Ветры церковной апостасии

От редакции Русской линии: Поскольку появились недоуменные комментарии под статьей Дмитрия Данилова «Ветры церковной апостасии», хотелось бы внести некоторую ясность. Во-первых, статья перепечатана нами с сайта «Правая.ру» в рубрике «Мониторинг СМИ», а это значит, что мы просто предлагаем читателю познакомиться с текстом на внутрицерковную тему, написанным православным человеком. Во-вторых, надо признать, что мы недосмотрели, републиковав старую статью, это объясняется тем, что в последнее время сайт «Правая.ру» обновляется редко, поэтому немудрено, что мы приняли старый текст за новую публикацию.
Что касается содержания статьи, то оно оставляет желать много лучшего. К сожалению, автор свалил в кучу серьезные и несерьезные церковные проблемы. Совершенно односторонне рассматривается абхазский и осетинский церковный вопрос, без понимания всей сложности и неоднозначности этой проблемы.
В целом, к нашему глубочайшему сожалению, последние публикации «Правой.ру» свидетельствуют об углубляющемся маргинальном тренде в информационной политике некогда популярного православного ресурса.


Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею.
Устранись, сохранись от него сам, и этого с тебя достаточно. 
Ознакомься с духом времени, изучи ею, чтобы, по возможности избегнуть влияния его.
Свт. Игнатий Брянчанинов

 

Обмирщение Церкви, умаление собственно духовного аспекта Православия в пользу «миссионерского творчества», «социальной активности» и типично мирских политтехнологий, безусловно, способно привести к повышению управляемости определенного сегмента Церкви. Но оно же способно оттолкнуть многих чад от нее, которые приходят в поиске истины, а находят технологии менеджмента и «церковного франчайзинга», и уходят разочарованные


За последние месяцы в произошло несколько знаковых событий, которые подтвердили подозрение о том, что нынешние ветры церковной апостасии в РПЦ - явление системное, и если на них и по-прежнему смотреть «сквозь пальцы», они уже завтра наберут силу настоящих ураганов. Мы живем в ситуации, когда реальную власть в РПЦ впервые полностью осуществляет необновленческая церковная группировка, по большей части представленная т.н. «никодимовцами» - воспитанниками легендарного главы ОВЦС в 60-70-е годы прошлого столетия митрополита Никодима (Ротова). Как и почему стали возможны эти процессы, которые временами в отдельных аспектах напоминают настоящую духовную узурпацию - отдельный вопрос, требующий особого исследования. Но уже сейчас можно увидеть одну важную причину: впервые за многие десятилетия в РПЦ разрушен баланс между «консервативным» и «либеральным» крылом в Церкви в пользу последнего. Многих «консерваторов» в Церкви сейчас тянет списать все негативные тенденции в Церкви на счет этого разрушения. Однако не будем обманываться - все эти тенденции в том или ином виде существовали задолго до эпохи патриарха Кирилла. Итогом этого разрушения стало не их появление, а их доминирование в официальной политике Церкви.

Для начала обратимся к фактам. 15 сентября 2009 года Сухумо-Абхазская епархия заявила об официальном отделении от Грузинской Православной Церкви. Представители Абхазской церкви приняли обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой принять Абхазскую православную церковь в лоно Московского Патриархата на правах автономии.

Грузинская православная церковь ожидаемо жестко отреагировала на отделение Абхазской православной церкви, заявив, что данное решение было принято «группой самозванцев».

А что же родная РПЦ? Там также вполне ожидаемо, на радость грузинских «братьев», устами нынешнего главы ОВЦС архиепископа Илариона (Алфеева) еще раз подтвердили тезис о незыблемости т. н. «канонических границ». Более того, усилиями политтехнологов в рясах сделано все, чтобы не вернуть формальных «раскольников» Аланской или «самочинников» Сухумо-Абхазской епархии в лоно Церкви, а наоборот, постараться вышвырнуть их за борт.

Формальная логика церковных властей РПЦ остается в этом странном казусе неизменной: Русская Церковь не может принять под свой омофор новые епархии из-за боязни нарушения принципа «канонической территории», согласно которому границы поместной Церкви не должны автоматически меняться с переменой государственных границ, а любые вопросы об их изменении должны достигаться лишь по взаимному согласию с другими поместными Церквами. В РПЦ боятся, что нарушение этого принципа (негласный примат которого сам по себе является чисто политическим, а канонически более чем спорен) может спровоцировать церковно-сепаратистские тенденции на Украине и в местах реальных или потенциальных церковных конфликтов. В Москве считают, что нарушение этого принципа означает признание своей неправоты в конфликте с Константинопольским патриархатом - в связи с образованием там, в 90-х годах прошлого века т.н. «Эстонской Апостольской Церкви», и с Бухарестом - в связи с образованием т.н. «Бессарабской митрополии», которые возникли на «канонической территории» РПЦ МП.

Однако, так ли это на самом деле? Не стал ли краеугольный камень «незыблемости канонических территорий» тем самым камнем, которым Русская Церковь руками ее нынешних церковных вождей замуровывает сама себя и оставляет страждущих чад Абхазии и Южной Осетии беззащитными перед нынешней ситуацией, чреватой церковными прещениями?

Позицию руководства РПЦ относительно незыблемости «канонических территорий» Грузинской церкви еще можно было бы понять и даже разделить, если бы отношение ГПЦ к случившимся трагедиям в истории абхазов, осетин, русских и грузин дышало бы пониманием подлинного духовного единства между этими народами, чуждого политических и ультра-националистических соблазнов. Но ничего подобного в позиции ГПЦ мы не видим. Грузинский патриарх-католикос Илия II еще год назад однозначно занял позицию поддержки духовного геноцида абхазского и осетинского народов. Но если год назад можно было предполагать, что грузинский первоиерарх находился в «информационной изоляции», то сегодня ясно, что Илия II вполне сознательно и безоговорочно обслуживает режим Саакашвили, призвав молитвенно помянуть в годовщину трагических событий августа 2008 года «грузинских героев».

Легко заметить, что даже используя логику «канонических территорий», можно было абсолютно законно принять под омофор РПЦ Сухумо-Абхазскую и Аланскую епархии, как процесс восстановления не только исторической, но и канонической справедливости. Действительно, если в 1943 году произошло грубое нарушение канонического права, результатом которого стало, с одной стороны, незаконная аннексия Абхазской церкви грузинским престолом, а с другой - насильственное воссоединение ГПЦ и Вселенского православия, - тогда почему бы не поднять вопрос о его справедливом решении? Причем тогда воссоединение произошло без приношения какого-либо покаяния со стороны Тбилиси. Анафему патриарха Тихона, насколько помнится, никто с грузин пока что не снимал. И при необходимости можно еще раз поднять вопрос о каноничности самой ГПЦ. И если сегодня в руководстве РПЦ так часто можно слышать проклятия в адрес Сталина, то почему тогда не проклинается его действительное и грубое вмешательство в дела двух церквей?

Однако, вместо того, чтобы воспользоваться этими доводами, происходит нечто прямо противоположное. Грузинская Церковь, несмотря на ее разделяемую с нынешними грузинскими властями почти генетическую ненависть к абхазам, всячески ублажается. Несмотря на проявляемую заинтересованность Московского Патриархата в урегулировании спорных проблем, касающихся вопроса окормления православных Южной Осетии и Абхазии, представители Южной Осетии и Абхазии не приглашаются на переговоры между РПЦ и ГПЦ, которые идут уже около года. Так зачем же питать иллюзии? Зачем тогда пытаться «восстановить мир» по «каноническим правилам», если буквальное, полноценное исполнение этих «правил» в нынешнем их понимании руководством РПЦ будет означать только одно - духовное небытие южноосетинского и абхазского народов. И вряд ли стоит упоминать, что у прогрузинской позиции ОВЦС, имя которой - официальная русофобия - нет и не может быть массовой поддержки среди верных чад РПЦ.

