Христос в Православии открывается и исповедуется как сокровенная тайна и истина жизни, истина, требующая всей полноты жизни в ней, но никогда - как внешняя власть и сила. Однажды и навсегда сказал Он Своим последователям: "Кто хочет следовать за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и ступай за Мной". Именно такая ненасильственность и привлекает молодые души.
Христос и манипуляции
Никогда еще человек не подвергался такому давлению и манипулированию, как в наше время. Мича Попович, выдающийся сербский художник, на одной из своих выставок, представил картину "Манипуляция". На ней изображен человек с завязанными глазами, железной рукой удерживающий за руку другого. Вероятно, художник хотел символически показать страшное насилие над человеком, манипулирование человеческой свободой, совестью и сознанием, особенно в тоталитарных системах и идеологиях.
К сожалению, в истории существует немало примеров манипулирования людьми, не только во имя безбожия, но во имя ложных богов, искаженных понятий о Боге. Красота православного Христа заключена именно в Его бесконечном уважении человеческой личности и человеческой свободы, в Его Божественной деликатности. С другой стороны, это безграничное уважение человека и его свободы обязывает и призывает к такой же безграничной жертве, какой была Христова жертва и Его богочеловеческая любовь. На такой жертвенной любви, безграничном смирении и уважении к человеку Бог созидает Свою Святую Общину, Свою Церковь.
XX век - время свидетельства мучеников
Православная Церковь обладает еще одним свойством, имеющим исключительно важное значение для воспитания молодежи. Православная Церковь от самого начала, по самой природе своей - Церковь свидетельства и свидетелей, Церковь мучеников. Сам Христос - свидетель верный, свидетель Истины, которая - Он Сам, Которую Он Сам свидетельствует распятием и мученической кровью. И подобно Своему свидетельству об Отце Небесном, Своей верности Отцу, верности до крестной смерти, Он посылает в мир Своих последователей, чтобы они стали Его верными свидетелями до конца времен.
Такими свидетелями стали Его апостолы, святые мученики и все святые, одни свидетельствовали о Господе своем словом, делом и мученической кровью, другие тем, что называется "мученичеством совести", бескровным мученичеством, т. е. непрестанным духовным подвигом, терпением, борьбой со страстями, со всяким злом в себе и вокруг себя. Тех, кто свидетельствовал о Христе своей кровью, было множество во все времена, но мы с уверенностью можем сказать, что ни одна эпоха не дала столько мучеников, свидетелей своей верности и любви к Нему, как наше столетие. Миллионы православных христиан, закланных за Христа по всей России, в Сербии - в Ясеновце, Глине (места концлагерей, в которых во время Второй Мировой войны хорватами-усташами были замучены тысячи православных сербов - прим. переводчика), других местах - пример и доказательство тому. И сегодня вся Православная Церковь - живой свидетель Распятого Христа и причастник Его Распятия.
Иерусалимская Церковь - Сионская мать всех Церквей, Антиохийская Церковь, Константинопольская Церковь - мать наших славянских Церквей; не говоря о Русской, Сербской, многих других Поместных Церквях, - не носят ли все они "раны Господа Иисуса Христа на себе" - каждая в свое время гонимая и изгоняемая? Не убелила ли великая Русская Церковь кровью миллионов новомучеников бескрайние просторы России? О мученичестве Сербской Церкви, тысячах православных сербов, заживо погребенных в ямах Глины, Ясеновца, Ядовна сегодня известно всем. Откуда это мученичество Православной Церкви? Единственный правильный ответ на этот вопрос дает святой Макарий Египетский - "Где Дух Святой, там и гонение".
Парадоксальное доказательство Истины
То есть там, где Истина, где истинная Церковь, как носитель и хранитель Духа Святого, там возникают самые страшные гонения, потому что исконная цель зла - изгнание из мира и человека Духа Святого, в Котором полнота жизни и единственное спасение человека и мира. История свидетельствует, что Православная Церковь была и есть гонимая Церковь. Как это ни парадоксально, но это самое сильное доказательство того, что она - Церковь Истинная, что ее действительно ведет и хранит непобедимая сила Духа Святого.
Очевидно, что и сегодняшняя миссия Церкви в мире, так же, как и ее историческая роль, подобно Распятому Христу, имеет спасительное и искупительное значение. Приведем несколько примеров: Распятие, страдание и смерть православного византийского царства и других православных балканских государств в четырнадцатом и пятнадцатом веках несомненно имело спасительный и искупительный характер не только для православных, но и для всех западноевропейских неправославных народов. То, что происходило в далеком прошлом, происходит и в наши дни: кровь миллионов новомучеников - вот та сила, которая не дает Антихристу и его адскому злу воцариться в современном мире.
