itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Зачем Церковь проклинает Иуду?

0
100
Время на чтение 5 минут

Я очень люблю службы Страстной седмицы, но мое благоговейное настроение всегда омрачается одним фактом: вместо того, чтобы сосредоточиться на страстях Христовых, мы почему-то постоянно отвлекаемся на воспоминания об Иуде, причем называем его самыми недобрыми словами: "раб и льстец, друг и диавол". Мне странно слышать, как Церковь из года в год проклинает человека, соблазнившегося на предательство. Ведь Иуда -- это душа живая, такая же, как любой другой человек. Кто из нас застрахован от малодушия? За падшую душу молиться надо, а не пенять ей на ее падение. Я понимаю, что трудно, почти невозможно простому, не святому человеку молиться, например, за Гитлера или Сталина. Но на их совести страшные злодеяния. А Иуда виноват лишь в одном -- через него свершился Божий замысел. Ведь избежать крестных мук Христос все равно не смог бы. Так надо ли проклинать человека, который и сам так тяжело переживал свое предательство, что даже впал в отчаяние и покончил с собой? Мария

Отвечает архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев), кандидат богословия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, преподаватель Санкт-Петербургского университета:

-- Уважаемая Мария. В вашем письме высказано весьма ценное наблюдение: «Я очень люблю службы Страстной седмицы, но мое благоговейное настроение всегда омрачается одним фактом: вместо того, чтобы сосредоточиться на страстях Христовых, мы почему-то постоянно отвлекаемся на воспоминания об Иуде».

И в самом деле: когда мы читаем краткие евангельские повествования обо всем, что связано с искупительной смертью Спасителя, мы можем почувствовать, что первых христиан, из среды которых и происходят наши канонические Евангелия, занимали несколько иные проблемы, нежели нас сегодня, когда мы размышляем о крестной смерти Иисуса Христа. Например, нас интересуют все юридические обстоятельства, которые привели к смертному приговору. Этому вопросу посвящены бесчисленные исследования, размышления, научные и ненаучные дискуссии, многочисленные романы, а также художественные и документальные фильмы. Мы всенепременно хотим знать: кто же, в конце концов, виновен в смерти нашего Спасителя? На кого нам следует направить наш гнев? Но первые христиане интересовались другим вопросом. Они спрашивали себя: как объяснить людям, что именно Тот, Кто испытал позорную крестную смерть, является Сыном Божиим и Спасителем мира? Вопросы исторического, психологического и юридического характера их не очень-то занимали.

Вспомним хотя бы весь ряд великих посланий апостола Павла. Есть в них хотя бы одно слово об Иуде или о юридических процедурах суда над Иисусом и Его осуждения? Ни единого слова! Но что в них есть, так это мучительные и плодотворные размышления над смыслом Креста, над этим Божественным парадоксальным чудом спасения через крестную смерть, чудом, которое «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие»! Ничего не поделаешь. Сегодня измельчавшая мысль отцеживает комаров исторических подробностей, редко обращая внимание на целые скалы и утесы смысла нашего оправдания во Христе.

Однако основной вопрос, поднятый в вашем письме, свидетельствует о том же странном сдвиге в сознании современного христианина: скорбя о том, что вам мешают «сосредоточиться на страстях Христовых», вы тратите драгоценное время на то, чтобы озаботиться якобы несправедливостью в отношении предателя Иуды, и размышляете о судьбе последнего. И это тоже удивительно. Впрочем, не вы первая поднимаете этот вопрос. Если наши Евангелия о мотивах поступка Иуды Искариота сообщают чрезвычайно кратко, то позже, особенно в последние столетия, вокруг этой фигуры нагромоздились целые монбланы всевозможных гипотез. Если, например, Евангелие от Марка о причинах поступка Иуды скромно умалчивает, просто констатируя желание Иуды выдать Иисуса первосвященникам; если Евангелисты Матфей и Иоанн намекают на то, что к предательству Иуду толкнули алчность, жадность и сребролюбие, -- то позже были «домыслены» и другие причины: зависть, ревность, честолюбие, фанатический национализм. Фантазии истолкователей поведения Иуды цвели разными красками. Некоторые доходили до того, что представляли Иуду чуть ли не героем. Но, конечно, все это размышления суетные и никчемные.

