"Будет бабушка помирать - сама попа позовёт"
Важнейшей пастырско-геронтологической ошибкой является представление о будто бы более высоком, по сравнению со средним и младшим возрастом, уровне религиозности стариков. Да, совсем недавно в храмах молились почти исключительно бабушки, реже - старики, совсем редко - молодые. Но не следует забывать, что те старики были рождены в 1890-1910 годах и воспитаны в религиозном детстве. "Младшее поколение" стариков прошлого - дети верующих семей, которые хотя и родились после революции, но унаследовали благочестие предков. Старики же нынешние - люди, родившиеся в страшные 30-е и в начале войны. И если те старики вынесли на плечах тяжесть гонений на Церковь, то нынешние были в числе гонителей. А мы, как прежде, уверены, что "бабушка" или "дедушка" - синоним слова "верующий". Не тут-то было!Они были воспитаны в духе борьбы с Церковью и потребности в религиозной жизни почти не испытывают. Атеизм пожилых и стариков современности велик, старый безбожник ныне явление более обыкновенное, нежели атеист молодой. И наша успокоенность насчёт православности стариков приводит к тому, что именно они уходит из поля пастырского внимания. Мол, они сами всё знают, ещё и нас поучат. А родные уверены: "Будет бабушка помирать - попа сама позовёт". Но наши старики зачастую самые неграмотные прихожане. И умирать умирают, а до попа дело так и не доходит.
Трагедияодиночества
Старость приносит испытания, самое серьёзное - одиночество. Оно возникает, во-первых, после смерти супруга; во-вторых, обычно к старости родители живут отдельно от детей, обзаведшихся своими семьями; в-третьих, старики зачастую ограничены четырьмя стенами, не имея возможности выйти на улицу. Наконец, старик может быть несостоятелен как собеседник из-за снижения слуха. Случайные же собеседники, попадая под водопад его мыслей и переживаний, стараются быстрее уйти, оставляя несчастного вновь наедине с собой. Выход для старика один: найти себе Друга в лице Бога, а задача пастыря и близких - помочь старику в этом. Надо убедить старика, что Бог - Друг, только Он не предаёт, не продаёт, не подводит и у Него всегда есть время для тебя. А поскольку разговор предполагает ответ, надо учить стариков слышать в сердце голос Бога. Ещё способ лечения болезни одиночества - усиление молитвы о сродниках, живых и усопших.Ограничение возможностей "радостей" и "новый характер"
Старение приносит ещё одно испытание - ограничение возможностей: от приготовления вкусного обеда и прогулки до чтения книг и просмотра телевизора. Это для многих настолько болезненно, что лейтмотивом их жизни становится "старость - не радость". Унылое и тусклое старческое существование нередко наводит на мысль о самоубийстве. Что делать? Для неверующих нет ответа. Верующим подсказываю: ограничение возможностей дарит добавочное время, и его можно потратить на то, на что раньше времени не хватало, - на молитву и духовное чтение. Даже тяжкие недуги оставляют возможность для созерцания и богомыслия.Часто мы удивляемся, насколько изменился характер человека за время от пятидесяти до семидесяти лет. "Прямо новый человек", - жалуются близкие. На самом деле старики сохраняют качества души, и врождённые, и приобретённые в процессе воспитания и жизни, но эти качества заостряются, иногда до карикатурности. Бережливость превращается в скаредность, весёлость - в развязность, настойчивость - в упрямство. Но личность, в святоотеческом понимании, не претерпевает изменений. Даже при психофизическом маразме жизнь душевная продолжается - об этом надо помнить медикам и священникам. Порой же старик воспринимается как нечто "вегетативное", и в его присутствии произносятся высказывания, недопустимые ни пресвитерской, ни медицинской этикой.
"Седина в голову..." и "Кто не курит и не пьёт..."
