Огромное значение имеет тот факт, что в последний путь 44-го патриарха в Республике Сербии провожало около 200 тыс. человек - столько же людей в Белграде собиралось лишь 23 февраля 2008 г. на протест против провозглашения независимости квазигосударства Косова. Тогда волнения в Сербии проходили повсеместно, сербские структуры безопасности оценивали, что в Сербии ежедневно в связи с провозглашением независимости Косова происходит более 100 потенциально опасных собраний и инцидентов.
Даже в государственном переворороте („цветной революции") 5 октября 2000 года участвовало меньше народа - по оценкам полиции, тогда на улицах и площадях Белграда собралось около 120 тыс.человек. Несколько лет спустя на похоронах бывшего президента Слободана Милошевича 18 марта 2006 г. присутствовало около 80 тыс. человек (хотя власти пытались приуменьшить количество собравшихся и не позволили, чтобы Милошевич был похоронен на белградском Новом кладбище).
На похоронах бывшего премьера Зорана Джинджича 15 марта 2003 г., несмотря на то что власти по поводу его убийства объявили во всей стране трехдневный траур, присутствовало меньше людей, чем на похоронах сербского патриарха или бывшего президента Милошевича. Отпевание проходило на площади перед храмом св. Саввы, которая в несколько раз меньше площади Николы Пашича, где проходил главный митинг прощания со Слободаном Милошевичем. И колонна людей, шедших за гробом Джинджича, была в несколько раз меньше той, что провожала патриарха.
Возникает вопрос: почему смерть 44-го сербского патриарха, 96-летнего старца, вызвала самый большой за последние 20 лет в истории Сербии отклик людей? Тем более что патриарх Павел последние два года был тяжело болен и почти не появлялся на публике. Не был он и любимцем прозападных сербских СМИ из-за своего „национализма". Столь массовому собранию сербов можно дать несколько объяснений.
Патриарх Павел - наследник престола св. Саввы. Каждый серб знает, что именно святому Савве принадлежит наибольшая заслуга в создании самостоятельной сербской церкви и в принятии решения сербского народа об избрании (навсегда) православия, а не католицизма - несмотря на то, что римский папа даровал корону первому сербскому королю из династии Неманичей, Стефану (брату св. Саввы), в 1217 г. Сербы знают, что всего лишь спустя два года Святой Савва „направился в Никею и там ... получил от императора Феодора I и патриарха Манойло Сарантена Хартитопула акт об автокефальности сербской церкви. Этот акт устанавливал право сербских архиереев самим избирать и хиротонисать своего архиепископа без какого бы то ни было участия цареградской церкви и византийского императора. Первым сербским архиепископом император и патриарх посвятили и хиротонисали Савву, в Вербное воскресение 1219 года" (2). Такова православная традиция, которой много веков.
Все сербы знали, что патриарх был не только мягким и доброжелательным, но и исключительно скромным и порядочным человеком. В отличие от некоторых других церковных лиц он отказывался от всех привилегий, пользовался только общественным транспортом, его покои в Патриархии были исключительно скромными. В то время, когда коррупция правит бал в среде сербской элиты, подобные качества более чем редки для общественно значимой личности.
Патриарх был сербским патриотом в лучшем смысле этого слова. В период гражданской войны на территории бывшей Югославии 1991-1995 гг. он открыто отстаивал права сербского народа. В 1995 г. он выполнил великую задачу примирения президента Республики Сербии Слободана Милошевича и лидера боснийских сербов Радована Караджича. Он посещал сербов в Хорватии и в Боснии во время, когда против них воевали объединенные боснийские мусульмане, хорваты из Боснии и Хорватии и НАТО. В то же время он никогда не разжигал ненависть по отношению к другим народам, он пытался вместе с хорватским кардиналом Кухаричем призвать воюющие стороны к мирному разрешению конфликта, хотя хорватские боевики уничтожили его родное село Кучанцы в Хорватии. Так же он вел себя во время агрессии НАТО против Сербии в 1999 г. несмотря на то, что, по свидетельству его соратников, он много раз подвергался физическим нападениям со стороны албанцев, когда был в Косове епископом Рашко-Призренским (с 29 мая 1957 по 3 декабря 1990 гг.)
Сербы знали также, что их патриарх исключительное внимание уделял связям с Русской Православной Церковью (РПЦ), он многократно бывал в России. Отметим, что сербская церковь, в отличие от некоторых других, сохранила единый с РПЦ календарь и никогда, так же, как и РПЦ, не призывала римского папу Иоанна Павла II посетить Сербию. В памяти сербского народа навеки остался исторический и смелый визит Патриарха Алексия II в Сербию во время бомбардировок НАТО в 1999 году.
Эти из памяти народа не вытравит никакая пропаганда.
Вот почему в день прощания с сербским патриархом Павлом, 19 ноября 2009 г., на улицы Белграда вышло огромное количество людей. В патриархе видели вождя - такого, какой необходим стране в тяжёлые времена, перед лицом новых великих испытаний, когда вслед за созданием квазигосударства Косово нечто подобное затевается в другом сербском крае - Воеводине. Сербы нуждаются в достойном, мужественном человеке, который был бы другом России и понимал суть политики Запада в отношении Сербии. Именно таким был патриарх Павел. И люди видят - сейчас такого человека в Сербии нет.
1 Согласно опросу Центра по демократии и правам человека, февраль 2007 г.
2 Историја српског народа. Београд: Српска књижевна задруга, 198. Књ. 1. С. 317.