Загадки «Спаса Эммануила»

0
293
Время на чтение 5 минут

В зале № 20 Государственного Исторического музея, оборудованном специально замутненными стеклами, не пропускающими яркого света, «прописалась» после почти 10-летней реставрации уникальная икона «Спас Эммануил» – значительных размеров (2,24 м х 1,2 м), выполненная в редчайшей технике, сочетающей иконопись на атласном шелке и аппликацию, и… таящая многие не разгаданные еще загадки.

В 1925 году через Воскресенские ворота, пока еще не снесенные большевиками, продвигался кортеж машин с необычным грузом: везли из Высоко-Петровского монастыря в Государственный Исторический музей четыре огромные композиции, выполненные в редкой технике, сочетающей иконопись на атласном шелке и аппликацию. Это были образ «Спас Эммануил», портрет патриарха Никона (он сейчас располагается в соседнем зале музея) и еще два панно – «Богоявление» и «Проповедь Иоанна Предтечи». Все они были определены в так называемый Отдел религиозного быта (ныне Отдел древнерусской живописи) и на долгие десятилетия погребены в запасниках.

Увы, произведения, выполненные в подобной технике, обычно чрезвычайно хрупки. И когда в начале нашего столетия современные мастера приступили к реставрации иконы «Спас Эммануил», та была в очень тяжелом состоянии. Одновременно группа специалистов занялась исследовательской работой. Дело в том, что неясно происхождение этого выдающегося памятника русской иконописи конца ХVII века. Для какого храма и в каком году был написан образ «Спас Эммануил»? Кто писал этот образ? Каковы первоначальные этапы истории ее бытования?

Вот что рассказывает Людмила Тарасенко, заведующая Отделом древнерусской живописи музея, кандидат искусствоведения:

– С памятниками такого уровня всегда проводится очень серьезная, тщательная работа. В данном случае у нас до сих пор нет точных данных о том, когда, кем и для какого заказчика была сделана икона «Спас Эммануил». Это требует комплексных работ, которые еще продолжаются. Чтобы выяснить, например, какими материалами пользовался мастер, производились макросъемка, рентгенографирование, колористическая реконструкция, необходимая из-за значительных изменений цвета тканевой основы. Только после этого можно попытаться найти аналоги в иконописи того времени, чтобы определить авторский почерк иконописца.

Очевидно, что иконография данной иконы выходит за рамки русской традиции. С одной стороны, в православном искусстве с древности были распространены образы Христа в отроческом возрасте, которые и представляют иконографический тип, называемый «Спас Эммануил». Это имя связано с пророчеством Исаии и в переводе означает «С нами Бог». Однако в данном случае мы видим введение новых деталей, имеющих явное западное происхождение, что характерно для русского искусства того времени.

Сравнительно недавно было высказано предположение, что автор данной иконы – Богдан Салтанов, известный царский иконописец (конец ХVII века, состоял в штате живописной мастерской Оружейной палаты). Среди возможных авторов называется также поляк Василий Познанский, родом, возможно, из Познани. Как он оказался в России, неизвестно, но в 1670 году он числился учеником в мастерской русского живописца Ивана Безмина, а вскоре стал работать самостоятельно.

Надо сказать, что в минувшем веке информации об авторстве поступивших в музей работ было просто недостаточно. Сейчас у нас иная техника, больше документов, поэтому и выводы наши будут более корректными.

Мы изучали, как попали в Высоко-Петровский монастырь те произведения, которые оказались в нашем музее. В 1873 году архимандрит Григорий, писавший историю этого монастыря, отмечал, что портрет патриарха Никона поступил из дома князя Василия Голицына, могущественного главы Посольского приказа. Однако другие вещи, которые в то время находились в Высоко-Петровском монастыре, он почему-то не связывает с домом Голицына.

Тем не менее, изучение различных документов и описей монастыря позволяет сделать предположение, что все эти иконы находились в доме Голицына и были переданы Петром I в Высоко-Петровский монастырь, когда сам Голицын оказался в ссылке после воцарения Петра и, соответственно, завершения своей активной государственной деятельности. Известно, что со стороны самого царя и его родственников по матери было особое внимание к этой обители. Здесь, в Боголюбской церкви, были похоронены члены семьи Нарышкиных, в том числе убитые во время стрелецкого бунта 1682 года братья царицы Наталии Кирилловны.

