Египетская миссия Патриарха Кирилла

В стране пирамид Святейший налаживал непростой межцивилизационный диалог

Новости Москвы 
0
157
Время на чтение 6 минут

На протяжении последних лет в стране произошли десятки конфликтов на межконфессиональной почве между мусульманским большинством и христианским (коптским) меньшинством. И потому визит Патриарха Московского и всея Руси имел особую значимость.

Горячая межконфессиональная точка

Каир постоянно демонстрирует толерантность к представителям различных конфессий, проживающим на территории АРЕ. И хотя официальной религией Египта согласно конституции является ислам, власть носит подчеркнуто светский характер.

В СМИ постоянно акцентируется внимание на том, что христианское население страны пользуется такими же правами, что и мусульманское большинство. Кроме того, начиная с 2003 года, праздник Рождества Христова провозглашен властью АРЕ общенациональным праздником и, соответственно, выходным днем.

Однако, власть, похоже, сильно идеализирует межконфессиональную ситуацию в Египте. Стычки на религиозной почве случаются в стране регулярно. Так, еще живо в памяти трагическое событие, произошедшее вечером 6 января сего года в канун Рождества в египетском городе Наг-Хаммади, когда вооруженные люди расстреляли толпу прихожан, возвращавшихся с праздничной литургии, которая проходила в коптской церкви. В результате стрельбы из проезжавшего мимо автомобиля погибли семь молодых людей, как минимум девять человек получили ранения.

Возможно, в ближайшее время можно ожидать дальнейшего обострения межконфессиональной ситуации. Главная причина – ситуация социально-экономическая. Ежегодный прирост населения в Египте составляет 1,2-1,3 млн. чел. Около 97% населения проживает в плодородной прибрежной части Нила, т.е. всего лишь на 4% территории страны. Таким образом, наблюдается концентрация большого количества жителей на крайне незначительной территории. Быстрый прирост населения превышает темпы экономического роста и не позволяет добиться улучшения жизненного уровня.

Высокий процент бедности, перенаселение страны создаёт все условия для роста социального напряжения, которое, в свою очередь, ведет к распространению радикальных настроений в обществе.

Межконфессиональную ситуацию в Египте может усугубить и недавняя кончина главы наиболее авторитетного суннитского исламского учебного заведения - каирского университета Аль-Азхар шейха Мухаммеда Саида Тантауи. Он считался одним из самых авторитетных суннитских богословов.

Повышенный интерес к позиции главы университета Аль-Азхар не случаен как со стороны власти, так и со стороны оппозиции. Основанный в 988 году, Аль-Азхар на сегодняшний день является главным религиозным мусульманским учебным заведением Египта, а также старейшим, самым большим и наиболее влиятельным исламским университетом в мире. Его глава - Верховный имам страны - традиционно имеет ранг премьер-министра Египта и назначается пожизненно.

Радикальные исламисты зачастую критиковали Тантауи за "чрезмерное заигрывание" с христианами-коптами. И действительно, Мухаммед Саид Тантауи и Патриарх Коптской церкви Шенуда III постоянно публично демонстрировали взаимопонимание и взаимоуважение. Оба часто выступали с заявлениями по наиболее актуальным проблемам внутренней и внешней политики.

В то же время, многих представителей коптского меньшинства насторожил тот факт, что глава египетского государства остановил свой выбор на кандидатуре радикального Ахмеда Аль-Тайиба, а не умеренного Верховного муфтия Египта и главы управления по изданию фетв (богословско-правовых заключений) аль-Гомаа. Очевидно, официальный Каир руководствовался, в первую очередь, желанием перехватить "пиар-инициативу" у представителей религиозной оппозиции.

В этой связи, прошедшая встреча Патриарха Кирилла с новым шейхом Аль-Азхара представляется очень важной и своевременной. Во время беседы предстоятель РПЦ пригласил шейха Ахмеда ат-Тайиба на саммит религиозных лидеров в Баку, который запланирован на 26-27 апреля сего года, а также предложил создать постоянно действующий совместный совещательный орган, который позволит Русской православной церкви и университету Аль-Азхар обсуждать важнейшие вопросы. Шейх принял приглашение патриарха Кирилла и пообещал приехать.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо подчеркнул, что РПЦ давно "почувствовала необходимость диалога с исламским миром на высоком богословском уровне".

В этой связи, он рассказал на встрече с шейхом о совместной с Ираном богословской комиссии, которая действует уже десять лет, поочередно собираясь раз в два года в Москве и Иране для обсуждения важнейших вопросов современности, волнующих последователей и православного христианства, и ислама.

"Мы давно хотим установить такие же отношения с вашим университетом, который является крупнейшим богословским исламский центром", - заявил Патриарх Кирилл.

Он отметил также, что и на Востоке, и в России есть прекрасные примеры мирного сосуществования религиозных большинства и меньшинства.

Предметом православно-мусульманского диалога, по словам Патриарха, должна стать, в частности, опасная, по его мнению, тенденция отказа современной цивилизации от понятий греха и святости, добра и зла, стирания границ между ними. По его мнению, современная западная цивилизация делает акцент на свободе человеческой личности, оправдывая и допуская любое поведение, не нарушающее свободу другого. "И это наша общая ответственность - христиан и мусульман, всех тех, кто верит в единого Бога и признает наличие объективных понятий добра и зла, всех тех людей, которые принимают такое понятие, как грех. Думаю, настало то время, когда верующие люди должны быть вместе", - заявил предстоятель РПЦ.