Однако происходящие сегодня тенденции апостасии во «внешней политике» Церкви являются лишь одним из «бакенов» общих негативных тенденций, которые стали заметны в последние годы и особенно усилились с пришествием на престол Русской Церкви Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. В итоге сегодня Русская Церковь переживает самую опасную эпоху со времен обновленческой ереси 20-30 годов.

Сегодня в РПЦ на наших глазах происходит странный генезис «частного мнения в Церкви», которое зачастую раздается слышнее, чем мнение общецерковное - кстати, фрагментированное и довольно условное сегодня донельзя. При фактической формальности и нереальности использования церковных судов (иначе пол-РПЦ может оказаться либо в истцах, либо в ответчиках) это позволяет самым вопиющим, самым низменным проявлениям нынешней апостасии раскрываться с особой силой.

Про кульбиты небезызвестного «отца протодиакона», провласовские «сочинения» прот. Георгия Митрофанова, русофобскую паранойю его преподобия Даниила Сысоева можно даже не упоминать. Однако их имена - это отнюдь не исключения, это целая система, торжествующая в своей безнаказанности. Вызывает удивление, что смущающих многих верных тенденции подобной системы «частных мнений» священноначалие не пресекает, в лучшем случае - игнорирует, а в худшем - даже потакает. К этому же можно отнести регулярно вбрасываемые в церковное медиа-пространство провокативные дискуссии о допустимости брачных отношений в Великий Пост или неприятие всего сталинского периода русской истории - разумеется, вместе с ее народом.

Кому нужны такие разделения, постоянно репродуцируемые официальными лицами Церкви в то время, когда действительно серьезные проблемы церковной жизни как замалчивались, так и замалчиваются?

Во многом реалии и тенденции церковной политики тождественны тем процессам, которые происходили и в государственной машине эпохи Путина - пресловутой «путинской стабильности». Путинская государственность стала укрепляться в начале 2000-х годов под флагом отхода от политического ельцинизма, но стала в итоге закономерным развитием самого ельцинизма, в чем-то даже - его подлинным расцветом, «бархатным ельцинизмом». Так и Русская Церковь, воспрявшая после советского строя под флагом борьбы с прессингом на Церковь советской власти и ее формами, пришла в итоге к полному торжеству вполне советского механизма церковной бюрократии, который оставался неизменным. Все, что мы видим - всесилие церковных бюрократов, торжество никодимовского модернизма, словно выполнение поставленных задач из циркуляров и инструкций Отдела по делам религий КГБ 1960-х годов, превращение Священного Синода в ещё более точный аналог Политбюро ЦК КПСС, чем был когда-то он сам, нивелирование принципа православной соборности на Поместном соборе РПЦ - доведение собора до большего идиотизма и профанации, чем даже советские выборы, схоластическое высушивание и «форматирование» в семинариях и духовных академиях душ будущих священников, ошельмовывание и замалчивание мнений и структур, неугодных церковному официозу - всё это явные вехи нашей эпохи «бархатного обновленчества».

Почему нынешнее обновленчество является «бархатным»? Разумеется, не в силу своей «демократичности» и «человеколюбия». «Бархатным» оно является только потому, что к резкому слому церковного организма сегодняшние нео-обновленцы пока еще не готовы - в этом случае ситуация чревата настоящим расколом и полной потерей управляемости. А управлять Церковью каким-либо иным инструментарием, кроме политтехнологий, они явно не способны. О понятии отеческого авторитета речь давно уже не идёт.

К слову заметим: чем больше сегодня в верхах РПЦ говорят об «открытости» и «диалоге», о необходимости изменить сложившиеся негативные стороны церковной жизни, тем меньше этого самого диалога в реальности остается, а негатив только сильнее процветает. Мнение огромного числа простых прихожан Русской Церкви в нынешнюю «открытую эпоху» как было, так и остается неуслышанным, равно как и формальным фарсом стало их представительство на минувшем Поместном Соборе, созванного, похоже, лишь для избрания нового Предстоятеля РПЦ. Поместный собор не обсудил ни один сколько-нибудь важный вопрос церковной жизни, как будто их нет вообще. Хамским плевком и пощечиной церковному народу стало фактически полное умаление и упразднение его соборных прав. Спросим себя сами: у кого из нас на приходах были проведены приходские собрания и созваны приходские советы для определения своих представителей в преддверие Собора? Были ли проведены благочинные собрания? Присутствовали ли делегаты-представители мирян на епархиальных собраниях? Епископы вполне по советской старинке выбрали сами за народ, с кем именно из «доверенных мирян» им ехать на Поместный Собор.

Вдвойне вызывающими являются факты явного благоволения священноначалия весьма сомнительным кандидатам в делегаты в лице представителей региональных структур «Единой России». В результате на Собор «благочестивые миряне» в целом ряде случаев были полностью представлены сомнительными чиновниками от партии власти и проходимцами всех мастей. Достаточно вспомнить приснопамятную супругу погрязшего в тотальной коррупции приморского губернатора Сергея Дарькина, которая была «выдвинута» на Собор от всех мирян епархии, чтобы понять тот уровень запредельного цинизма со стороны священноначалия, для которого единственным мерилом, похоже, являются лишь деньги и хорошие отношения со власть предержащими. Между тем, примечательно, что как почивший патриарх Алексий II, так и нынешний предстоятель РПЦ регулярно выражали свою приверженность возвращению к нормам Поместного Собора 1917-1918 гг. Тот факт, что этого так и не случилось, говорит о том, что высшая церковная бюрократия признает сегодня только один вид соборности и консерватизма - в самих себе.

Кризис «консервативного крыла» в Церкви начался не сегодня, а много лет назад, когда в постсоветскую эпоху возрождение Православия в России стало де-факто ассоциироваться с хозяйственным возрождением РПЦ. Восстановление храмов заслонило собственно духовное восстановление, оно же оправдало и дало новый смысл консервации церковного бюрократического аппарата и его новому всевластию. Епископ-хозяйственник стал сильнее епископа-молитвенника. Вот почему приход патриарха Кирилла прошел почти гладко и не вызвал столь резкой оппозиции в среде епископата РПЦ, который два десятилетия приучали к тому, что «сейчас, в эпоху подъема из руин Русской Церкви, не время для внутрицерковных распрей». Потому и сам триумф патриарха Кирилла стал результатом не духовного, а политического консенсуса среди епископов.

Однако патриарх Кирилл неизбежно встал лицом к лицу с трудностями церковного управления, с которыми прежде он явно не сталкивался. Раньше, в эпоху Патриарха Алексия II, с течением времени его предстоятельства постепенно кризис баланса внутрицерковных сил привел к тому, что единственной фигурой, которая поддерживала этот баланс, остался сам Патриарх Московский и Всея Руси. Этот баланс во многом был очень условным и каждый год становился все более зыбким, осуществляемый исключительно на основе пастырского авторитета почившего Святейшего. Именно это стало глубочайшей трагедией предыдущего Предстоятеля, который не смог справиться с этой ношей и противодействовать тенденциям отступничества в РПЦ и в результате оказался информационно, а иногда и фактически изолирован от важнейших процессов в Церкви и даже принятия решений.

Можно легко заметить, что у патриарха Кирилла нет той пастырской харизмы, которая позволяла бы поддерживать этот необходимый баланс, которая необходима, если новый патриарх действительно хочет управлять Церковью, избегая расколов и на самом деле желает вести серьезный и равный диалог с разными силами в Церкви. Кстати, в недавнем письме патриарха Кирилла руководству ФНС относительно недопущения ущемления прав верующих, несогласных с принятием ИНН, это очень хорошо чувствуется. Однако насколько этот диалог получится взаимным - вопрос более, чем открытый, учитывая некоторые скандальные и местами - даже возмутительные черты политики нынешней МП. Ведь здесь требуется нечто большее, чем просто политическая харизма.