Пророчества Достоевского
Нельзя забывать, что человеческая история имеет и свой глубокий метафизический план, на котором Церкви отведено место в самой гуще судьбоносных исторических событий, и можно говорить о том, что от ее судьбы зависит судьба всего современного мира. Если Православие выстоит в борьбе против демонического зла, если окрепнет православная вера, возродится благочестие, тогда у мира появится надежда на спасение. Еще в прошлом веке Достоевский, пророчески прозревая грядущие трагические события, провидел силу образа православного Христа, предчувствовал будущую всечеловеческую миссию Православия. Может быть, кто-то, читая пророчества Достоевского, ожидал, что в будущем Православие предпримет неожиданную видимую экспансию в мире.
Надо сказать, что такие ожидания частично оправдались: Православие сейчас представлено на всех континентах. Но не в этом был главный смысл пророчества Достоевского, всю его глубину увидели только духовные прозорливцы. Они поняли, что Достоевский предвидел Голгофу, а не триумф, ощутили, что грядущие времена пройдут для Церкви под знаком Распятия и жертвенной Голгофской любви ко всем и вся, как единственного спасения для человека и всего человечества. Православие сегодня, так же, как когда-то распятый и уничиженный Христос, открывает современному миру, в чем его спасение и полнота. Его "ранами" сегодня, как когда-то Христовыми, исцеляются "раны" мира. Это распятие Православия и жертвенная голгофская любовь, которую православные свидетельствуют собственной кровью, и есть тот елей всечеловеческой любви, "любви, которая не ищет своего", елей, который Достоевский находит и открывает в Православии и православном Христе, который Православие щедро изливает в мир, как единственное лекарство от ран, болезней и зла.
Православные призваны быть свидетелями жертвенной голгофской любви; кто не имеет дара свидетельства кровью, призваны свидетельствовать о ней бескровным "мученичеством совести". Потому что именно этой жертвенной распинающейся Христовой любовью, засвидетельствованной кровью Самого Христа и кровью миллионов мучеников, Его свидетелей верных, будут судимы наши дела, помыслы, вся жизнь на Страшном Суде. Есть ли что-то более значительное и святое для человека, особенно молодого, чем такая жертвенная любовь, которую исповедует и свидетельствует Православие?
Литургия - время учиться у Христа
В заключение подчеркнем еще одно важное свойство Православия, благодаря которому оно вечно возрождается и воскресает. Православная Церковь - Церковь святого евхаристического общения. Христос Своими Телом и Кровью, Которыми мы причащаемся на Литургии, присутствует среди нас и в нас силой Духа Святого. Именно в Литургии Христос является и открывается как жертвенная любовь и вечное человеколюбие, именно на Литургии мы учимся у Него изо дня в день "сами себя и весь живот свой Христу Богу" предавать, принимая от Него Самого эту любовь, как единственный путь жизни, жизни в бесконечном взаимном боголюбии и человеколюбии.
Православный христианин не может жить одной жизнью в Церкви, а другой вне ее. Вся его жизнь, всякое его дело призваны к воцерковлению, освящению духом Литургии. Справедливо сказано, что только тот, кто понимает, что такое Литургия, знает, что такое Церковь, понимает, что значит быть живым членом Церкви. Литургия по самой своей природе вбирает в себя всю нашу жизнь, формируя ее, формируя в нас нового преображенного человека, делая и нашу общность единением в Христовой любви. На Литургии мы в каждом узнаем своего вечного брата во Христе Боге, единственном человеколюбце, на Литургии происходит истинное человеческое единение, настоящее человеческое общение и единение людей с Богом. В Литургии вся жизнь Церкви, жизнь всех ее членов достигает своей полноты и совершенства.
Церковь как евхаристическая община утоляет жажду современного человека, а молодого особенно, жажду истинного общения и единения. Как уже было сказано, в ней открывается и даруется великая тайна самоотверженной чистой любви, как высшая тайна жизни. Весь смысл нашего жития и делания должен быть заключен в воспитании такой самоотверженной любви, она не приходит сама собой, она приобретается непрестанным трудом - личным и соборным, постом, молитвой.
Вот призвание, достойное человека. Оно открывает человеческому бытию вечные и бесконечные горизонты, оно было и остается призывом к людям, особенно молодым, еще открытым и восприимчивым, еще не искалеченным мелочными суетными целями, ко всему, что целостно, вечно и совершенно. Православие зиждется на целостном и вечном, оно зовет к совершенному и бесконечному, в этом заключено его всечеловеческое спасительное значение и единственный свет надежды на будущее мира и человека.
Из книги "Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания".
http://www.taday.ru/text/229190.html