В народе половые проблемы стариков служат источником анекдотов, но это серьёзная проблема. С появлением седины в "ребре" тоже что-то начинает шевелиться. Причины - гормональный дисбаланс, снижение функций организма, духовная распущенность. В результате начало старения характеризуется супружескими изменами, попытками "утверждения собственной нужности и востребованности". Людей пожилого и среднего возраста надо предупредить о такой возможности, насторожить, подготовить. Мужчине нужно смириться со снижением способностей определённого характера, а женщине - со снижением привлекательности. Старикам необходимо уяснить, что плотские утехи - удел более молодых.Сочинённая острословами фразочка "Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт" вызывает смех. Удивительно, но даже священники и врачи смеются. Зря смеются! В этой фразе заключена огромная мудрость и величайший потенциал для воздействия на больного или пасомого. Ведь небрежность в отношении собственного здоровья рано или поздно бумерангом ударит - кого в голову, кого в печень, кого в лёгкие... Но не это самое главное. Мы просим о безболезненной, непостыдной, мирной и - это особенно важно! - христианской кончине. Согласитесь, легче умирать тихо, после покаяния и напутствия Святыми Тайнами, чем в муках и страданиях. Но процитированная мною фразочка тоже приучает к мысли о смерти, однако о смерти, которая обусловлена только жизненными обстоятельствами, не предлагая никакого утешения.
Таинство смерти: этапы, подготовка
Рано или поздно, но человек приближается к благословенной черте, за которой остаётся суета земной жизни. Велемудро устроенная Богом как врачество для согрешивших от Адама и доднесь ("Возмездие за грех - смерть" (Рим.6:23), смерть встречает человека. Стариков же и пожилых она ждёт особенно "любезно".Можно выделить несколько стадий подготовки к умиранию.
I стадия - несогласие и уединение, когда возможность близкой смерти отрицается всеми силами. Самообман старика вселяет в его душу иллюзию продолжения жизни. И если пастырь или врач приходят в это время, старик охотно говорит с ними, но лишь чтобы его уговаривали в смерть не верить. Любой же реалистичный разговор становится ему тягостным. Тут следует быть очень осторожным, чтобы навязывание пастырской помощи не отвратило старика от Церкви раз и (увы!) навсегда.
II стадия - гнев. Несогласие с положением вещей может вылиться и в ропот, и в хулу, а потому у священника должно хватить мудрости смиренно ждать, не навязываться, а молиться об умирающем, чтобы Господь исцелил сокрушение его сердца.
III стадия - переговоры (торговля). Многие старики, видя, что гнев положения не меняет, а смерть приближается, начинают "торговлю" с врачами и с Богом: "Я буду молиться и подавать милостыню, а Ты мне дай ещё пожить". Старик сам зовёт священника, но эта религиозность неглубокая. Впрочем, иногда так начинается серьёзное знакомство с Церковью, с верой, с Богом. Главное - не обнадёживать зря старика обещанием исцеления, а внушить мысль, что всё должно протекать так, как угодно Богу, Который лучше знает, как и что для нас душеспасительней.
IV стадия - депрессия. Старик болезненно переживает прощание с миром - потери сущие и грядущие. От того, как это происходит, нужно активное или молчаливое присутствие рядом кого-то из родных. В этот период возможно приобретение глубокого религиозного опыта, и велика роль пресвитера или верующего медика.
V стадия - смирение, согласие. Это период покоя перед большой дорогой. Старик чаще пребывает внутри себя, неохотно говорит. Хорошо, если священник, вместе с близкими старика, молится у его постели до самого момента смерти. Молится не только об отпущении души, но об укреплении в вере и вразумлении. Ведь для большинства современных стариков проблема смерти стоит совсем не так, как стояла сто лет назад. Для него, нецерковного или маловера, вся ценность жизни заключена в ней самой.
Тысячу раз неправы утверждающие, будто многие из стариков, особенно длительно болеющих, "лежачих", хотят умереть. Нет! У врачей, работающих со стариками, есть мрачноватая шутка: "Пока старику терпимо, он всё просит: "Дайте мне смертельный укол, прекратите страдания", а вот как только становится действительно худо - сразу вопиет: "Спасите! Жить хочу!"
Старики хватаются за любые возможности продлить свои дни - с одной стороны потому, что слишком любят земное, с другой - потому что не ведают небесного, за гробом для них темно и страшно. Это следует учитывать и показать старику благость Божию: мы крестились во Христе, значит, смерть и радость воскресения у нас с Ним общая. Как говорил ап.Павел: "Жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Флп.1:21). Но, обратите внимание, Христос говорил о причащении Святых Тайн как об условии и вечной жизни, и воскресения. Поэтому Причастие способно оживотворить душу и тело старика и дать ему надежду жизни вечной.
Записала Ирина РУБЦОВА
http://pravpiter.ru/pspb/n213/ta012.htm