Своеобразная попытка обозначить некий новый «баланс» со стороны патриарха Кирилла уже почувствовалась на недавней встрече предстоятеля РПЦ 12 сентября с нижегородской молодежью. К сожалению, от нее повеяло не желанием разрешить действительно стоящую перед первоиерархом РПЦ задачу налаживания взаимопонимания с разными настроениями в Церкви, а обычной для патриарха Кирилла манипулятивной риторикой. На вопрос одного из слушателей, есть ли сейчас место «консервативному» и «либеральному» в Церкви, патриарх Кирилл ответил следующее : «Церковь не может быть либеральной или консервативной. Церковь может быть только Церковью». И далее развил свою мысль так: «Если мы будем сохранять старые формы выражения веры или способы ее передачи, то этого будет недостаточно, а, может быть, это даже послужит тому, что люди останутся глухими к этой христианской апостольской вести. Вот почему в Церкви присутствует одновременно и консервативное, и творческое начала (курсив мой - Д.Д.). Вся миссия Церкви - это творчество, это попытки сделать весть о Христе актуальной и современной».

В этой слабой попытке отказаться от консервативно-либерального прочтения идентичности Церкви и призвать к «надпартийному» консенсусу, патриарх Кирилл делает значительную оговорку, фактически противопоставляя живое, творческое начало (ассоциируемое задавшим вопрос и самим патриархом с условным «либерализмом», «миссией» и т.п.) и консервативным началом, в котором, судя по словам предстоятеля РПЦ, явно это творческое отсутствует по определению. Более того, если бы «надпартийный» принцип интересовал патриарха всерьез, тогда той беспрецедентной ситуации, когда все важнейшие посты в Церкви, всю ее актуальную политику определяют почти исключительно модернисты и исполнительно-послушные лоялисты, не существовало бы.

Вообще, можно отметить, что взятый предстоятелем РПЦ странный курс на «творческую миссию» и на «новый диалог с молодежью», несмотря на все заявления, отдает не верностью преданию и вероучению Церкви, а чуть более умным церковным официозом, из которого, как из старой дырявой шали, сочится плохо скрываемый духовный релятивизм. Заостренность патриарха Кирилла на работу с молодежью понять можно. Сложнее понять, почему, к примеру, он на встрече с молодежью 29 мая в Ледовом дворце Санкт-Петербурга, ни разу за свое многочасовое выступление (!) не привел примеров из житий святых, или цитат из Св. Писания. Апелляции патриарха тогда заслуживало что угодно - темы счастья, самореализации молодых людей, даже супружеской близости.

Еще более тревожным звонком духовного релятивизма является одно из выступлений Его Святейшества на Украине, из которого можно понять, что главное предназначение религии - поддержание нравственности в обществе, в этом весь ее пафос, тому, что написано в Апокалипсисе св. Иоанн Богослова есть альтернатива, а голос народа - это голос Божий в вопросах народного голосования. Более того - патриарх не стыдится делать заявления относительно того, что «украинская нация» действительно существует, чтит память искусственно созданного в умах украинских националистов «украинского Голодомора» и адресует западнику и агрессивному русофобу Ющенко почти что любезные послания, полных заверений в дружбе и благодарности за участие в организации визита, который чуть не был сорван в Ровно самой администрацией Ющенко.

Можно подытожить, что на сегодняшний день единственно возможной формой сохранения видимости реального управления Церковью для патриарха Кирилла остается не диалог с ее чадами, не глубокое понимание и разделение их нужд и чаяний, а жесткое дистанцирование от массы верующих, большинство из которых не понимает и не разделяет новой церковной политики. Эта политика из внутрицерковной все больше превращается во внешнецерковную и осуществляется внешнецерковными - как по букве, так и по своей духовной сути. Обмирщение Церкви, умаление собственно духовного аспекта Православия в пользу «миссионерского творчества», «социальной активности» и типично мирских политтехнологий, безусловно, способно привести к повышению управляемости определенного сегмента Церкви. Но оно же способно оттолкнуть многих чад от нее, которые приходят в поиске истины, а находят технологии менеджмента и «церковного франчайзинга», и уходят разочарованные.

Предполагаемые реформы церковного организма по католическому образцу (создание орденов, конгрегаций и т.п.), типично католическое заигрывание с духом времени не приведут ни к чему иному, как к отталкиванию от Церкви большей части молодежи, как это и случилось с католиками после Второго Ватиканского собора 1962-1965 гг., когда провозглашение открытости и апеллирование к «современным ценностям» опустошило число католических храмов за 30 с лишним лет вдвое. Единственный результат - оставшееся меньшинство оказалось еще более управляемым и фанатично приверженным Апостольскому престолу, готовому слушать и исполнять все, что ни скажет Папа на площади перед базиликой Св. Петра.

Не то же ли самое сегодня хотят сотворить с Русской Церковью внешнецерковные политтехнологи, столь интенсивно заигрывая с инстинктами молодежи, делая широкие жесты байкерам, рокерам и изнывающей от либидо селигерской голопупковой поросли?

Куда же нас может привести нынешний «бархатный период»? Безусловно, лишь на манипулятивных технологиях ситуация надолго устойчивой не сохранится. Пока новые церковные власти будут привыкать к управлению громоздким церковным аппаратом, все останется как есть. Но нельзя исключать, что консервативная часть православного сообщества все больше будет подпадать под прессинг - сначала «бархатный», а затем, возможно, и реальный.

Неприятие новых тенденций больше всего выражают наши вечные святыни - монастыри. Поэтому именно изоляции их трезвого голоса следует ожидать в дальнейшем. Не зря один из величайших апостатов современной РПЦ - протодьякон Андрей Кураев - так часто называет монастыри в качестве основных «рассадников мракобесия в Церкви», которыми следует заняться не в последнюю очередь. По этой логике, стоит ожидать, что поначалу наиболее ревностные настоятели и игумены, не терпящие никакого нечестия, никакой лжи, будут заменяться более покладистыми, «лояльными», либо хитро изолироваться. Последнее, кстати, произошло со схиигуменом Илием, который был де-факто изолирован нынешним патриархом от постоянного общения с народом и с родной Оптиной пустыней под предлогом переселения в «золотую клетку» в Переделкино в качестве патриаршего духовника.

В любом случае, бастионы нашей Святой Веры уже сейчас так или иначе откатились обратно к монастырям - к своим источникам, откуда они когда-то и принесли Православную Веру на Русь. Тем не менее, как бы ни было тяжело, духовного сопротивления апостасии на сегодня ждать стоит только от монастырей и от благочестивых старцев. И - сохранять веру самим, чтобы донести ее нетронутой соблазнами времени до наших детей.

В заключение мне хотелось напомнить весьма актуальные мысли блаженной памяти старца и архиепископа Аверкия (Таушева) - настоятеля Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Воспитанный под руководством Архиепископа Феофана Полтавского (+ 1940 г.), который, в свою очередь, получал наставления у выдающегося светильника благочестия Святителя Феофана Затворника (+ 1894 г.), он смог донести их понимание сущности процессов отступления от Православия, столь усилившихся в наше время. Их загадка заняла его всего, распознаванию их знаков он потратил всю свою жизнь. Владыка Аверкий часто прибегал к жутковатой по своей простоте фразе Феофана Затворника: «Православное христианство теряет свою силу».

