Миновало уже 9 дней со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II. Теперь уже можно с горечью признать, что на похороны его съехались знаковые русофобы, а друзья Русской Церкви ограничились своими представителями. Возникает вопрос: а может быть, все так и было изначально задумано, чтобы нынешним административным тенденциям в РПЦ ничего даже потенциально «лишнее» не помешало?
Русь простилась со своим Патриархом. Во вторник, 9 декабря, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После церемонии прощания с пятнадцатым Предстоятелем Русской Православной Церкви гроб с телом Патриарха на руках архиереев был вынесен из храма. В соответствии с собственным завещанием Предстоятель Русской церкви погребен в Благовещенском приделе собора недалеко от раки с мощами своего небесного покровителя — святителя Алексия, митрополита Московского.
Прощание с Патриархом продолжалось с субботы до раннего утра вторника. Проститься со своим Предстоятелем пришла масса верующих. Огромная очередь, опоясывающая Храм Христа Спасителя, шла нескончаемым потоком, который прерывался на лишь на необходимые перерывы, связанные со временем служб. Простоять в этой очереди требовалось не менее 6-8 часов. И тем не менее, люди приходили и стояли. По данным начальника Управления информации и общественных связей ГУВД по Москве полковника милиции Виктора Бирюкова, свыше 100 000 человек пришли в эти дни проводить Патриарха в последний путь. Но на самом деле никто точно не знает, сколько именно человек пришло проститься с Алексием II.
В храме присутствовали Владимир Путин и Дмитрий Медведев с супругами, а также президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент Сербии Борис Тадич и ряд других политиков. Но на самом деле стало известно, что приглашения на церемонию прощания не отправляли ни одному из политиков, хотя этот вопрос обсуждался. Приехали только те, кто сам обратился с такой просьбой. От Украины с такой просьбой обратилась глава президентской канцелярии Раиса Богатырева.
Местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл после прощальной литургии выступил перед паствой с прощальным словом. Он призвал духовенство и мирян идти тем же путем, которым вел паству Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
«Святейший был человек не только национального, но и планетарного масштаба. Свое великое служение он простирал далеко за пределы нашего Отечества. Принося венки ко гробу Святейшего, принесем ему самый главный венок — нашу искреннюю, сердечную молитву, нашу готовность идти дальше точно таким же путем, никого не вздыбливая конфликтами и враждой, не пытаясь утверждать власть силой, но нести людям наши сердца», — сказал митрополит Кирилл.
Напряжение многочасовой поминальной службы дошло до того, что возглавлявшему ее митрополиту Кириллу даже стало плохо, после чего его увели под руки отдышаться. Службу продолжил митрополит Ювеналий до того момента, пока пришедший в себя патриарший местоблюститель не вернулся через полчаса и не сменил владыку Ювеналия. По СМИ поползли зловещие слухи об обмороке Кирилла, которые, несмотря на все опровержения более низших чинов ОВЦС, стали ассоциироваться с определенным нехорошим знаком.
Однако даже без напряжения, царившего в храме Христа Спасителя, всем верующим да и не только им сегодня предельно ясно - той системы сдержек и противовесов, того уровня морального и духовного авторитета, которым обладал покойный Патриарх, больше нет. И посему остается вопрос: а не остался ли после ухода Патриарха лишь «планетарный масштаб»? Потому что национальный масштаб церковной политики сегодня стремительно нивелировался вплоть до отрицательных величин. Это особенно видно даже из прощальной службы в главном храме Москвы.
Как иначе объяснить, что на этой службе присутствовал и даже служил грузинский Патриарх Илия II - человек, который фактически благословил убийц осетинского народа и отказался признать очевидные факты геноцида? Напомним, что Илия II обратился после агрессии Грузии против Осетии с «обращением» к президенту Дмитрию Медведеву. В частности, в том обращении есть следующие слова :
«Как известно, российские самолеты бомбят грузинские села и города, — православные убивают православных! Среди убитых и раненных есть дети, женщины, старики, журналисты... Действия российских военных не являются лишь обезвреживанием военных объектов Грузии, как об этом заявляют русские журналисты.... Средствами российской массовой информации распространяются известия и о том, будто грузины являются оккупантами, которые осуществили геноцид, что, мягко говоря, неправда... необходимо заметить, что Цхинвальский регион, — Южная Осетия является исконной грузинской землей, где основная часть осетин поселилась в XVII веке, а Осетинская Автономия была создана коммунистами в 20-тые годы прошлого века. Поэтому попытка восстановления целостности границ Грузии не должна расцениваться, как нападение или этноконфликт».
