Смутное время всегда вызывало к себе повышенный интерес. В эту нелегкую для нашей страны годину один правитель сменялся другим, в борьбе за власть лилась человеческая кровь, нередко брат шел на брата. Об этом - спектакль «Тушино», премьера которого прошла недавно в Московском государственном Историко-Этнографическом театре.
Спектакль поставлен по пьесе Александра Островского. Главные герои - братья Максим и Николай Редриковы, молодые дворяне. Отец везет их на службу царю Василию Шуйскому, но Максим сбегает в Тушино, где стоит с войском Лжедмитрий. У юноши на то своя причина: у Максима зуб на ростовского воеводу, который однажды выгнал его с семьей с постоялого двора, а тушинцы, как говорят, сообща мстят обидчикам. Но тут выясняется, что этот воевода - отец девушки, которую любит Николай...
По сюжету пьеса хороша для постановки: здесь и всегда привлекающая интерес тема братских взаимоотношений, и любовная линия русских Ромео и Джульетты, и разделение героев на «наших» и «не наших», заставляющее зрителей задуматься о том, кто же на самом деле прав. Но тем не менее пьеса была обделена вниманием театров: Московский Историко-Этнографический - единственный, где она в настоящий момент идет. Причина, по-видимому, в том, что она написана нерифмованным стихом, да еще стилизованным под старую речь, что затрудняет ее восприятие и усложняет задачу актеров: чуть недоиграл - и тут же появится ощущение монотонности. Артисты театра с непростым материалом справились, они играли так выразительно, что зрители от души смеялись в тех местах, которые при прочтении пьесы вызвали бы всего лишь улыбку.
Братьев Редриковых, рвущегося на рожон Максима и маменькиного сынка Николая, играют выпускники Щепкинского училища Игорь Стам и Роман Булатов. Актеры внешне похожи друг на друга и вполне могли бы сойти за братьев и в жизни. Но манера игры в этом спектакле у них абсолютно разная, и даже создается ощущение, что их герои - из разных времен. Максим разговаривает и держит себя так, словно он - парень из XXI века, переодетый в старинный костюм, и этим сильно выделяется на фоне других героев. А Николай - персонаж из прошлого, он и шекспировский Ромео, и сказочный Иванушка, и даже немного фонвизинский «недоросль».
Дочь воеводы Людмила тоже смотрится вполне современно. И не только из-за косметики на лице актрисы Светланы Американцевой, но и из-за слишком смелого для боярышни XVII века поведения. Остальные герои не менее яркие и самобытные: и суровый, но любящий дочку воевода (Павел Суетин), и постоянно ожидающий «ножа в спину» Василий Шуйский (Антон Чудецкий), и сдержанный, даже индифферентный Лжедмитрий (Олег Гусев), и воюющий с тушинцами татарин Ураз (Василий Дышко), и перебежчик в Тушино и обратно подъячий, которого сыграл режиссер-постановщик театра Михаил Мизюков.
Спектакль получился эффектным и зрелищным: в нем и песни под старинную лиру, и бои на мечах, и клубы дыма от осады воеводиного дома. Единственное, чего недостает постановке, - красивых декораций (они слишком просты) и побольше предметов интерьера, которые так и просятся на сцену. Впрочем, их отсутствие отчасти компенсируется роскошными костюмами, от которых невозможно оторвать глаз.
...Сейчас все больше говорится о том, насколько важны в современном обществе семейные ценности. Прошлый год был объявлен годом семьи, «ячейка общества» становится главным героем книг и фильмов. Но и классика в этом вопросе по-прежнему актуальна. В «Тушине», например, Максим ставит семейное выше государственного и даже готов ради близких врать и притворяться. Он идет к самозванцу, только чтобы отомстить обидчикам своей семьи, не раздумывая помогает бежать попавшему в плен к тушинцам Николаю, а когда узнает, что он женился на дочери врага, тут же называет ее сестрой. Николай тоже превыше всего ставит семейное родство, только не по крови, а по сердцу, и он убивает Максима, по ошибке решив, что тот покусился на его жену. И поэтому хочется думать, что трагический финал спектакля - всего лишь недоразумение, и закончиться он должен миром, которым закончилось на Руси Смутное время.