Как провести Страстную Седмицу?

0
162
Время на чтение 6 минут

В преддверии наступающих дней, непосредственно подводящих нас к Пасхе, многим, наверное, хотелось бы уточнить, как же, собственно, нужно себя вести, чтобы правильно и без греха подготовиться (во всех отношениях) к этому величайшему Торжеству из торжеств.

Очевидно, что церковные праздники нужно отмечать, прежде всего, в церкви, отодвигая приготовление всех «вкусностей» на второй план. Соборная молитва, пост и покаяние, внимание к тому, что происходит на богослужении, чтение и слушание Страстных Евангелий - все это как ничто другое поспособствует тому, что Пасха будет встречена с радостью и ликованием, а не в полуобморочном состоянии усталой души, замотавшейся в бесконечной яично-куличной круговерти. Поэтому первое, и самое главное правило - все нужно делать вовремя, чтобы наши домашние хлопоты ни в коем случае не мешали молитве. Все масштабные кулинарные мероприятия лучше бы успеть закончить в Великую Среду, как, кстати, и делали все наши благочестивые предки на Руси - честное слово, ни куличам, ни крашеным яичкам абсолютно ничего не сделается за три-четыре дня, как не делается им ничего за неделю-другую после Пасхи, пока наши домочадцы доедают все это великое праздничное изобилие. К тому же, как показывает практика, нет нужды затевать такую выпечку, которую с успехом хватит на роту солдат, ведь пока вы раздариваете ваши бесконечные куличи близким и знакомым людям, вам успевают подарить точно таких же куличей в два раза больше, и вы все равно будете вынуждены делиться ими с кем-то еще, иначе они просто засохнут. А на выпечку пяти - шести штук вполне можно найти время и после службы, если абсолютная свежесть конечного продукта для вас как-то критична.

Наша физическая усталость после богослужения - вполне нормальное явление, но, когда мы пришли домой (конечно, если дорога к храму не отнимает у нас два-три часа) с нашей стороны было бы нечестно сразу ложиться и отдыхать, пуская домашние дела на самотек. Страстная неделя - это особые дни, дни, когда сосредоточенность всех наших сил должна достигать своего максимума, и охватывать все стороны нашей жизни. И если домочадцы просят помощи, например, в уборке, или по уходу за больным или ребенком - отказывать в этом нельзя. Хорошо, если получится совместить это с посещением храма, а не получится, что ж, лучше помолиться дома и сохранить семейный мир, чем прийти со службы и потратить все силы и благоговение на скандалы, и без того очень часто возникающие под конец поста даже и на совершенно пустом месте. В доме, где все верующие, но есть, скажем, грудные дети, которых невозможно носить с собой на каждую службу, можно договариваться и посещать церковь по очереди, чтобы никому не было обидно. Одним словом, где возможно, всегда нужно стараться искать компромисс и золотую середину, но не жалеть себя, хотя бы в эти дни, когда вспоминаются те скорби, которые понес за наши грехи Господь. И если можно сделать что-то не вместо посещения храма, а после него, пожертвовав при этом своим отдыхом, лучше эту возможность не упускать, хотя бы раз в году.

Все дни Страстной Седмицы, каждый по-своему, пронизаны воспоминаниями о последних событиях в земной жизни Спасителя. Великие Понедельник, Вторник и Среда посвящены воспоминанию Его последних бесед со своими учениками и народом, в том числе, и с искушавшими Его фарисеями. За это время в храме должны быть целиком прочитаны все четыре евангелиста, но, по возможности (зачастую, единственной возможности), хорошо было бы прочитать те же Евангелия еще и дома, потому что в церкви, из-за большого объема читаемого, смысл происходящего легко может потеряться в какие-то моменты. К тому же, не всегда есть возможность прийти в храм, и не только из-за загруженности домашними делами - где-то, в небольших населенных пунктах, службы начинаются только с вечера Великой Среды, а в совсем уж глухих селениях и того позже.

Хорошо, если вместе с внимательным чтением Евангелия приходит и понимание того, что же претерпел Спаситель за наши грехи, приходит покаяние и священный страх, без которого что домашнее чтение, что посещение церковных служб, не имеют особого смысла. Если понимания нет, то нужно постараться собственными усилиями и размышлением о Христовых Страстях его добиться - к этому и призваны эти святые и скорбные дни.