Несмотря на эту пощечину России и Русской Церкви, чьи чада гибли под грузинскими пулями, получивших, по некоторым данным, на открытие огня по осетинам «благословение» от ГПЦ, «митрополитбюро» под руководством митрополита Кирилла сделало все возможные пассы, чтобы предать их память. Отказав югоосетинам и абхазам в окормлении, церковная дипломатия РПЦ выказывала вызывающую возмущение многих верующих лояльность патриарху Илии II даже тогда, когда тот демонстративно не приехал вместе с грузинской делегацией в Москву в начале ноября, а отправился в турне по Западной Европе с заездом в Ватикан. Правда, болезнь сердца остановила Илию II в Германии, но от этого чувство, что о Русскую церковь в очередной раз вытерли ноги, увы, не исчезло. Теперь же этот предстоятель все-таки соизволил явиться ко гробу Святейшего, «по случаю».
Вдвойне вызывающе присутствие на литургии во вторник в храме Христа Спасителя вселенского патриарха Варфоломея, в борьбе против которого и планов создания т.н. «Поместной украинской церкви» этим летом Святейший Патриарх Алексий II подорвал последнее здоровье. Более того, по информации ряда СМИ, поступивших утром во вторник 9 декабря, именно патриарх Константинопольский Варфоломей возглавил отпевание Алексия II, что само по себе граничит с кощунством.
Про присутствие видного «европейца» и не менее видного русофоба сербского лидера Тадича можно и не говорить. Но почему не приехали предстоятели древнейших церквей — Антиохийской, Александрийской и Иерусалимской? То ли их испугало соседство с одиозным Варфоломеем, то ли они тем самым выразили свое отношение к нынешней верхушке РПЦ. Впрочем, их могли просто не пригласить.
Но если вспомнить скандал с т.н. «интервью» Иерусалимского Патриарха Филофея, которого местные апостаты, вроде вездесущего «дьякона Всея Руси», кощунственно обвинили в «русофобии» и в том, что патриарх использует зажигалку, чтобы «сымитировать» нисходящий огонь в Великую Субботу, то нечего удивляться, что отношения между Иерусалимским престолом и Русской церковью оказались серьезно испорченными. К слову сказать, Филофей является одним из немногих патриархов-русофилов в православном мире, избранию которого очень долго противился Госдеп США и, тем не менее, его не без русской интриги удалось возвести на Иерусалимскую кафедру. Итог очень простой: на похороны Патриарха Алексия II съехались знаковые русофобы, а друзья Русской Церкви ограничились своими представителями. Возникает вопрос: а может быть, все так и было изначально задумано, чтобы нынешним административным тенденциям в РПЦ ничего даже потенциально «лишнее» не помешало?
Сегодня очевидно, что время ускорило свой бег. В среду 10 декабря стало известно, что Архиерейский собор, который по уставу должен предшествовать Поместному, где изберут нового Патриарха, пройдет в храме Христа Спасителя 25 — 26 января. Об этом сообщил журналистам сам местоблюститель Патриаршего престола митрополит Кирилл после заседания Священного Синода в Даниловом монастыре Москвы. По приблизительным подсчетам, на Собор приедут более 700 делегатов.
«27 января откроется Поместный собор Русской Православной Церкви. Он продлится 28 и 29 января», — объявил местоблюститель. После этого, по словам патриаршего местоблюстителя, 30-31 января пройдет подготовка к интронизации нового предстоятеля РПЦ. Сама же интронизация назначена на 1 февраля.
Любопытно, что митрополит Кирилл сразу же заявил о том, что выборы нового Патриарха не должны уподобиться светской предвыборной кампании и внести разделения в церковную жизнь. «В отличие от государственных кампаний по избранию лидера, церковная обычно проходит таким образом, чтобы само это движение, направленное к избранию нового патриарха, никак не ослабило уз любви и единомыслия», — сказал митрополит Кирилл во вторник вечером по окончании поминальной трапезы по Патриарху Алексию.
