«Бес прячется в мелочах», — говорят мудрые люди. И именно в мелочах проявляется сегодня повсеместное давление на семью, какого раньше в помине не было, — оккультное, мистическое, правовое, через СМИ… Как создать и сохранить семью в наше бездуховное и безстыдное время, рассуждает настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в пос.Невская Дубровка и церкви Св. прмц.Евгении в горбольнице № 46 о.Валериан ЖИРЯКОВ.
«Половинка моя, я по тебе скучаю»
Православные люди знают, как тяжело создать семью. Не так много у нас православных юношей и девушек, не так просто найти друг друга, просто негде познакомиться… Слава Богу, сейчас на приходах этому уделяется внимание, создаются молодёжные клубы. Но это капля в море. А проблема-то жизненно важная: мы выбираем себе спутника жизни, вторую половину. Впрочем, даже когда суженые находят друг друга, создание семьи не заканчивается венчанием. Именно после оного начинается самое главное — строительство малой церкви. Как правильно это делать? Когда-то к этому строительству был единый общественный подход. Полистайте дореволюционные приходские книги, которые сохранились при некоторых старых церквах. В них записано: кто, когда родился, на ком женился. Все записи однотипны: родился Иван, православный; родилась Мария, православная… Потом записи, что такой-то и такая-то сочетались браком через венчание. Далее — запись о рождении детей, православных. Быт и взаимоотношения в семье строились по православным законам Домостроя. Крайне редко встречается запись «второбрачный(ая)» или «инославный».
Мальчиков и девочек целенаправленно готовили к жизни. В дворянских семьях мальчиков готовили к роли семьянина, воина, государственного мужа. В крестьянских семьях отцы сызмальства приучали сыновей хозяйствовать, быть главой семьи. Девочки на примере матерей усваивали, что жена играет в семье вторую скрипку, а за всё отвечает муж — мужчина, кормилец, хозяин.
Чтобы создать семью, чтобы родилась малая церковь, нужно душу свою потерять, дабы вновь её обрести. Не случайно венчающимся надевают венцы на голову, которые являются мученическими, дабы человек осознал сложность предстоящего. Но через крест семейной жизни Господь даёт благодать. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5), которая всё покрывает. Русская пословица гласит: «стерпится — слюбится»;имеется в виду всё та же благодать, которая приходит через смирение. Людям, воспитанным в современном обществе, даже если они воцерковились, сложно её достичь. Потому что с советских времён мужчины привыкли перекладывать на плечи женщин бремя житейских забот, оправдывая себя тем, что, мол, у нас равноправие, а женщин воспитывали не как жён и матерей, а как строительниц коммунизма. В сознании людей исподволь и целенаправленно закладывались «антисемейные», дьявольские перевёртыши.
«Мужья, любите своих жён»
Апостол Павел говорит о праве мужчины. Что это за право? Это право действительно стать главой семьи, а не именоваться лишь таковым, это прибавление ответственности. Это взаимная любовь до самоотвержения. Изречение апостола: «А жена да боится своего мужа» (Еф.5:33) — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж: «Мужья, любите своих жён» (Еф.5:25). В другом послании ап.Павел предупреждает: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал нас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7:4,5). Сейчас много соблазнов, кои трудно отсекать. Тем более мужчина должен брать ответственность на себя. Даже если соблазну поддалась жена, муж должен пред собой и Господом сказать: «Я во всём виноват, ибо я, хозяин, плохо следил». Вводя невесту в дом, мужчина должен осознавать, что не просто берёт жену, но отныне обязан печься о спасении её души. Но и жена должна осознать себя помощницей мужа, довольствуясь второй ролью в семейной иерархии. Это сложно, ибо греховный мир влияет на женщину сильнее, чем на мужчину, в силу большей женской чувственности. Недаром змий искусил в раю именно женщину. А ныне, в ходе всяких перестроек и сексуальных революций, обрушилось женское естество, на котором держалась семья и Россия. Прп. Иоанн Лествичник говорил: слава Богу, сотворившему женщин с естественным чувством стыдливости, иначе бы никто из мужчин не спасся, а если женщина потеряет стыд, то горе и гибель миру. Сейчас это и происходит.
«Солнце да не зайдёт во гневе вашем»
Даже когда рождается православная семья, женщин подстерегают искушения, связанные с осознанием своего второстепенного места в семье. Спасительного, Богом женщине установленного места. Почему у женщины возникает искушение взять бразды правления в свои руки? Современные мужчины не проявляют активности, а женщина, если она сильнее мужчины в практических делах, начинает подталкивать мужа, учить его. Итог? Увы, несмотря даже на видимые материальные успехи, семья со временем теряет главное. Лукавый шепчет в ухо: «Ты же права!» — а муж не спорит и, махнув на всё рукой, устраняется от дел. И это в лучшем случае. Немного стоит такая упрямая правота, ибо мы теряем неизмеримо больше, чем приобретаем. Смиряйтесь и молитесь за своих мужей. «Смирение — Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословение и людям утешение» — учит народная мудро сть. Сознательно несите мученические венцы — другого пути нет.
Искушения повторяются на протяжении всей жизни: враг знает наши слабости и через них атакует нас. Поэтому постоянно молитвенно трудитесь и помните слова ап.Павла: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдёт во гневе вашем» (Еф.4:26). Это трудно. Мы часто возмущаемся: «Если я стану первая мириться, он потом ещё хуже сделает». Возможно. Но надо мириться и смиряться. Христа ради смирись раз, смирись два, смирись сто раз и более и ты поймёшь, что это легко и радостно, что благодать приходит только через смирение и послушание.
«Пока зацветут камыши, у нас не будет души»
Но есть вещи, которые терпеть невозможно и неполезно. Случается, что один из супругов не в состоянии нести свой крест или он сознательно от него отказывается. Так что же — всю жизнь терпеть? Многие руководствуются пословицей: «Без терпенья нет спасенья». Это верно, нодругие русские пословицы умудряют: «Терпит брага долго, а через край пойдёт — не уймёшь»; «Не под силу воз, так и гужи пополам»; «Молчун-собака — да и та, терпя, гавкнет». То есть в жизни не всё полезно терпеть, нужно знать грань между терпением и лжесмирением. Именно поэтому разрешён церковный развод в случае измены, помешательства супруга и в некоторых других случаях… Церковь поступает так из любви к человеку, понимая, что, терпя тяжко духовно болящего, человек терпит уже не грешного ближнего, а того, кто им овладел. А вот с ним рядомнельзя пребывать безконечно. Благодатно терпеть, но претерпеть очень опасно: что-то может в нас повредиться, и потом это уже не восстановишь. Как говорится, «пока зацветут камыши, у нас не будет души». Тем более если есть дети. Женщина в этом случае обязана в первую очередь думать о детях. Ибо не только супружеством спасается женщина, но и чадородием, а соответственно, будущей жизнью своих детей. Хорошо, коли в трудный момент Господь даст мудрого священника, который будет грамотно руководить, чтобы всё свершилось не нашей самостью, а по милости Божией. Святые Отцы в таких случаях обычно советуют усиленно молиться, передавая всё в руки Божии. Ибо «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27).
Адрес: 188684, Ленобласть, пос.Невская Дубровка, Советская ул., 18. Тел. 8(813-70)76-036.
Записала Ирина РУБЦОВА