем интересно Давыдово, – это детские лагеря. Для детей с особенностями развития – их так называют. Это дети-инвалиды, страдающие синдромом Дауна, детским церебральным параличом и другими не самыми простыми недугами. И сейчас, в преддверии лета, голова батюшки занята тем, как что достать, как все устроить. В Давыдове начинается пятое лето лагерей: три-четыре смены по двадцать детей с родителями. Эти матери со своими иногда уже повзрослевшими, но не такими как все, детьми просто брошены, оставлены один на один со своей бедой. Они постоянно обивают пороги многочисленных государственных учреждений, не находят выхода. Только Давыдово для них – лучик в темном царстве, где их ребенок, дорогой и любимый, занят делом, окружен заботой, и на него смотрят как на достойного человека, гражданина, способного на многое.
Именно помочь, поверить в человека, в его силы и возможности, почувствовать себя как все, соприкоснуться с природой – это задача давыдовских лагерей. Слухи о них распространяются по сарафанному радио. И летом от желающих попеть песни у костра, пожить на природе, вырваться из душного города, нет отбоя. Дети отрываются от родителей, живут в коллективе, обязательно ходят на службы в храм, причащаются, несут посильные прослушание. И иногда это первый раз в жизни, когда им доверяют что-то сделать. А иппотерапия, собаки, любовь окружающих делают свое дело. Опять же – та самая вера в человека и упование на волю и милость Божию. Здесь живут миром, общиной – то есть сообща, все знают друг друга – это то, что сейчас утеряно в нашей жизни. Общие службы, трапезы, труд. И каждый на своем месте.
– Лагеря для детей с особенностями развития сегодня носят очень разнообразные формы, – рассказывает отец Владимир. – Как правило, это - специалисты, флаг, труба, линейка, спорт, музыка, терапия и т.п. Этот тип лагерей не наш. У нас есть особенность, и мы поняли, что хотим ее сохранить. Понаблюдав, мы увидели следующую комплексную картину реабилитации, сложившуюся на нашем приходе. По сути, приход образует своеобразную семью. Как и во всякой семье, отношения в ней складываются непростые, но общими усилиями мы стараемся поддержать между людьми искренние, дружеские, доброжелательные и терпимые отношения. При этом церковная жизнь, исповедь и причастие являются главными источниками сил для такого образа жизни. Главное задача, беря таких детей на приход, – просто жить с ними рядом. Мы не должны подменять собой специалистов – они должны заниматься развитием, методическими упражнениями. Мы же должны просто жить, не собираясь для этого специально для совершения какого-то искусственного действия.
Вечорка
Ничего искусственного в Давыдове нет. Каждодневный труд, обсуждение планов, постановка задач. Сейчас, в конце мая, в Давыдове горячая пора – все надо подготовить к лагерям. И как ни странно, главная проблема не в деньгах. Не хватает людей, которые бы захотели и смогли работать здесь и помогать.
– Рук нет! Катастрофически не хватает людей! – восклицает батюшка. Но лагеря все равно будут, уже в пятый раз, потому что те дети, которые хоть однажды провели смену в давыдовском лагере, мечтают побывать здесь вновь, а не просто знакомиться с новостями из приходской газеты, рассылающейся всем по почте. Здесь проявляют к людям заботу и внимание с огромной верой в человека не на словах – делами, поступками. Вот такая любовь по-давыдовски.
Уже солнце клонится к закату. Но все давыдовские собираются на площадке у дома. У них сегодня вечорка – так по-свойски можно именовать современные дискотеки. Батюшка берет гитару. Рядом суетятся внучки. В рядах давыдовцев – заметное оживление. Все к местному параду, празднеству после трудового насыщенного дня готовы. Бегают дети, которые все выспрашивают у батюшки: а что, а когда, а будет?
– Все будет обязательно! Так и живем.
Напоследок
В самом начале июня в Давыдове – престольный праздник. Так что здесь всех ждут в гости. И особенно – помощников.
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=8&id=12173&print=1