В интервью МС Денис Сасин дает резкую оценку деятельности правозащитников республики, полагая, что акции их носят кликушечный характер. Также Сасин рассказывает, как он отреагировал на предложение крупного акционера газеты «Красное знамя» Алексея Колегова войти в общественный совет директоров издания.
- В завещании просветителей Кирилла и Мефодия говорится, что все народы равны и должны жить в дружбе и согласии. Насколько, по-вашему, эти заветы реализуются сегодня?
- С христианской позиции не существует национальностей, все в Царствии небесном будем без национальностей. Но равенство вряд ли будет, потому что у каждого - своя история, культура. А славянская письменность объединяет многие народы, поэтому диалог культур возможен.
- Возможен или необходим?
- Сегодня диалог культур даже необходим. Вот говорят, что религии равны. Да, это так по закону. Но исторически равенства религий быть не может. Еще митрополит Иоанн Снычев говорил, что все-таки главную культурообразующую религию России составляет православие. Хотят этого или нет, но это так. Если не будет православия, то что будет потом, неизвестно.
- Это не дискриминация по отношению к представителям других религий?
- Если подходить с либеральной точки зрения, то может быть. Эти вопросы часто обсуждают в прессе. На мой взгляд, это потому, что сейчас в государстве все чаще поднимается тема так называемой «симфонии властей». Все-таки государство хочет присоединить церковь. И церковь этого опасается, мы уже знаем, к чему это привело в 1917 году. Наверное, такого объединения больше не будет, и все это лишь иллюзия.
- В рамках празднования Дней славянской культуры и письменности поэт Надежда Мирошниченко в своем докладе рассуждала на тему «Тост Сталина «За русский народ!» и его осмысление в сегодняшнем времени». Почему имя Сталина в последнее время стали так часто вспоминать?
- Необходимо переосмыслять историю и отделять культ личности Сталина как некого святого. Уже существуют иконы, одна их них напечатана в моей газете «Епархиальные ведомости». Это дело рук раскольников, православных сталинистов, как их называют. С другой стороны, победа Сталина в войне неоспорима. Что бы ни говорили правозащитники, не было бы Сталина, то кто бы управлял армией? Ну не Сталин, а кто-то другой, сейчас бы и его тоже хаяли. Почему сегодня об этом много говорят? Потому что у нас нет национальной идеологии. Мы 90 лет варились-варились-варились, потом за не-сколько лет все развалилось, и вот сейчас ищут национальную идею. По-моему, сейчас необходим новый вождь.
- И какой вождь нам нужен сегодня?
- Я стою на идее монархии, поэтому - за богоизбранного царя. Но вряд ли так будет, потому что народ этого не заслужил, ведь он до сих пор не покаялся. Что касается сегодняшнего вождя, то он должен в первую очередь думать не о своем обожествленном авторитете, а о народе. Другое дело, что народ предпочитает ждать чего-то халявного, а не зарабатывать. Ментальность русского человека не изменить.
- Вы набожный человек?
- Нет, конечно, не набожный.
- Ну как? Вы же - главный редактор епархиальной православной газеты…
- Это само собой, но я пока не священник, и говорить о таком высоком уровне я не могу.
- «Пока не священник» - это что значит?
- Пока я мирянин. Но если будет воля божья, то все может быть. Конечно же, я хотел бы получить духовное образование. Но для этого, наверное, нужно будет отойти от газеты, потому что совмещать сложно.
- Новый крупный акционер газеты «Красное знамя» недавно пригласил вас в совет директоров издания. Как вы отреагировали на это предложение?
- Эта ситуация очень запутанная, и решение еще не принято. Алексей Колегов сказал, что в июне или июле совет директоров соберется и будет решать. Я это предложение, конечно, могу принять, но не вижу в этом какого-то большого значения. В любом случае контрольный пакет находится в Москве, и вряд ли нас туда впустят. Мне такой опыт был бы интересен, но я не думаю, что все так благосклонно, как это видит Алексей Колегов.
- Пока вы занимаетесь своими прямыми обязанностями - выпускаете газету «Епархиальные ведомости», и несколько ваших публикаций уже наделали много шума…
- Зимой 2009 года на основе труда преподобного Иосифа Волоцкого о ереси жидовствующих была написана статья. «Мемориал» принял это на свой счет и подал заявление о разжигании межнациональной розни. Их смутил корень «жид», но ведь это учение церкви! А если мы говорим о том, что церковь должна быть отделена от государства, то и правозащитники не должны вмешиваться через государственные органы, в нашем случае - прокуратуру, в дела церкви. Ведь согласно нашим Основам социальной концепции Русской Православной Церкви в подобных ситуациях мы в праве призвать народ «к мирному гражданскому неповиновению». Конечно же, такого развития, я думаю, никому не нужно.
- Получается, вы можете писать, что захотите?
- Нет, почему «что захотим». Это учение церкви, это труды преподобного, почему мы не можем писать то, что напрямую касается нас? Был еще один случай: летом прошлого года я взял интервью у кандидата богословия Дмитрия Гераськина, руководителя Республиканского Центра изучений новых религиозных движений Сыктывкарской и Воркутинской епархии. И наша статья задела баптистов. Нас пытались обвинить в экстремизме, но лингвистическая экспертиза признаков экстремизма не обнаружила. Есть и документ, в котором это черным по белому написано, но почему-то баптисты его не афишируют.
- Правозащитник Игорь Сажин по этому поводу высказался, что редакция «Епархиальных ведомостей» ведет себя агрессивно, и нужно уважать многонациональность и многорелигиозность страны…
- Сажин - это не митрополит, чтобы учитывать его мнение. Во-вторых, не знаю насчет агрессии. У каждой религии есть какие-то крайности, все постоянно на кого-то нападают. Это не то чтобы издержки религии, так было исторически и так будет всегда. Мы пишем одно - они на нас обижаются, они пишут про нас - мы на них обижаемся, но прямой конфронтации нет. Эта духовная брань всегда была, есть и будет.
- А смысл в ней есть?
- Смысл - в отстаивании истины. А конфликты эти все время искусственно поднимаются. И кто их поднимает? Игорь Сажин. Другие ведь не усмотрели ничего противозаконного в наших публикациях. «Мемориал» - это общепризнанная авторитетнейшая организация, у истоков которой стоял академик Сахаров. Не знаю, как в других регионах, но то, что делает «Мемориал» в республике, - это извращение дела и памяти Сахарова. Эти люди в большинстве своем не достойны называться правозащитниками, исключая только единственного человека - Михаила Борисовича Рогачева. В нем как раз задатки сахаровского дела есть. А другие с этими кликушечными акциями (закрытие игровых автоматов, забрасывание баннера со Сталиным и так далее) - это самопиар, а не правозащитная деятельность. Таково мое мнение.
Главный редактор газеты "Епархиальные ведомости" Денис Сасин
Беседовала Татьяна БОРИЧЕВСКАЯ