Гламур

Характер и родовые черты

Новости Москвы 
0
195
Время на чтение 7 минут

 «Марс» — всё будет в шоколаде!».
Из рекламы российского телевидения 

«Если бы Пушкин не только изучался учеными, а вот вошёл другом в наши дома
любовно перечитывался бы... каждым русским от 15 до 23 лет, предупредил бы
и сделал невозмож­ным разлив пошлости в литературе, печати, в журнале и газете...».
В.Б.Розанов. «Возврат к Пушкину»

Внешне безобидная этимология гламура, как говорится, не освобож­дает его от ответственности. Итак, glamour — всего лишь — обаяние, a glamorous — обаятельный с английского. Хотя звучит как-то по-фран­цузски: гламур, лямур, тужур и т. д. Между тем этот по первости галант­ный, но уже одновременно и глянцевый, блестящий в стиле «шик-блеск!» господин английского происхождения по имени Гламур появился в Рос­сии в начале 90-х прошлого века и являет собою одно из самых свежих существительных русского языка. Ярился как разведчик, как резидент, как бы соответствуя духу русско-английских дипломатических отноше­ний. Явился, мягко ступая, но жестко окутал собою российское культур­ное, бытийное и бытовое пространство. 

Толковый словарь иноязычных слов Л.П.Крысина (2005 г.) несколько расширил понятие гламура — обаяние, чары, роскошь. Здесь, как гово­рится, уже теплее и ближе к нашей теме: обращает на себя внимание поня­тие чары, то есть искушение! Интернетовский сайт «Грамота.ги» сообщает нам дополнительные сведения о первородной этимолоти гламура — древ ние шотландцы так обозначали очарование, то есть колдовст-во — иными словами то, что у цыган называется отведением глаз, суть обманом.

Гламур аксессуарный — локоны, шпильки, одежда, украшение — ни­когда не стал бы предметом нашего разговора. Равно как и гламур кон­дитерский. Однако гламур как состояние души и как образ жизни стано­вится новой философией, новой этикой, новой культурой XXI века.

Социально-культурные качества гламура отнюдь не безобидны и тре­буют беспристрастного осмысления. Символично, что разговор о гламуре в плане его противодействия аналитике был предложен именно на про­странстве Беларуси — земли, на мой взгляд, и культуры явно антигламур-ной. Природа, этнография, психология, менталитет, как теперь принято го­ворить, Беларуси и белорусов составляют категорическую противополож­ность основному гламурному принципу. Мягкость и сдержанность пейзажа, аскетичность архитектурных форм, гармоничные полесские цветовые гаммы и необыкновенная привязанность белорусского мелоса к народным традициям, ненавязчивая и неагрессивная арийскость обли­ка и поведения самих белорусов как и многое другое, включая совершен­но самобытный, верный реализму и народному романтизму белорусский кинематограф — всё это вместе взятое образует обнадеживающий оазис или вдохновляющую крепость еще не огламуренного духовного простран­ства. Между тем как Россию, по словам живого классика современной русской литературы Валентина Распутина, «старательно, как чернома­зую Золушку, преображают в глобализированную принцессу, чтобы ехать на бал сатаны...».

Вопрос «откуда есть пошёл» гламур — важный и интересный. Од­нако нас, как мне кажется, должна больше заботить сегодня проблема гламурных задач и последствий. Или, скажем, у кого на службе гламур? Каковы его цели и т. д. Хотя можно, конечно, отметить некую родствен­ность гламура с одним из течений в литературе и искусстве Европы — маньеризмом, который авторы книги «Теория литературы. Литературный процесс» Ю. Борев и О.Овчаренко характеризуют как подданного «в ми­ре беззаботности и вычурной красоты». Авторы отмечают в маньериз­ме «аффектацию, потерю чувства меры, неустойчивую динамическую композицию». Однако, всё это, так или иначе, связано ещё с какими-то правилами искусства. Нам же следует обратить внимание на темы, ха­рактерные для литературного маньеризма: «сомнения в конечном тор­жестве добра, размышления о несовершенстве мира, восприятие вре­мени как вечно меняющейся и разрушительное силы...». Гламур — воспитанник маньеризма и куртуазного маньеризма в частности пошел значительно дальше. Он проживает каждый день как последний. Вот его девиз: «Шик-блеск-тру-ля-ля сегодня. Завтра не будет!». Вот почему вечное — враг гламура, а культурные иерархии — его мишень.

Не случайны замыслы гламура в части увековечивания ничтожных и отвлеченных понятий. Так в Петербурге поставлен памятник «чижику-пыжику». В Угличе предлагается памятник русской водке. В Суздале — памятник огурцу. Обратим внимание на выбранные исторические горо­да и снижение на этом уровне культурной задачи. Кстати, ни в Москве, ни в Петербурге нет памятника автору «Истории государства Россий­ского»     Н.М.Карамзину...