Архиепископ Аверкий заметил, что православная экклезиология находится в большей опасности, чем остальные разделы православного учения. По мере того, как христианство утрачивает последние остатки сил глубинной веры, православные христиане, неразумно подверженные воздействию духа века сего, утрачивают правильное представление о том, что же такое в действительности Церковь. Их взгляд, как и взгляд общества, в котором они живут, обращен на внешнее, и поэтому они смотрят на Церковь все больше и больше как на организацию. Владыка Аверкий опасался того, что дух православной экклезиологии будет заменен папистской концепцией Церкви, и главы церквей станут в сознании верующих «мини-папами» и постепенно начнут заслонять собою Христа, подлинного Главу Церкви. Духоносный старец вслед за своими Святыми учителями понимал, что если Церковь будет восприниматься прежде всего как светская административная структура, тогда антихрист получит прямой доступ к сердцам людей и без особых усилий превратит их в своих верных слуг. Имея искаженное представление о Церкви, они «для пользы Церкви» со временем будут делать то, что явно противоречит заповедям и воле Христа.

Идя «в ногу со временем», Церковь может также утратить силу Православия, если ей овладеет дух модного «экуменического движения», которое, как мы уже видели, свидетельствует о мировом отступлении. Поэтому в разных своих работах Архиепископ Аверкий говорил:

«Разрушительный дух отступления уже проник в нашу Православную Церковь, самые высокие иерархи которой открыто заявляют о пришествии своего рода «новой эры» и цинично предлагают отказаться от всего прошлого, поскольку они собираются в какую-то совершенно «новую церковь» в близком «экуменическом контакте и единодушии» со всеми отступниками от правой веры и Церкви... Вожди экуменического движения лишь недавно стали совсем откровенно высказываться, а ранее занимались бессовестным «пусканием пыли в глаза», заявляя, будто они входят в «экуменическое движение» с целью «свидетельствовать перед инославными истину Святого Православия». Теперь же, как это явствует из часто сообщаемых международной прессой их выступлений, они становятся предателями этой святой истины».

Владыка предостерегает нас: «Они небезуспешно захватывали власть в Церкви в свои руки, стремясь стать полновластными и неподконтрольными руководителями религиозной и церковной жизни людей и даже применяли церковную дисциплину против тех, кто отказывался повиноваться им, чтобы иметь над всеми власть и не допустить появления оппозиции или возмущения».

Итак, имея мирское представление о власти, иерархи эпохи отступления считают, что их основная задача заключается в том, чтобы работа их внешнего церковного аппарата происходила гладко, а не в том, чтобы спасать души. Будучи неспособными осуществлять пастырство по-отечески, с любовью, они видят в повиновении себе норму поведения, необходимую для функционирования всей организации, всей Церкви, как Тела Христова. Объективно, они наделены священническим достоинством, могут процитировать множество канонов, чтобы подтвердить свое право на неограниченную власть, но при этом, как говорил Апостол, «они имеют вид благочестия, силы же его отрекаются» (2 Тим. 3: 5). Каноны, которыми они пользуются, разумеется, имеют смысл только тогда, когда применяются в правильном духе, с пастырским рассуждением и в соответствии с учением Церкви. Многие простые верующие, от которых требуют, чтобы они без размышлений поступали так, как им скажут, считают своим долгом повиноваться во что бы то ни стало. Выражаясь словами архиепископа Аверкия, они «попадают под влияние «недуховных вождей» и наивно и бездумно поддерживают их в их тщеславных предприятиях, как некие «хранители закона и порядка».

Что же остается делать нам - всем тем, чья совесть не приемлет апостасийных тенденций в жизни горячо любимой Церкви? По словам Игнатия Брянчанинова, мы не можем воевать с апостасией в одиночку и дерзко лишь своими слабыми духовными силами - силы слишком неравны. Нельзя забывать, что отступление попущено самим Господом, чтобы испытать нас. Поэтому так важно сначала сохраниться самим и сохранить наших ближних, чтобы укрепить расшатываемые явными и тайными апостатами бастионы веры. Духовная сторона этого сохранения всем благочестивым людям и так хорошо известна. С непосредственными технологиями этого сохранения сложнее.

Мы должны укреплять свои общины, держаться крепко благочестивых священников - этого великого оружия Церкви, мы должны не теряться и создавать в Церкви параллельные и альтернативные социальные связи, используя в чем-то даже возникшую ситуацию. Рецептов может быть много. Но самого главного забывать нельзя. Как сказал один старец отчаявшемуся человеку, которого очень смущало массовое отпадение от веры всего и вся: «Почему ты думаешь, что во всем, что с нами происходит, Бог где-то далеко?»

http://pravaya.ru/look/17255?print=1

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

70. Natalie

Хм.. По-моему, сударыня, вы явно перегибаете палку. Не поленился - специально зашел на Правую, посмотрел на поисковике но ничего не нашел насчет предложений Данилова о "сегрегации" и о "отделении новокрещенных "инородцев" от "славян", "создании "инородцам" гетто с постройкой храмов для "нерусских", "запрещении входа в "русские храмы" и проч. Ссылочкой на конкретные слова Данилова не поделитесь?

Сергей / 17.12.2009

69. Re: Ветры церковной апостасии

Лебедевъ : "Провинциалу Следуя Вашей провинциальной ( или местечковой ?) логике - рекомендую для дискуссий сайт КПРФ." - Опять иудейский прием. Весьма часто используемый. вы же можете сказать, что коммунисты никогда не говорят правды - и будете неправы. Но этого будет недостаточно, чтобы отнести Вас к православным, не правда ли? Вы - хороший ученик.

68. Провинциалу

"Не нужно по-иудейски отвечать...Даже среди коммунистов бывают дельные мысли.",- ну так и называйтесь коммунистом, или именем того кладезя, откуда Вы эти мысли дополнительно вычерпываете. А то, как-то, по-иудейски с православием вместе: «Апостасия, таки, задула: хотите дельных мыслей – их есть у нас !» Следуя Вашей провинциальной ( или местечковой ?) логике - рекомендую для дискуссий сайт КПРФ.

Лебедевъ / 16.12.2009

67. Re: Ветры церковной апостасии

Алексию: Простите, сразу не заметил. Тем не менее, соединив Ваше высказывание с высказыванием Алексея, получается понятнее. Будеим считать это коллективным разумом ;р) Спаси Вас Господи!

66. Провинциалу

Дорогой брат, это разные личности тут под именами Алексий и Алексей. Спаси Господь.

Алексий / 16.12.2009

65. Re: Ветры церковной апостасии

Лебедевъ : "Может, кто объяснит убогому:" - Объяснит. Не нужно по-иудейски отвечать. Правая - место для дискуссий. Говорите там, что нравится. А данную статью обсуждайте по теме. Даже среди коммунистов бывают дельные мысли.

64. Re: Ветры церковной апостасии

Может, кто объяснит убогому: если автор мнит себя поборником духовной гигиены, то отчего у себя дома на "Правой" у них с дезинфекцией как-то всё не просто? Поход за социализм объявили..., революциям дифирамбы поют..., с гностицизмом балуются..., регулярно истинность Символа Веры под сомнение ставят. (По-моему, я политкорректно выражаюсь, а то уже модератор по этой теме раз зарубил).

Лебедевъ / 15.12.2009

63. Re: Ветры церковной апостасии

По поводу автора данной статьи Дмитрия Данилова выскажу свое о нем мнение. Оно негативное. Я в свое время довольно начиталась Правой.ру и , в частности, Данилова. То, что он себе позволял, до сих пор вызывает у меня шок. Например, он предлагал заниматься сегрегацией: отделять новокрещенных "инородцев" от "славян", создавая "инородцам" гетто с постройкой храмов для "нерусских". (Вход в "русские" храмы им, т.о., был бы запрещен). no comment..... Но я все же считаю верной и более чем актуальной постановку вопроса. Надо ГОВОРИТь о ползучем обмирщении и "экуменизации" нашей Церкви. Хотя к Правой.ру и ее авторам отношусь настороженно.