Однако не менее суетно взвешивать на наших человеческих весах вину Иуды, сравнивая ее с виной всяких злодеев, которым не было числа в долгой истории человечества. Проклятия в адрес Иуды вполне объяснимы с психологической точки зрения. Эти проклятия -- отражение первого нравственного импульса человека, слышащего о коварном предательстве близкого ученика и друга. И если осуждения «Иуды злочестивого» звучат в церковных песнопениях, то разве трудно понять, что они берут начало в том же естественном нравственном отвращении? И разве литургические тексты не ставят перед собою задачу педагогического, дидактического свойства осуждения всякого злодеяния? Но более трезвое и более внимательное прочтение Первоисточника, то есть Евангельского текста, дает нам и другой урок. Мы видим, что Сам Иисус Христос не проклинает и не осуждает предателя Иуду на вечную погибель! Внимательно вчитаемся в слова Господа, сказанные Им на Тайной Вечери: «…Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться» (Мк. 14: 21). Это нам напоминает другое слово Иисуса Христа: «…горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7). Те, кто тщательно изучают Священное Писание, знают о существенной разнице между проклятием и провозглашением «горя». Здесь не место давать уроки по библеистике. Но достаточно отметить, что через проклятие на виновного призываются гибельные последствия его вины. Длинный ряд проклятий читаем, например, в книге Второзакония: «Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом… Проклят злословящий отца своего или матерь свою! …Проклят, кто слепого сбивает с пути!» (Втор. 27: 15-26). И так далее. Что же касается провозглашений «горя» (в оригинале -- «увы»), то таковые не призывают на виновного погибели, не проклинают его, но с прискорбием и сокрушением утверждают, сколь опасные последствия грозят человеку в результате его деяний или поведения. Так и в высказывании Иисуса Христа «но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается» речь идет не о проклятии, не об осуждении на вечную погибель. Этот возглас -- «горе! увы!» -- утверждает, что предательство Сына Человеческого имеет для Иуды роковые последствия. Какие? Это -- дело праведного Суда Божия. И мы должны помнить, что «горе тому» -- абсолютно серьезное предупреждение каждому из нас!Наши поступки составляют всю нашу личную историю. В ней они были и остаются, даже если они нам будут прощены по милости Божией.

Пожалуй, стоит заметить еще следующее: крестный путь Иисуса Христа был предопределен волей Его Отца («Сын Человеческий идет, как писано о Нем»). Однако для самого Иуды Искариота эта определенная Писанием неизбежность не могла быть и никогда не будет извинением. Его предательство останется его поступком, фактом его биографии и его истории, даже если сам он будет прощен по милости Божией. Но об этом мы судить не имеем права.

Вместо того чтобы увлеченно размышлять о судьбе Иуды, нам следовало бы задуматься о другом -- о нас самих, о том, принимаем ли мы слова и поведение Иисуса Христа как высокий образец христианской веры и нравственности? Сказанные Спасителем слова об Иуде не содержали в себе ни проклятия, ни вечного осуждения. Это были слова, исполненные великой печали, слова сокрушения и грозного предостережения. Нам не дано предвосхищать решения Суда Божия. Поэтому, когда, например, мы читаем в великой поэме Данте об Иуде, погруженном в глубины ада, мы должны воспринимать это как поэтическую вольность, отражающую наше понятное нравственное чувство отвращения к греху предательства. Но не забудем при этом и того, о чем мы уже сказали: стремления Евангелия предостеречь, что в той или иной мере предателем Христа может стать каждый из тех, кто именует себя Его учеником и последователем! Да не случится такового!

http://www.nsad.ru/index.php?issue=67&section=10014&article=1395

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Экзегеза отрывка из Апокалипсиса (Откр. 13, 15-18) о начертании числа зверя
Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви, Московская Духовная академия, 19-20 февраля 2001 года
01.12.2004
Экзегеза откровения в связи с проблемой ИНН
Когда аргументы богословия исчерпаны, за дело берутся идеологи, правозащитники и политически ангажированные люди
01.05.2002
Экзегеза отрывка из Апокалипсиса (Откр. 13:15-18) в связи с проблемой инн
VII Пленум Синодальной Богословской комиссии<br>Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г.
01.02.2001
Все статьи Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Последние комментарии
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
29.01.2023 10:58
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
29.01.2023 06:48
«Мы проводим специальную операцию на своей территории»
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.01.2023 06:12
Экономика войны должна быть экономной
Новый комментарий от Vladislav
29.01.2023 03:03
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Vladislav
29.01.2023 01:35
Возрождение монархии в России невозможно?
Новый комментарий от учитель
29.01.2023 01:31