Остаются вопросы, которые пока трудно решить, в том числе следующие: кто был заказчиком этих огромных икон – «Спаса Эммануила», «Богоявления» и «Проповеди Иоанна Предтечи»? Трудно представить, что такие иконы были написаны просто для частного дома. Наиболее убедительные предположения, наверное, со временем будут приняты, но подтверждающих документов пока не найдено.

О портрете патриарха Никона можно сказать следующее. В 1681 году умирает патриарх Никон, в 1682 году, скорее всего, пишется его портрет. Царь Федор Алексеевич возобновил работы в Новоиерусалимском монастыре; кроме того, он очень почтительно относился к патриарху Никону, настоял, чтобы отпели того по патриаршему чину; ходатайствовал перед восточными патриархами о том, чтобы поминать Никона именно как патриарха. Вполне реально, что он мог заказать портрет патриарха Никона в это время.

При этом в то же время – в 1681–1682 годах – ведутся работы в храме Воздвижения Креста Господня (Распятском храме Московского Кремля). Там делается и уникальный, широко известный иконостас, выполненный в той же технике, что и обретенные нами иконы. Вполне возможно, что параллельно делаются и те иконы, о которых мы сейчас говорим. В Распятской церкви был очень похожий образ аналогичной иконографии и такого же размера. То есть вполне возможно, что работы шли одновременно, но мы не знаем, для какого храма. Существуют и другие версии, но каждая из них не имеет пока доказательной базы.

Сегодня можно с уверенностью сказать одно: икона «Спас Эммануил» требует огромной исследовательской работы, которая будет продолжена нашим музеем.

Бригадой реставраторов, работавших над восстановлением иконы, руководила Ольга Лантратова, заместитель заведующего Отделом реставрации фондов Исторического музея, кандидат химических наук.

– Икона «Спас Эммануил» выполнена в технике многокомпонентной аппликации из тканей, тесьмы, золоченой бумаги и фрагментов иконописи на атласном шелке, смонтированных на деревянной основе; такую технику принято называть «тафтяной», – говорит она. – В отдел реставрации икона поступила, можно сказать, в аварийном состоянии: сквозные трещины деревянной основы, многочисленные потертости, вздутия, сечения, выпадения и утраты шелковых аппликаций, следы ржавых канцелярских кнопок на ткани, значительное поверхностное загрязнение. На многих текстильных аппликациях искажен авторский колорит. Кроме того, во время реставрации памятник попал в экстремальные условия в связи с протечкой.

Была проделана, действительно, титаническая работа. Приведу лишь такой пример: мы создали компьютерную реконструкцию иконы, и остатки красителей, находившихся на ней, позволили определить ее цвета того времени – красно-синие. По контуру иконы идет широкая тесьма, которая имитировала раму. Так вот, на реконструкции опять же все это воссоздается в ярких тонах. Но реставраторы не имеют право вносить исправления, и сейчас все оставлено здесь в золотых, а не красно-синих тонах, потому что цвета совершенно выгорели.

Доктор исторических наук Вадим Егоров, заместитель директора Исторического музея по научной работе, обратился к фотокорреспондентам, присутствовавшим на презентации иконы «Спас Эммануил», с просьбой меньше фотографировать со вспышкой: чем меньше света будет получать эта икона, тем больше она сохранится, – так сказали реставраторы.

– Мы являемся свидетелями уникального события в жизни Исторического музея – возвращения бесценного памятника русской культуры, – подчеркнул он. – Для этого были привлечены лучшие реставрационные силы страны. И в итоге мы имеем одно из высочайших достижений не только нашего музея, но и – не побоюсь сказать – мировой реставрации. Мы предпринимаем серьезные усилия, чтобы сохранить эту икону для грядущих поколений; поэтому будут созданы дополнительные, особые условия ее демонстрации.

Василий Писаревский

http://www.pravoslavie.ru/put/34942.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Писаревский
Все статьи Василий Писаревский
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06