Отец Сергий Кляев объясняет студентам цель встречи: донести до будущих врачей позицию Русской Православной Церкви в отношении ЭКО, проинформировать их о духовной стороне этого вопроса.
Алексей Сергеев и отец Андрей Евстигнеев рассказывают, что происходит в организме женщины во время ЭКО. Оплодотворяют порядка десяти яйцеклеток, из них отбирают самые "лучшие", затем, как правило, несколько подсаживают в полость матки, а остальные либо сразу уничтожают, либо сохраняют в криокамере. Такая консервация делается на случай "подсадки", если первая процедура не заканчивается беременностью; неиспользованные эмбрионы становятся биологическим материалом для медицины и косметологии.
Родить любой ценой!
Обсуждение темы ЭКО с точки зрения христианской нравственности вызвало в студенческой аудитории большое количество вопросов.
- Но если вы говорите, что все на земле происходит по воле Божией, значит - и метод ЭКО появился с Его ведома? - недоумевает одна из студенток.
Отец Сергий разъясняет:
- Церковь выступает не против новых медицинских технологий. Позиция Русской Православной Церкви отражена в ее "Основах социальной концепции", в разделе "Проблемы биоэтики". Искусственное оплодотворение допустимо только для тех семей, где бездетными являются оба супруга, и только в тех случаях, если при этом не происходит уничтожение эмбрионов, а искусственное оплодотворение происходит половыми клетками мужа (поскольку это не нарушает целостности брачного союза).
Зачастую к ЭКО прибегают семьи, где мужчина не может стать отцом. Тогда оплодотворение происходит с участием донорских клеток, а семьи приходят в медицинские центры с "заявкой" на то, какими качествами должен обладать их будущий ребенок: быть блондином или брюнетом, светлокожим или смуглым. И хотя мужчина-донор заранее отказывается от прав на своего ребенка, а женщина-реципиент обязуется принять ребенка таким, каков он есть, и не предъявлять претензий ни к донору, ни к медицинскому центру, нередки случаи, когда "обманутые" родители подают на них в суд за то, что ребенок не отвечает заявленным требованиям.
А в перспективе, если ЭКО будет применяться без ограничений, о которых говорит Церковь, может возникнуть проблема вероятности близкородственных браков между детьми, рожденными при помощи ЭКО. Ведь донорство анонимно, а от одного мужчины на свет может появиться несколько сотен детей. Так что ЭКО - очередное доказательство того, как благие намерения не всегда приводят к благим результатам.
Заложники эгоизма
Кроме бездетных семейных пар, метод ЭКО весьма популярен и у одиноких немолодых женщин. Личная жизнь не сложилось, и ребенок представляется единственной возможностью "всё исправить", скрасить бесцельно прожитые годы.
Отец Сергий объясняет:
- Нельзя рожать "для себя" - ребенок не является собственностью матери. Рождение ребенка вне семьи является грехом.
Отец Андрей более категоричен:
- Нельзя делать ребенка заложником своего эгоизма. Ребенок не может решить проблемы своей матери, его появление только усугубит их.
Задумываются ли об этом врачи, выписывающие направление на ЭКО? Говорят ли об этом своим пациенткам? Известным фактом является также то, что забеременеть при помощи ЭКО получается не у всех: положительный результат достигается лишь в 30 процентах случаев (при этом стоимость процедуры достаточно высокая: порядка шестидесяти тысяч рублей). Кроме того, такое неестественное зачатие вызывает серьезные осложнения в организме женщины. Да и рождаются "экошные" дети гораздо более слабыми, чем обычные. Несмотря на все это, согласно приказу Минздрава, метод ЭКО является методом, рекомендованным для повышения рождаемости в нашей стране. На создание медицинских центров по искусственному оплодотворению государством тратятся огромные деньги. При этом на семь тысяч беременностей методом ЭКО в нашей стране ежегодно делается около полутора миллиона абортов. Такая вот странная государственная политика... Поэтому Церковь в качестве путей решения демографической проблемы в первую очередь говорит о необходимости поддержки семьи.
Услышав это, студенты продолжают задавать вопросы уже не столько об ЭКО, сколько о семье - ведь очевидно, что в последние десятилетия институт семьи стремительно обесценивается и разрушается. В результате встреча, рассчитанная на час, заканчивается гораздо позже намеченного срока. После окончания дискуссии заместитель начальника отдела по воспитательной работе СГМУ Ирина Валентиновна Редькина замечает:
- Сегодня мы увидели, насколько интересными, важными и нужными могут быть встречи духовенства со студентами. Мы планируем и в дальнейшем сотрудничать с православным студенческим центром во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
Ольга Новикова
Газета "Православная вера" N 21 (401) 2009 г.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
Документ, принятый Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем.
Глава XII. Проблемы биоэтики
Пункт 4. Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время, расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. <...> В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.
В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с "плодом чрева на пользу" супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, "единомыслия душ и телес". Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. <...> Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью.
Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7556&Itemid=4