Держаться корней

Совет Европы счел религиозное образование важным

0
454
Время на чтение 5 минут
Комитет министров Совета Европы* принял Рекомендацию по религиозному образованию. В ней четко сказано, что религия может определять мировоззрение человека и мотивировать поступки. Появление таких слов в официальном документе Совета Европы - это настоящий прорыв. Если раньше говорилось о том, что любое религиозное мировоззрения должно выноситься за рамки обсуждения общеевропейских проблем и оставаться всецело частным делом человека, то теперь открыто признается, что религиозное мировоззрение человека - немаловажный фактор общественной жизни. На фоне введения в российских школах изучения основ религиозной культуры и светской этики европейская дискуссия становится для нашей страны предельно актуальной. Так считает постоянный представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы игумен Филарет (Булеков).

В нашей стране сейчас идет широкая общественная дискуссия по поводу введения в школах курса "Основы религиозных культур и светской этики". И то и дело слышатся голоса: "А не лучше ли преподавать детям сравнительный курс всех религий, как это хотят сделать в Европе? Мы ведь светское государство - как же можно изучать религию в школе?! Давайте будем поступать так же, как во всем цивилизованном мире".

И вот тут, с моей точки зрения, необходимо задуматься об одной очень важной вещи, о которой представители Русской Православной Церкви в Совете Европы не устают напоминать: изучать религиозную культуру других можно только после того, как изучишь собственную. И в так называемом цивилизованном мире, которым для нас почти всегда является Европа, это прекрасно понимают. Есть очень интересный пример - Германия. Там появилась проблема, связанная с восточными землями, то есть с бывшей ГДР: в состав весьма религиозной страны ФРГ вошла значительная территория, где вопрос религиозных корней общества десятилетиями не изучался. Для немцев это стало национальной мировоззренческой проблемой, и исправлять ее собираются в том числе и посредством школьного религиозного образования. В ФРГ не сомневаются, что быть единой нацией при отсутствии понимания истоков собственной культуры - невозможно.

В Европе действительно могут смело говорить о межрелигиозном образовании, поскольку традиции образования собственно религиозного (то есть изучения своей веры) там не прерывалась. Например, мало кто знает, что даже в самой секулярной европейской стране - Франции, с ее поистине радикальным отделением государства от Церкви и Церкви от школы, учащимся специально выделяется время для получения религиозного образования, а в частных школах оно является обязательным. То есть возможность изучать свою религию у школьников имеется, а принцип светскости регламентирует только механизм осуществления этой возможности.

В целом же в восемнадцати из двадцати семи стран ЕС религиозное образование является обязательным, в остальных - факультативным, имеющим в качестве альтернативы светскую этику.

В России, как мы знаем, - по-другому. Система религиозного образования у нас последовательно уничтожалась на протяжении многих десятилетий. В этом году исполнилось 80 лет печально известному постановлению советской власти, в котором полностью запрещалось какое-либо организованное религиозное воспитание и образование. Так выросло несколько поколений людей, ничего не знающих о своих корнях, культуре и вере предков. Стало быть, сегодня нам для того, чтобы прийти к европейскому пониманию этой проблемы, нужно в первую очередь озаботиться изучением собственных корней. Поэтому заинтересованность Русской Православной Церкви в теме религиозного образования в рамках Совета Европы - особенная. Когда мы произносим словосочетание "необходимость религиозного образования", то, в отличие от европейцев, подразумеваем не рассказ о разных религиях, а преподавание основ той религиозной культуры, к которой принадлежит учащийся. Содействовать восстановлению такого образования в нашей стране - одна из главных задач Русской Православной Церкви в Совете Европы.

Конечно, присутствие Церкви в международной организации - не панацея, но и в этом направлении нам нелишне прилагать усилия. Ведь европейское пространство включает в себя в том числе и пространство российское. Принимаемые в Совете Европы решения, если они даже и не являются обязательными, все же оказывают влияние на законодательные и общественные процессы в нашей стране. А значит, надо пытаться участвовать в разработке этих решений.

Кроме того, российский опыт может оказаться полезным для европейцев. Ведь для нашей страны мультирелигиозность - дело не новое. Наша страна всегда была мультикультурной. История России в этом смысле служит примером того, как представители разных конфессий мирно уживались друг с другом. У нас есть многовековой опыт взаимной терпимости, к которой в Европе сегодня так стремятся.