Из истории Поместных Соборов, напомнил митрополит Кирилл, известно, что «всякое в прошлом бывало, но как замечательно, когда Церковь, проходящая столь судьбоносный момент своей истории, скрепляемая любовью, оказывается еще сильнее». По словам местоблюстителя, в отличие от людей светских, Церковь возлагает упование в первую очередь на Божью волю. «А для того чтобы она свершилась, мы должны просить Господа, чтобы Он не оставил нас, чтобы не наша, но Его воля свершилась», — отметил митрополит Кирилл. В этой связи вл. Кирилл призвал всех архиереев Русской церкви к усиленным молитвам в период, предшествующий Поместному Собору, чтобы, как сказал митрополит, «опираясь на свою веру, на свое церковное сознание, мы сохранили единство».
Интересно, о каком единомыслии говорит митрополит Кирилл, когда Церковь стоит перед очередным расколом не в последнюю очередь из-за скандальной фигуры самого местоблюстителя, ярого поборника активного экуменизма и сближения с Ватиканом? О каком «неуподоблении» светской избирательной кампании может идти речь, когда в Комиссию по подготовке Архиерейского и Поместного Соборов РПЦ, которая еще не успела собраться, уже вполне по лекалам типичной избирательной технологии включено почти все руководство ОВЦС? Уже понятно, в какую сторону дует ветер.
И о каком «единстве Церкви с народом» призывает митрополит Кирилл, когда сделано все возможное, чтобы голос простого народа не был услышан на грядущем Поместном Соборе так же, как он не слышен и в обычной жизни? О каком «единстве» идет речь, если сотни тысяч писем с недоумениями и болью простых верующих относительно тревожащих их вопросов и ситуации в Церкви, так и остались без ответа? Или речь идет о единстве высшего церковного клира с кем-то еще? Потому как к этому самому клиру простому смертному практически невозможно пробиться, а тем более, повлиять на него хотя бы числом своего мнения. А «диалог Церкви с обществом» и на поверку оказывается диалогом с кем угодно — с власть предержащими и олигархами, с римским папой, с Госдепом США, но только не с народом. Принцип свободы соборных дискуссий, провозглашенный несколько лет назад митрополитом Кириллом, в реальности вылился в принцип свободы закрытого рта, если исходящее из этого рта не слишком вписывается в «нужный» образ Церкви.
Все эти моменты говорят о том, что со смертью Алексия II не только закончилась определенная эпоха, а началась эпоха другая, в котором Русская Церковь рискует стать инструментом в руках внешних сил, инструментом антигосударственнической политики. Уже слышны разговоры о «независимой и сильной РПЦ», которая на практике оказывается удивительно сопряженной с чисто светскими по своей сути проектами создания «толерантного общества» (читай - «Православия») и безликого в этом «прекрасном новом мире» т.н. «многонационального народа». Весьма странная «независимость», когда из уст сотрудников ОВЦС раздаются здравицы в честь победившего на выборах президента США Барака Обамы, проходят встречи с послом США, не говоря уже о визитах одиозных представителей Ватикана и их подозрительных заверениях об общем пути «апостольского престола» и РПЦ «к духовному единству всех христиан».
Да, об этом неприятно и нелегко говорить в эти скорбные дни, но молчать — преступно. Потому что сегодня Церковь стоит на опасном распутье, оставшись без своего Отца. Соблазн этого времени очень велик, потому что он способен привести на патриарший престол силы, для которых все, что связано с Православной Верой как подлинной традицией Русского народа давно является предметом для сомнительных политических манипуляций, если вообще не объектом насмешек. Между тем сегодня наш народ ждет не перемен, не «новых возможностей», не «планетарных масштабов», а просто шанса остаться самим собой. Дай Бог, если этот шанс все же не будет упущен после эпохи Алексия II.
А пока нам остается лишь молиться и уповать на милость Божию, чтобы Господь уберег всех нас от великого зла, нависшего над Русской Церковью.
http://www.pravaya.ru/look/16697