Natalie / 15.12.2009

62. Для - 60. Алексей и иже

Всем, кому статья и в ней изложенное не нравится, хочется заметить, что автор еще пишет довольно взвешенно, сдержанно и, умеючи. Смеем вас уверить, что если дать слово народу попроще, то определения и выражения о сути происходящего будут намного... крепче. Но, опять же, многие православные у нас не хотят поддаваться искушению и тоже себя сдерживают. Но, насколько их еще хватит, вот вопрос. С уважением,б.М.(bratstvo.kiev.ua)

61. Re: Ветры церковной апостасии

Алексий: "По моему все эти якобы правые авторы и иже с ними сами апостаты, только позавчерашней эпохи. Сразу отсылки к Сталинскому периоду,а потом НАВЕРНО (как проницательно!!! - П.) к Иоанну Гр.,потом их всех во святые и т.п..." "В Божьем мире все тоньше, сложнее и умнее, чем в наших головах, отесанных, увы, при совке." В такой последовательности высказывания "совковых голов" будут смотреться более логично, не правда ли?

60. Re: Ветры церковной апостасии

По моему все эти якобы правые авторы и иже с ними сами апостаты, только позавчерашней эпохи. Сразу отсылки к Сталинскому периоду, а потом наверно к Иоанну Гр.,потом их всех во святые и т.п. К Христианству эти тексты имеют такое же отношение как вопли Оззи Озборна.

Алексей / 15.12.2009

59. ученице

"Прочтите книгу " Cказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима" иеромонаха Иоасафа и внимательно, с карандашом перечитайте "Летопись". Покорнейше благодарю. Это уже сделал отец Георгий Павлович, серьёзнейший исследователь данного вопроса, мнению которого я доверяю.

Одиноков / 11.12.2009

58. Re: Ветры церковной апостасии

Одинокову. Прочтите книгу " Cказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима" иеромонаха Иоасафа и внимательно, с карандашом перечитайте " Летопись"[ что я в свое время и сделала],Вы найдете много неожиданного.

ученица / 11.12.2009

57. Re: Ветры церковной апостасии

Анониму, насчет последних двух имен все так сложно, что вопрос этот даже не может стоять на повестке дня.

ученица / 11.12.2009

56. Одиникову

Спаси Господь, дорогой брат, за доброе слово. Известно, кто отец всякого разделения, кроме отделения света от тьмы. Только за такое отделение и будем ревновать. Ну а перестать мыслить - возможно ли сие?))) Я существую, пока я мыслю - эта внешняя мудрость не глупа. Вот перестать ругаться стоит нам всем, сначала между собой. Это творит богоненавистое братоубийство в наших душах. Простите, благословите.

Алексий / 11.12.2009

55. Алексею

"...пора перестать мыслить по-большевистски примитивно-прямолинейно". Нам бы, дорогой брат, вообще не перестать мыслить... :-). Увы, в церковной среде, как и в мiре, имеют место споры по разным поводам. Лишь бы не было трагических разделений. А угроза этого всегда есть. Поскольку нередко за тем или иным мнением возникают даже целые "партии". Вразуми нас, Господи, молитвами святых Твоих угодников!

Одиноков / 11.12.2009

54. снова ученице

И на этом сверхъсерьёзном основании Вы, как я понимаю, готовы отрицать даже само явление преп.Серафима?.. Или суть его слов?.. В свою очередь отсылаю Вас по другому адресу: http://www.rusk.ru/analitika/2006/03/08/komu_nuzhna_pravednost_nepravednyh/

Одиноков / 11.12.2009

53. Re: Ветры церковной апостасии

Одинокову.А как быть с явлением преподобного Серафима священномученику, в котором преподобный благословлял и благодарил его за "Летопись" , и велел преподнести книгу Государю Императору? Или у Ольги Букиной и игумена Сергия (Рыбко) на это тоже есть своё особое просвещённое мнение? Вспомните 1-ое "слово" преп.Серафима: СПАСИБО, это слово из аттеистического лексикона, CПАСИ БОГ, сказал бы преподобный, не пряча заглавную Б в середину слова.Впрочем, отсылаю Вас к письму в "Благодатном огне."

ученица / 11.12.2009

52. Одинокову

А как быть с явлением преподобного Серафима священномученику... Да, все так, дорогой брат. Но, с другой стороны, как быть с обретением чудотворного образа Богородицы в Понетаевском м-ре (который напрямую связан с "партией", осуждаемой летописью)? Наверно, нам пора перестать мыслить по-большевистски примитивно-прямолинейно. В Божьем мире все тоньше, сложнее и умнее, чем в наших головах, отесанных, увы, при совке. Храни Господь, благословите.

Алексий / 11.12.2009

51. Re: Ветры церковной апостасии

Фактически там был искажен образ схиигумена Серафима... Мне тоже доводилось вести розыск по этой теме, дорогая сестра. Соглашусь, это в некоторой степени так и произошло -потому что составитель летописи опирался на оценки лишь одной из сторон конфликта в Дивеевской общине. В то время, как Бог (а за Ним и прп. Серафим) желал всем им спасения. В любом случае, нам нельзя не надеется, что отец Серафим (Толстошеев) тоже пришел к концу жизни к доброму ответу на Суде, ибо и он немало сделал для своего Саровского старца. Так же, впрочем, как и свщмч митр Серафим (Чичагов). Бог даже разделения наши обращает во благо, если только человека ведет добрая воля. Вспомните свт Феофана и свт Игнатия... Помощи Божией, простите.

Аноним / 11.12.2009

50. Re: Ветры церковной апостасии

"вполне зрячие, просто у них глаза другие и с другой стороны головы. И еще потому, что просто им так выгодно и удобно." -Понятно. Уподобились камбале.

49. для ученицы

"По окончании Летописи в 1902 году архимандриту Серафиму было видение, о котором он впоследствии рассказал своему духовному сыну протоиерею Стефану Ляшевскому: «По окончании Летописи я сидел в своей комнатке в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания материала о преподобном Серафиме. В этот момент в келию вошел преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение — так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за Летопись. Проси у меня все что хочешь за нее». С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца». Далее Владыка вспомнил, что преподобный Серафим перед своей смертью через монахиню Евпраксию, которая сподобилась видеть последнее явление Божией Матери Преподобному, просил что-то передать «тому архимандриту Серафиму, который будет распорядителем во время моего прославления. На вопрос о. Стефана, что же именно велел передать Преподобный, владыка Серафим ответил: «Об этом буду знать только я». Можно предположить, что преподобный Серафим предсказал архимандриту Серафиму мученическую кончину, необходимую для него, чтобы за священномученический венец сподобиться быть в Царствии Небесном около преподобного Серафима". http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/serafim_chichagov.html

Одиноков / 11.12.2009

48. ученице

А как быть с явлением преподобного Серафима священномученику, в котором преподобный благословлял и благодарил его за "Летопись" , и велел преподнести книгу Государю Императору? Или у Ольги Букиной и игумена Сергия (Рыбко) на это тоже есть своё особое просвещённое мнение?