Кстати, о том, что такое толерантность, в Европе спорят очень активно. Особенно остро эта тема звучит на фоне проблемы исламской иммиграции. Всем памятны, например, беспорядки во Франции в 2005 году, когда на улицах Парижа жители небогатых пригородов - преимущественно арабы - поджигали автомобили, провоцировали столкновения с полицией. Проблема межэтнических конфликтов оказалась для современной Европы неожиданной. И ее возникновение заставило задуматься о необходимости межрелигиозного диалога, основа которого, по всеобщему признанию, - это терпимость по отношению к человеку другой культуры.

В европейских дискуссиях возникают разные мнения относительного того, как сочетаются между собой толерантность и религиозное мировоззрение. Одни считают, что толерантность означает признание правыми всех, а религиозность, напротив, заставляет принимать для себя только одну Истину. А значит, толерантность исключает религиозность. Другие убеждены, что, наоборот, терпимость по отношению к человеку другой культуры подразумевает необходимость понимания своей собственной. По такой логике, толерантность как раз и рождается из укорененности в своей вере и культуре.

Именно последней точки зрения придерживается Русская Православная Церковь в диалоге с представителями Совета Европы. Веротерпимость - это терпимость именно к вере. Уважение к чужому мировоззрению вовсе не тождественно безразличному допущению того, что каждому - свое. Толерантность не надо путать с равнодушием, иначе это псевдотолерантность. Потому что тогда и уважение к другому оказывается безразличным, то есть неважным тебе самому. А что в таком случае помешает подобным "уважением" однажды пренебречь?

Представитель Русской Право-славной Церкви вошел в состав рабочей группы по вопросам религиозного образования. Задачу воспитания толерантности европейцы связывают именно с изучением религии в школе. Детям нужен предмет, который воспитывал бы уважение к чужому мировоззрению как в этнических европейцах, так и в иммигрантах. Предмет этот, как считают в Совете Европы, должен носить междисциплинарный характер, то есть давать школьникам сравнительный анализ нескольких религиозных традиций по существу.

В принятом документе Совета Европы рекомендуются различные методики. Например, преподавателям предлагалось взять на вооружение метод симуляции. Вообразите: сидят в одном классе православная Таня и мусульманка Фарида. И вот Тане говорят: "Попробуй примерить хиджаб и попытайся ощутить, что чувствует Фарида как мусульманка". Мы, как представители Церкви, пытаемся объяснить, что подобный метод хорош только в случаях, если хочешь вообразить себя английским денди или погонщиком верблюдов в Сахаре. Но он совершенно неприменим, когда речь идет о религиозном мировоззрении. Потому что с точки зрения верующего человека, для которого вера является важнейшей частью жизни, симуляция религиозного опыта - это кощунство.

Одна из задач Русской Православной Церкви в Совете Европы - напоминать, что вера в Бога для верующего - жизнеопределяющий фактор. А ведь когда в Совете Европы обсуждаются вопросы религии, то к ней чаще всего стараются относиться как к набору культурных фактов, совершенно не предполагая, что религиозное мировоззрение для верующего человека - гораздо глубже и больше, чем просто культурная идентичность. Вера для человека напрямую связана с вопросами жизни и смерти и поэтому не может находиться на одном уровне с языком или музыкальными традициями того или иного общества. Религия является для человека высшей мотивацией.



*Совет Европы - старейшая в Европе международная политическая организация (не следует путать с Европейским союзом: это совершенно разные организации). Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. - Ред.

http://www.foma.ru/article/index.php?news=3838
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Филарет (Булеков)
Отношение Русской Церкви к вопросам современного национального и государственного строительства
Доклад игумена Филарета (Булекова) на форуме "Диалог цивилизаций".
13.10.2009
"Проповедь национальной исключительности, межэтническая вражда и ксенофобия являются грехом"
Выступление игумена Филарета (Булекова), представителя Русской Православной Церкви в Страсбурге, на Конференции ОБСЕ по антисемитизму и другим видам нетерпимости<br>(Кордова, 8-9 июня 2005 года)
01.07.2005
Все статьи Архимандрит Филарет (Булеков)
Последние комментарии
Академик К.Я.Кондратьев: наука и любовь
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 09:12
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17