В Чистый Четверг (когда куличи уже испечены, дома порядок, и ничто земное нас уже не отвлекает) мы, по обычаю, стремимся причаститься Святых Христовых Таин за утренней литургией, в воспоминание того, самого первого Причастия, которое было установлено Спасителем на Тайной Вечери в Иерусалиме. Это вовсе не означает, что Тело и Кровь Христовы в этот день чем-то отличаются от тех, которые предлагаются нам во все остальные дни церковного календаря, нет. Просто, все глубже и глубже проникаясь духом евангельских событий, мы стремимся принимать участие в них лично, подобно тому, как мы приносим в храм вербные ветви, вспоминая о тех пальмовых ветвях, которыми устилали дорогу Христа в Иерусалим. В свете этого очевидно, что неправы те люди, которые причащаются лишь раз в году, именно в этот день, и после этого исчезают из храма, хорошо, если только до Пасхи, а то и до следующего Чистого Четверга могут пропасть. Странно и непонятно, как можно принять участие в Тайной Вечери, и не следовать со Христом дальше, из иерусалимской горницы - в Гефсиманию, оттуда - на суд первосвященника, после к Пилату, и, наконец, к месту Его последних страданий, к горе Голгофе - ведь именно об этом будут рассказывать нам все последующие церковные чтения и скорбные песни Великой Пятницы и Субботы, без которых немыслима и сама Пасха.

Утреня Великой Пятницы служится в наших храмах в четверг вечером. Самая главная особенность этой службы - чтение так называемых двенадцати Страстных Евангелий, двенадцати отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. Утром, уже в саму пятницу, когда Бог умер за нас на Кресте, Литургия не совершается, а на Часах снова прочитываются Евангелия о Его Страстях. Вечерня Великой Пятницы (вынос Плащаницы) посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня, около двух часов.

Многие в эти дни с прискорбием отмечают некоторую «деревянность» души, когда вместо священного ужаса за то, что люди сделали со своим Богом, пришедшем на землю для их спасения, наблюдается только усталость тела и тупость ума, как будто все эти Евангелия, Плащаница, да и вообще все, что происходит вокруг, касается не всего состава нашего естества, а является просто красивой традицией. Может быть, суть происходящего станет для нас понятнее, если в это время мы вспомним, как потрескались камни, ставшие свидетелями Его смерти, как солнце не смогло смотреть на страдания своего Создателя и померкло, как разодралась завеса в храме, подобно одежде, разрываемой человеком в великой печали - именно об этом и повествуют нам богослужебные песнопения и тексты этого дня, нужно лишь слушать их не только ушами, но и душой... А потом посмотрим внутрь своего собственного живого сердца, и спросим себя, есть ли в нас хотя бы тень того чувства, которое испытывали бездушные вещи в эти страшные дни? Нет, у нас на уме все больше усталость в ногах, куличи, да творожные голгофки с изюмом (вот вам еще один аргумент в пользу того, чтобы закончить всю кулинарную суету в среду вечером)...

Вот уже, наконец, и преддверие Пасхи, Великая Суббота! Но почему-то самый благословенный день субботнего покоя, когда Покоящийся во гробе телом и Сошедший душою во ад Господь уже победил смерть Своею смертью, особенно часто проходит мимо нашего внимания. Может показаться, что не осталось уже ни времени, ни сил, но на самом деле нам просто не хватает внутреннего понимания, что с этой службы, собственно, и начинается сама Пасха, начинается переход от покоя смертного к покою Воскресения Христова, и к его великой радости, когда одинаково - постившиеся и не постившиеся, воздержанные и нерадивые - все призваны ликовать о ныне открытых вратах Небесного Царствия... Призваны-то призваны, только вот у кого эта радость будет более чистой и безмятежной - вопрос, который каждый может задать себе сам. Ведь если бы чистая Пасхальная радость была бы возможна без тяжелого труда, стала бы Церковь пронизывать свои долгие службы призывами к покаянному плачу, собранности ума и молитве?

Так что лишь нам самим предстоит выбирать, как мы проведем эти великие дни. Безусловно, мера поста и молитвы будет для каждого своя, потому что нельзя ставить на один уровень старых и молодых, рабочих и безработных, больных и здоровых, но, тем не менее, пока мы видим в церквях молящихся с нами бок о бок многодетных мам, старушек, пешком за много километров приходящих на службы с каких-то выселков, пропустивших занятия студентов и школьников (это ни в коем случае не призыв к действию, а просто констатация факта), нет оправдания нашей занятости домашними делами и прочей житейской мишурой. Когда слышен призыв Церкви «Да молчит всякая плоть человеча...» лучше, действительно, заставить замолчать все посторонние голоса, проносящиеся в нашей голове, и в тишине внимать дивным предпасхальным молитвам. И когда в этой тишине зазвучат радостные колокола, возвещающие Господне Воскресение, мы будем первыми, кто их услышит.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9033&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51