Одиноков / 10.12.2009

47. re: Дальняя : память сщмч митр.Серафима

Автор прав. О современности есть пророчество св.Антония Великого: Однажды некоторые ученики Божественного аввы Антония, видя в пустынях бесчисленное множество монахов, прилежащих с великою ревностию по Боге и с соревнованием друг другу всем добродетелям и святым подвигам, спросили его: Отец! долго ли будут продолжаться эти ревность и усердие к уединению, к нищете, к смирению, к любви, к воздержанию и ко всем прочим добродетелям, которым так тщательно прилежит все это множество монахов, почти без исключения? Муж Божий так отвечал им, воздыхая и проливая обильные слезы: наступит некогда время, сыны возлюбленные, в которое монахи оставят пустыни и вместо их устремятся к богатейшим городам; там, вместо вертепов и хижин, которыми усеяна пустыня, они воздвигнут, стараясь превзойти одни других, великолепные здания, препирающиеся пышностию с царскими палатами. Вместо нищеты вкрадется стремление к собранию богатства; смирение сердца превратится в гордость; многие будут напыщены знанием, но чужды добрых дел, предписываемых знанием; любовь иссякнет; вместо воздержания явится угождение чреву, и многие из монахов озаботятся о доставлении себе изысканных яств не менее мирян, от которых они будут отличаться только одеждою и клобуком. Находясь посреди мира, они не устыдятся неправильно присваивать себе имя монахов и пустынников. Не престанут они величаться, говоря: "аз есмь Павлов", "аз же Аполлосов" (1 Кор. 1, 12), - как будто вся сущность благочестия заключается в значении предшественников, как будто позволительно и справедливо хвалиться отцами, как хвалились Иудеи предком своим, Авраамом! Однако между монахами тех времен некоторые будут далеко лучше и совершеннее нас: потому что блаженнее тот, кто могл преступити, и не преступи, и зло сотворити, и не сотвори (Сир. 31, 11), нежели тот, который увлекается к добру примером многих добрых. Так Ной, Авраам и Лот, проводившие святую жизнь посреди нечестивых, справедливо прославляются Писанием.

46. Re: Ветры церковной апостасии

Все так. Только я, Вас цитируя,и Вас продолжая, хотела сказать, что те, кто не видит отступления вовсе не слепые, а вполне зрячие, просто у них глаза другие и с другой стороны головы. И еще потому, что просто им так выгодно и удобно.

45. Re: Ветры церковной апостасии

Екатерине Домровской,о "Летописи" почитайте в "Благодатном огне", проблемы с книгой есть и непростые, писалась она автором по молодости и без достаточной проверки материала. Фактически там был искажен образ схиигумена Серафима, основателя Серафимо-Понетаевской обители, которого помните Вы только, увы, под именем Ивана Толстошеева.

ученица / 10.12.2009

44. Re: Ветры церковной апостасии

Валерию Иванову: В точку.

ученица / 10.12.2009

43. Re: Ветры церковной апостасии

Екатерина Домбровская: "Слепым или совсем даже зрячим - только совсем с другой стороны (угол зрения) и с другой целью." - Уважаемая Екатерина! Иной раз, чтобы что-то разглядеть, необходимо посмотреть с иного угла зрения. Или снять очки. Не все видно в двух измерениях.

42. Re: Ветры церковной апостасии

Провинциалу:"нужно быть совсем слепым, чтобы не видеть современных тенденций отступления и стремления наших иерархов к союзу с нечествивыми властями и иудеями.". Слепым или совсем даже зрячим - только совсем с другой стороны (угол зрения) и с другой целью.

41. Re: Ветры церковной апостасии

Спасибо, дорогая Дальняя. Сильное слово священномученика. А сейчас, говорят, пересматривают под ренгеном его Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря.

40. Re: Ветры церковной апостасии

"С братским приветом, Матвей (bratstvo.kiev.ua)" - И тебе, брат Матвей, всего наилучшего, здоровья, терпения и стойкости!

39. память сщмч митр.Серафима

Посмотрела в календарь, оказывается, в пятницу совершается славословная служба сщмч митр. Серафима (Чичагова). Вот что он говорил при вступлении в управление Кишиневской епархией :"Если в чем и виновато современное духовенство, то именно, в забывчивости, в увлечении надеждами мира сего и стремлениями красивыми и безотчетными словами о мире и любви содействовать успокоению умов и сердец, без явного сопротивления нравственной силы: точно мы забыли, что мир и любовь приобретаются благодатными дарами, воинствованием о Христе, достигаются усилиями, что Христос не только принес мир, но и меч, и претерпевый до конца спасется.Мы потеряли ревность воинов Христовых, исчез вожделенный мир, иссякла святая любовь,заключающая в себе закон Христов" Когда он это произносил - на дворе был 1908 год!

Дальняя / 10.12.2009

38. Новое плать короля

Автор прав. Коль речь зашла о сказках, к нынешней ситуации более всего подходит: "Новое платье короля".

37. про выборы на собор

А чего так испугалась Дорогая редакция? Такое предисловие поставила...Про выборы - ведь все правда. Сколько не замалчивай, правда же выйдет наружу.Только исправить со временем будет ли возможно? Если посмотреть публикации епархиальных газет 1916-17 гг - ситуация иногда прямо один в один с современной. И чем все закончилось? Жалко, что труды свщмч Серафима (Чичагова) о приходской жизни так мало известны и уж никак на практике не применяются. А ведь какой владыка был!Епархию всю проехал и в каноническое русло вернул!

Дальняя / 10.12.2009

36. Одинокову В.

(удовлетворенно ухмыляясь:)-Лучше "Калоши счастья": действует отрезвляюще.

Евгения / 09.12.2009

35. Вечерняя сказка для малышей

Ученица: "Хочется Андерсена перечитать". "Дюймовочку", не правда ли?..

Одиноков / 09.12.2009

34. Re: Ветры церковной апостасии

Н-да, подобная статья без явного промысла на обновленной РЛ появиться просто не смогла бы. А ведь автор во многом прав.Хочется Андерсена перечитать.

ученица / 09.12.2009

33. Re: Ветры церковной апостасии

Хорошая статья

Соколов / 09.12.2009

32. Грядёт Восьмой Вселенский Собор?

"Мы живем в ситуации, когда реальную власть в РПЦ впервые полностью осуществляет необновленческая церковная группировка, по большей части представленная т.н. «никодимовцами» - воспитанниками легендарного главы ОВЦС в 60-70-е годы прошлого столетия митрополита Никодима (Ротова)." А что, это действительно так, или автор перегибает? В этой связи всплыла такая вот памятка: http://www.rusk.ru/analitika/2008/09/01/zachem_lyubil_ty_rim_vladyka_nikodim/

31. Благодарность

Провинциал: А Церковь наша воинствующая или толерантная?... - Спасибо за подкинутую информацию. Поставили на Главную своего сайта в раздел новостей. С братским приветом, Матвей (bratstvo.kiev.ua)

30. Одинокову В.

Дорогой Владимир, отсутствие мяса в рационе так странно порой влияет на человеческий организм, что поневоле время от времени приходится быть людоедом. А людоеду ведь не объяснишь, что человек - это все-таки не животное... В сговоре не состою. Будьте покойны:))

Евгения / 09.12.2009

29. Евгении

Евгения, можно ли надеяться, что Вы не в сговоре с уважаемой Редакцией и не являетесь причиной того, что отдельные комментарии на нашем привокзальном форуме не публикуются? И перестаньте, наконец, всё время удовлетворённо ухмыляться... :-)

Одиноков / 09.12.2009

28. Одинокову В.

Существует грань, за которую переходить нельзя, но о. Андрея все чаще за нее заносит:( Это - хамство (не в бытовом понимании, а библейском)...

Евгения / 09.12.2009

27. Кураев о смерти Патриарха Алексия II

Провинциалу протод.Кураев: "Я уже сказал выше, что кончину патр. Алексия я рассматриваю как явное вмешательство Божия Промысла и Его заботу о своей Церкви. Это, может, и не кара за грехи, но призыв Церкви к новому этапу ее истории". http://diak-kuraev.livejournal.com/22289.html?replyto=2693649 Подтекст слов Кураева понятен: Патриарх Алексий вовремя умер, иначе Перестройка в Церкви могла бы затянуться на неопределенное время.

26. Re: Ветры церковной апостасии

Евгении:"Некого Данилова тут справедливо покритиковали (грязью, вроде, никто не поливал)" - Однако назвали его статью "хамством". И нужно быть совсем слепым, чтобы не видеть современных тенденций отступления и стремления наших иерархов к союзу с нечествивыми властями и иудеями.