Очевидно, Патриарх Кирилл произвел впечатление на доселе считавшегося "бескомпромиссным" шейха Ахмеда Аль-Тайиба. Последний, в частности, заявил, что "полностью согласен" с главой РПЦ в обозначенных им проблемах цивилизации, человечества, науки и образования, отметив, что "есть особый восточный характер в православном христианстве и исламе".

Коптский крест

В схожем ключе проходила встреча Патриарха Кирилла с Патриархом Коптской церкви Шенудой III. Предстоятель РПЦ особо акцентировал внимание на том, что Русская православная и Коптская церкви должны развивать богословский диалог и сотрудничество в сфере отстаивания христианских нравственных ценностей в мире. Вместе с тем Патриарх добавил, что этот диалог оказывается не таким простым, как предполагали те, кто его начинал.

Здесь надо отметить, что в 70-80-е годы прошлого века диалог между Русской православной и Коптской церквями был довольно-таки интенсивным. И сейчас обе стороны пытаются наверстать упущенное.

«Тема диалога с вашей церковью сегодня многих интересует в РПЦ. У нас появилось много молодых богословов, которые проявляют интерес, в том числе и к христологической теме. Хорошо, чтобы молодые богословы наших стран имели бы возможность встречаться, обмениваться опытом и участвовать в совместных богословских дискуссиях", - сказал Патриарх Кирилл.

Отвечая на вопросы журналистов после встречи с главой Коптской церкви, предстоятель РПЦ заявил, что семья поместных православных церквей мира и древние восточные церкви должны вместе свидетельствовать современному миру о христианских ценностях, объединять усилия, в частности, в сфере этики и морали.

«Мы испытываем в России глубокое уважение к Коптской церкви, которая является церковью-исповедницей, потому что верность Христу требовала иногда особого мужества у коптских христиан", - отметил Патриарх Кирилл.

Символично, что по завершению диалога с Шенудой III Патриарх Кирилл подарил главе Коптской церкви на память о встрече символ архиерейского служения и архиерейской власти - патриарший посох, со словами: «Опираясь на этот посох, вспоминайте, что у вас есть братья, на которых тоже можно опереться".

Вторая среди равных

И все же главное в программе визита Патриарха - это, разумеется, встреча с египетским православием.

Вообще, официальные визиты Патриарха Кирилла в поместные Православные церкви совершаются в соответствии с диптихом - богослужебным порядком упоминания предстоятелей Православных церквей. Александрийский патриархат занимает второе место в диптихе, а первый подобный визит патриарха Кирилла состоялся в июле 2009 года в Константинопольский патриархат.

Важно отметить, что, в отличие от отношений с Константинополем, у Московского и Александрийского патриархата никогда не было сложностей в отношениях.

В частности, обе церкви развивают сотрудничество в рамках межрелигиозного диалога, а также взаимодействуют в процессе подготовки Собора всех православных церквей. Более того, Патриарх Александрийский Феодор в 1990-х годах в течение пяти лет был представителем Александрийской церкви при Московском патриаршем престоле.

Кстати, Патриарх Кирилл планировал посетить Египет еще осенью, но Патриарх Александрийский тогда, к сожалению, не смог дать согласия на этот визит по состоянию здоровья.

Надо отметить, что Православие, упадок которого наблюдался на африканском континенте во второй половине первого тысячелетия, сейчас возрождается.

Оно считается в Африке быстрорастущей религией. Почти в каждой африканской стране есть православные храмы. Богослужения проводятся на английском, греческом, арабском и языках африканских народов.

Разумеется, еще многое нужно сделать, в том числе, далеко не в последнюю очередь и Русской православной церкви. Скажем, интересной представляется идея открытия богословского факультета и храма в Университете дружбы народов, где учатся, в основном, представители африканских стран, и многое другое.

В целом же, посещение Александрии, встречи с Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором II, молебен и литургия в Благовещенском соборе - кафедральном соборе Александрийской церкви, молебен в храме Димитрия Солунского в Каире, где расположено каирское подворье Русской православной церкви, встреча с соотечественниками, проживающими в Египте, посещение Старого Каира, где, по преданию, останавливалось Святое семейство во время бегства сюда, очевидно, продемонстрировало Патриарху Кириллу, что Православие на египетской земле победить невозможно.

Сам же предстоятель РПЦ в очередной раз показал умение находить точки соприкосновения с теми, кто придерживается отличных мировоззренческих ориентиров.

http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/jegipetskaja_missija_patriarkha_kirilla_2010-04-14.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виталий Билан
Есть ли у террористов родина?
(К статье "Кого называть террористом?")
25.11.2004
Все статьи Виталий Билан
Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Vladislav
18.09.2025 21:36
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от Человек
18.09.2025 20:50
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
18.09.2025 20:32
Фантазия или реальность?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.09.2025 17:22
«Освежить голову вежеталем… и умереть»
Новый комментарий от Русский Иван
18.09.2025 13:34
«Без импорта и экспорта Израиль не продержится и года»
Новый комментарий от Русский Иван
18.09.2025 13:02
«Будущее Отечества в руках Учителя»
Новый комментарий от Апографъ
18.09.2025 12:55