В качестве блестящего и привлекательного вида порока гламур ярко и рельефно отражен в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Но здесь автор справляется с идеей искушения. А вот Владимир Набоков в «Лоли­те» становится по сути жертвой гламурного замысла. Не случайно имен­но после написания «Лолиты» по-английски, автор пишет «Постскриптум к русскому изданию», где по сути отрекается от любви к русскому языку, давая ему в сравнительной с английским характеристике весьма уничи­жительные оценки. Гламур опасен. Он требует жертв и предательств. Ухищренные приемы гламура — чрезвычайно разнообразны: так образ Гитлера гламурится из одной кино-телеверсии в другую за счет подроб­ностей интимной жизни с Евой Браун. А вот образ Ленина разрушается активно набором натуралистических подробностей из истории болезни и непривлекательностью семейных отношений — здесь гламур от про­тивного, гламур, вызывающий отвращение, но все тот же гламур — толь­ко в другом обличий.

Иное дело гламур как средство пропаганды и торговли. Яркий при­мер гламура пиарного в ходе предвыборных кампаний или рекламы. Здесь гламур кровно связан с пиаром, то есть с привлекательным обра­зом того, чего нет!

Показателен гламур «Фабрики звезд» на российском телевидении, где подбор номинантов и участников производится по принципу внеш­него безвкусного стандарта, а отнюдь не вокальных данных. Не случай­но на экраны не попадает народное искусство — гламур не выносит света речного жемчуга и звука национальной мелодии.

Гламур — антинационален по природе!

Дьявольская задача гламура, конечно же, ввести в искушение. Раз­рушить всё сразу гламур не способен, но вот ввести в искушение — это в его силах. Вы воспитываете детей в духе традиции? Так нет же! Тра­диция ненавистна гламуру. И он избирательно будет освобождать вас и ваших детей от этой раздражающей его привязанности. Для начала из школьной программы будет удалена поэма Н.   А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Почему? Потому что в ней нет поля деятельности для гламура и для глумления. Всего лишь — Дед Мазай и зайцы. Нет почвы для под­воха. Для грязного намека. А вот «Муму» Тургенева оставят в школьной программе. Но в киноэкранизации намекнут поглупевшему человечеству, что барыня мстит Герасиму не потому что она самодурка — зачем нам классовый и социальный мотив? — а потому что она неравнодушна к своему крепостному, а он её не замечает. Аи да гламур! Аи да сукин сын!

Гламур воюет с подлинной красотой и любовью по сути так же, как сатана воюет с Богом. Вот почему вместо подлинных отношений, все­гда сопряженных со сложностью и драматизмом — на экране телевиде­ния однообразные гламурированные сериалы. Вместо любви и семьи — «Дом-2» Ксении Собчак — классический образчик публичного гламура в легальном публичном доме. Вот почему с экрана исчезают прекрас­ные лица русских старух. Из российского кино вообще исчезли бабуш­ки — их некому играть после массового поветрия пластических опера­ций. Гламур, брат! Опять гламур!

Настоящим проклятием нашего телевидения и большей части жел­той прессы стал уголовный гламур. У него уже есть своя классика: се­риал    «Бригада».

Гламур пожирает наш язык. Для этого у него огромный арсенал средств: телереклама, рекламные наземные щиты, Интернет, и вся коро-левскея рать гламурной актёрской звездной среды. Языковой гламур наиболее изобретателен. Например, уничтожим букву «Ё» в русском языке и, таким образом, изменим произношение массы слов. С помощью ино­странных слов превратим русскую речь в дешёвый коктейль. И, наконец, узаконим мат — один из мощнейших инструментов массового гламура.

Следует подчеркнуть, что гламур жестко дифференциален:

— гламур для бедных — «Богатые тоже плачут»;

— гламур для богатых и сильных — Куршавель;

— гламур для больных — «Лолита» Набокова;

— гламур для слабых — гей-парад в столице.

Гламур откровенно язычен. Древние египтяне прибегали к гламуру, украшая своих мёртвых перед погребением.

Гламур — враг Христианства, исповедующего подлинную красоту мира.

Гламур черезвычайно затратен. И потому, чтобы получить Куршавель в качестве гламура, нужно, чтобы все остальные постоянно платили дань самому старшему гламуру. Он, подобно Людовику XIV , украсит свой двор самыми дорогими жертвами. Идея Макиавелли из «Системы ценностей для избранных» — своеобразный талмуд гламура.

И, наконец, гламур всегда против реальности. И в борьбе с нею ему обязательно понадобится «студент Чо». Гламур будет долго готовить его к желаемому финалу всеми названными средствами. Готовить, раздра­жая и ожесточая. Но, в конце концов, гламур получит-таки желаемый и кровавый результат.

Нас вправе спросить: можно ли противостоять гламуру? Ведь он спрут. Он наркотик. Маниакальная мечта.

И мы обязаны ответить: можно. Самым простым дедовский спосо­бом — неразменным содержанием живой жизни. Правдой жизни. Силой правды. Иного лекарства нет.

http://www.voskres.ru/articles/baranova_printed.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лариса Г. Баранова-Гонченко
«Любви и правды чистые ученья»
или герой Нашего времени
10.10.2014
Пушкин Дантеса простил?
Возмущение
22.01.2008
Я - дочь офицера...
Поэтическая биография.
01.10.1998
Все статьи Лариса Г. Баранова-Гонченко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от Русский Иван
02.12.2024 22:12
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Константин В.
02.12.2024 21:39
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Наталья Сидорина
02.12.2024 21:22
Патриарх Кирилл – от имени и во имя Русского народа
Новый комментарий от Константин В.
02.12.2024 21:17
Готовится предательство Православия
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
02.12.2024 18:32
«Наше воскрешение – пасхальное»
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2024 18:17