25. Re: Ветры церковной апостасии

Сельскiй бригадиръ : Кураев против убиенного о. Даниила Добавлю: "Протодиакон Андрей Кураев подвел итог предстоятельства Алексия II: Ошибок и грехов у него было немало" http://pravaya.ru/news/17692

24. Евгении (к слову)

Женя, вот, кстати последний привет от Кураева: http://www.pravaya.ru/news/17692 Человек совершенно слетел с гаек...

Одиноков / 08.12.2009

23. Re: Ветры церковной апостасии

Неужели, уважаемая Редакция, так задумано, что "бедняжкам" здесь зеленый свет, а мои два поста в поддержку Данилова и с критикой совершенно нелогичных комментариев "бедняжек" - не смогли выставить?! Вот уже Евгения удовлетворенно ухмыляясь,и подытожила, что тут, де, Данилова покритиковали... А тут вовсе не Данилова критиковали, -= на минуточку... И Это Вам нравится?!

22. Сельскому Бригадиру.

Уважаемый Бригадир, отец Андрей Кураев в последние годы вообще весьма редко удачно высказывается на злобу дня:( Некого Данилова тут справедливо покритиковали (грязью, вроде, никто не поливал), но это же закономерно: статья-то Даниловым написана, а не о. Андреем;)

Евгения / 08.12.2009

21. Кураев против убиенного о. Даниила

Почему Д.Данилова критиковать и поливать грязью можно, а ЗА ТО ЖЕ Кураева никто не смеет? А ну-ка девушки: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=33280 Мне в этом споре ближе позиция убиенного о. Даниила, а не политкорректного Протодьякона.

20. Re: Ветры церковной апостасии

Хорошая статья. Все правильно. Молодец Данилов! Единственное: с Абхазией - перебор, видимо автор не совсем знаком с реальной ситуацией в епархии.

М.Яблоков / 08.12.2009

19. Re: Ветры церковной апостасии

Не вижу другой цели у статьи, как РАСЧЛЕНЕНИЕ членов церкви. Вместо того, чтобы объединяться в вере и любви для противостояния антихристову миропорядку. Говоря о письме патриарха по поводу ИНН, автор статьи видит причину его написания в заигрывании предстоятеля с паствой, мол, завоевывает авторитет,укрепляет свою "политическую харизму".Здесь на форуме уже говорилось о недальновидности и необъективности в отношении автора ,в частности, к личности убиенного иерея Даниила. То же самое можно сказать и об отношении автора к патриарху. Письмо написано патриархом Кириллом не руководству Федеральной налоговой службы, а уполномоченному по правам человека в РФ В.Лукину о нарушении ПРАВИТЕЛЬСТВОМ конституционных прав верующих, не принимающих документов с антихристовыми цифровыми именами и антихристовой символикой. Таким письмом можно не харизму заработать, а мученический венец. Данное письмо патриарха - это тот случай, о котором в Евангелии написано: "душу свою полагает за овцы своя.."(Ин,10). Наши старцы давно определились по поводу присвоения людям антихристовых цифровых имен (О.Кирилл Павлов, о.Власий Перегонцев, афонские старцы). Хорошо, что определился и патриарх. События последней недели особенно заставляют бодрствовать и трезвиться. А данная статья дает неверные нравственные ориентиры.

Голева Т. / 08.12.2009

18. Хорошая статья

Мне понравилась статья Дмитрия Данилова. Она взвешенная, объективная и трезвая, я согласен с автором

17. статья написана была до убийства

Надо понимать, что статья появилась на Правой достаточно давно - неск. месяцев назад, задолго до убийства священника Даниила Сысоева, Царствие Небесное ему. Просто РЛ почему-то перепечатала ее только сейчас... Помощи Божией, простите.

Алексий / 08.12.2009

16. бедняжке

А что г. Данилов не мужик, а православный критик - простите, не знала. Отмочила. Сморозила. Больше не повторится.

Независимо от существа спора, это запрещенный прием. Характерно. Тяжела кольчужка валькирии. Начинается всё с Брунгильды, а заканчивается Ханумой.

Артур / 08.12.2009

15. Отвечаю Екатерине

Дорогая Екатерина!.. Права на цензуру у меня, я полагаю, точно такие же, как у г. Данилова на суд. Или на форуме все равны, но некоторые равнее? А насчет аргументации - я подожду, пока г. Данилов докажет вескими аргументами свои обвинения. А что г. Данилов не мужик, а православный критик - простите, не знала. Отмочила. Сморозила. Больше не повторится.

бедняжка / 07.12.2009

14. Re: Ветры церковной апостасии

Отвечаю "бедняжке"... Данилов не "мужик", он православный критик, публицист, ученый. аналитик, православный прихожанин., один из ведущих и наиболее явких церковных публицистов. вас, "бежняжка" еще цензором не поставили - напишите аргументированный противовес Данилову, докажите, что все эти лица, кого он упомянул - в бирюльки играют , что никакого модернизма и ничего разрушительного и апостасийного они в Церковь не принесли. Аргументируйте.

13. А истина христианская в хамскую форму облекаться не может!..

Для того чтобы судить "по существу" священноначалие, ПРАВО надо иметь. Патриарха судит Бог и архиерейский собор, а не первый встречный "ревнитель". Кстати о. Иоанн Крестьянкин по этому поводу исчерпывающе высказался, и не один раз. А о.Даниил за свои слова жизнью ответил - на выстрел шагнул, в алтарь прятаться не побежал: а этот господин чем отвечает, чтобы ему верить? Если он хотел указать какие-то, на его взгляд,неверные шаги,так обязательно надо было обхамить всех - от Патриарха до "изнывающей от либидо" молодежи, с которой Патриарх не ЗАИГРЫВАЕТ, а ОБЩАЕТСЯ!..Мне очень нравится эта фарисейская уверенность,что автор неколебимо стоит в Истине - вместе с теми, видимо, кто согласен с его мнением - а "этот народ невежда в законе - проклят он!" И еще, на минуточку: так КЕМ управляется Православная русская церковь?.. Так КТО поставил нам Патриарха?.. Или автор так свят, что способен отличить волю Божию от Божьего попущения?.. Какова ЦЕЛЬ вот этой статьи, а? Вечная диссидентская фига в кармане - мол, нас-то никакая власть не проведет!.. И святителя Игнатия еще приплел к своим домыслам!..

бедняжка / 07.12.2009

12. Re: Ветры церковной апостасии

Скажите, а почему верующие из братской Поместной Православной Церкви (в данном случае Грузинской) названы у вас "братьями" (в кавычках). Видимо, они тоже страшные экуменисты, да? Про голословные обвинения священноначалия и Патриарха уже столько тут в комментах написано, что и повторяться странно.

Русский / 07.12.2009

11. Re: Ветры церковной апостасии

Если основные обвинения к статье - в хамстве, значит, по существу все нормально?

lucia / 07.12.2009

10. Re: Ветры церковной апостасии

//Русофобская паранойя отца Даниила Сысоева// Об убиенном священнике сказать больше нечего автору статьи? Тогда пусть порадуется вместе с "муслимами": http://hunafa.com/?p=2390

Евгения / 07.12.2009

9. Хроники "мутного" времени

"Остерегись желания спасти ближнего,чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается еще часто. Отступление попущено Богом. Не покусись остановить его немощной твоей рукою..." "...спасти ближнего". О Ком идет речь.? О Ближнем. Что Говорит Св. Игнатий Брянчанинов.? Не берись не за свое дело. Спасайся Сам и через то Милостью Божией Явится Надежда на Спасение Ближнего. Все Предельно Ясно и Конкретно. Боговдохновенный Язык,язык Евангелия. Что же предлагает Ув.автор. Бить "врага" его "оружием". "Технологиями". Без всякой надежды на Победу. А "враг"-то кто.? Выходит тот кто предлагает. Потому и предлагает,что страсть как не любит "проигрывать".

Писарь / 07.12.2009

8. хамская статья, честно говоря

"Про кульбиты небезызвестного «отца протодиакона», провласовские «сочинения» прот. Георгия Митрофанова, русофобскую паранойю его преподобия Даниила Сысоева можно даже не упоминать" - мужик, да кто ты такой, чтобы вот так опустить всех сразу?! Молитвенник великий? Новомученик? Святой?.. - чтобы иметь моральное право всех заклеймить, или иерарх - чтобы иметь законное право?!.. Интересно - ревность не по разуму всегда в хамские формы облекается или бывают исключения?

бедняжка / 07.12.2009

7. Вечных праздников ни на одной "улице" не бывает...

Статья серьезная, взвешенная, и, самое главное - правдивая. Поэтому можно не сомневаться, что криков будет - ой, ёй, ёй! Что наблюдается практически сразу же. Но сильно переживать не стоит. "Врата ада", как известно, Церковь все равно не одолеют. Нормальным же людям и сейчас уже многое понятно. А пройдет не так много времени, дойдет и до многих "ненормальных"... Самое же главное, в статье сделаны правильные выводы: стоять в истине, не взирая ни на что! А те, кто воображают себя хозяевами положения, пусть себе "кураевлесятся"... до поры до времени. Все равно, никакие они не "хозяева" а временщики! С поклоном, б.М.(bratstvo.kiev.ua)

6. Дмитрию: даже если все это правда, статья совершенно ужасная.

Тогда нужно так сказать - даже если это все правда, то правда ужасная. и говорить об этом нельзя. Вы ведь это имели в виду? ЕСЛИ правда? А Вы живете в Бразилии?

lucia / 07.12.2009

5. Re: Ветры церковной апостасии

Должны быть очень серьезные причины, чтобы позволить себе ТАК выступать против патриарха. Он замечен в ереси? Нет. Он призывает к чему-то противоречащему Божественным законам? И этого автор не может сказать. Абхазию с Южной Осетией, якобы,"сдал"(хотя это решение было принято еще при патриархе Алексии Втором),написал любезное послание Ющенко, придумал "творческий подход" к молодежи... Просматриваю текст ствтьи - набор штампов: зкуменизм, байкеры, рокеры, Кураев, менеджер, политтехнологии.. Все это автор подкрепил для солидности цитатами из свт.Игнатия Брянчанинова и архиепископа Аверкия. А цель? Несерьезная статья.

Голева Т. / 07.12.2009

4. Антипатриаршая "Правая.ру" верна своему незатейливому репертуару.

Антипатриаршая "Правая ру" верна своему незатейливому репертуру. Старые темы в далеких от виртуозности вариациях. Правда, теперь все это уже напоминает эксгумацию трупа с соответствующим запахом. Предложение автору статьи: опубликуйте списки "благочестивых священников", так уж чтоб наверняка простому неискушенному прихожанину на "супостата-апостата" не нарваться...

Евгения / 07.12.2009

3. Что-то не нравится мне эта статья

Я не очень разбираюсь в поднятых в статье проблемах. Не знаю, насколько они реальны и серьезны. Настораживает то, что автор статьи: - Ставит диагнозы, не обозновывая свои тезисы. Пример: первое предложение статьи. - Цитирует оппонентов, а затем длинным абзацем интерпретирует их слова без всякого соответствия аристотелевой логике. Пример: интерпретация слов Патриарха Кирилла "Церковь не может быть либеральной или консервативной. Церковь может быть только Церковью". Того, что автор приписывает Патриарху, в этих словах просто нет. А без отсутствия отнований следует воздержаться от суждения. Может быть Патриарх и правда так думает, а может и нет - по етим словам об этом судить нелогично. - Применяет эпитеты, которые недопустимы в дискуссии, так как направлены на формирование эмоционального отношения читателя, а не оценку аргументов. Наклеивает ярлыки. Например "слабая попытка", вместо просто "попытка". "Баланс" вместо просто баланса. Извините, но даже если все это правда, статья совершенно ужасная.

Дмитрий / 07.12.2009

2. Re: Ветры церковной апостасии

Что на "Право" давно уже свили гнездо тех, кто хочет ввергнуть Церковь в "демократию" - общеизвестный факт. Но вы-то, дорогая редакция, зачем републикуете агитацию явных врагов Церкви? Это именно враги. Это те, кто клевещет на Патриарха. Это те, кто призывает устанавливать в Церкви "парраллельные и альтернативные связи". Парралельные и альтернативные чему? Иерархии. Самому устройству Церкви. Первым революционером и демократом был отец лжи - тоже хотел устроить "параллельные и альтернативные связи" среди чинов ангельских. Мало было текста с матершиной и с откровенным бредом Савельева, который взялся поучать покойного Святейшего патриарха Алексия, как тому оказывается надо было действовать (слава Богу, хотя бы этот позор не могу теперь найти, надеюсь, что удалили). Теперь с "Правой" ветры задули. В интернете вообще содержится огромное количество гадости, неужели теперь всю ее необходимо тащить на православный сайт?

Филимонов / 07.12.2009

1. А Церковь наша воинствующая или толерантная?

"На Карельском перешейке заложили первую в истории России экуменическую часовню. Она будет посвящена памяти погибших здесь солдат различных вероисповеданий – православных, лютеран и католиков. Последняя война на территории Карельского перешейка прошла в середине XX века между СССР и Финляндией и получила название «Зимней». Будущий храм уже окрестили «часовней толерантности», он будет носить название святого Леонида Египетского. По словам профессора-историковеда Анатолия Кирпичникова, в истории РПЦ это уникальный случай: таких «часовен толерантности» в России пока нет. Примечательно, что часовня заложена по соседству с памятником Ленину (он скрывался в этих местах в 1917 году), на территории исторического музея-заповедника «Якала». "Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участников и гостей Постоянного комитета Конференции европейских раввинов 1 декабря в своей рабочей резиденции в чистом переулке. Во встрече участвовали главный раввин России (по версии КЕРООР) Адольф Шаевич; главный раввин Москвы, глава раввинского суда Москвы и СНГ, председатель Постоянного комитета Конференции европейских раввинов Пинхас Гольдшмидт; главный раввин Киева и Украины Яков Блайх; главный раввин Женевы Ицхак Даян; главный раввин Рима доктор Рикардо Ди Сеньи; генеральный директор Конфренции европейских раввинов Аба Дюннер; президент Евро-Азиатского еврейского конгресса Александр Машкевич; вице-президент Евро-Азиатского еврейского конгресса Эдуард Шифрин; член Совета Федерации РФ, президент Всемирного конгресса русскоязычных евреев Борис Шпигель; президент Российского еврейского конгресса Юрий Канер; директор по международным связям Конференции европейских раввинов Филипп Кармель и другие. Со стороны РПЦ МП, сообщает "Седмица.Ру", во встрече участвовал протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Предстоятель РПЦ МП обратился к гостям с приветственным словом: "Позвольте выразить удовлетворение по поводу этой возможности встретиться с вами. В течение долгих лет, особенно в то время, когда в стране присутствовала коммунистическая идеология, мы, представители традиционных религий России, всегда были..."

Дмитрий Данилов:
Все статьи автора
Последние комментарии
Влияние чипирования на духовную жизнь человека
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-05-25 20:32
Неужто волк?
Новый комментарий от Андрей Карпов
2020-05-25 20:25
Чипирование биообъектов по плану Собянина
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-25 20:25
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-25 19:55
Никита Михалков встал на тропу войны с русофобским меньшинством
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-05-25 19:49
Славянский салют
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-05-25 19:47