Воспоминания о приснопамятном митрополите Иосифе (Чернове)

Новости Москвы 
0
115
Время на чтение 8 минут
4 сентября 1975 г. отошел ко Господу приснопамятный митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). Владыка отсидел 20 лет в советских лагерях, чудом избежал фашистского расстрела. При этом никогда не унывал, охотно утешал других и даже юродствовал. Множество людей сохранили воспоминания о его прозорливости, смирении и великой силе молитв. Предлагаем вашему вниманию фрагменты воспоминаний игумении Верхотурского Покровского женского монастыря Софии (Любых), знавшей митрополита Иосифа долгие годы.

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов)В 1956 году я стояла в Петропавловском соборе на ранней литургии, которая шла в правом приделе в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Ко мне подходят и говорят: "Нина (мое мирское имя), какой-то архиерей приехал". Я пошла в центральный придел апостолов Петра и Павла и увидела стоявшего у иконы владыку, с короткой бородкой, одетого в такой невидный подрясничек. Служба закончилась, люди стали подходить к нему, и я подошла тоже взять у него благословение.

***

Как-то, когда владыка служил еще в Петропавловске[1], при благословении он немного задержал мою руку. Я такую ощутила благодать, что думаю: "Так и пошла бы всю жизнь за владыкой". Так оно и получилось. Я стала чаще бывать в храме, потом пришла уже в храм работать. Монашество по его благословению приняла, по его молитвам, хотя я и не помышляла об этом. Однажды, уже в Алма-Ате, сидели мы за столом: владыка, я и монахиня Ольга, которая находилась при владыке. Владыка говорит: "Мать Ольга, давайте пострижем Нину в монашество!" Я думаю: "Чего это владыка придумал?". А мать Ольга в ответ: "Да, да, владыченька". Владыка: "Сразу в мантию пострижем". Мать Ольга: "Да, да, владыченька". Владыка: "А какое мы имя ей дадим?.. Подумать надо". И не сказал. Но как-то выразился: "Премудрой будешь[2]". Этим уже все сказано.

***

Наша семья помогала владыке, поддерживала его. Мы делали уборку, мама готовила для владыки пищу. Корова у нас была, молоко ему всегда приносили. Папа рыбачил и свеженькую рыбку ему приносил.

Когда владыка приехал в Петропавловск, у него не было ни панагии, ни креста. Муж моей сестры был ювелиром и сделал для него крест и панагию. Облачение для него мы здесь новое пошили, у него после заключения ничего не было. Владыка приехал из Кокчетава в единственной ряске. Было у него только старое льняное облачение (это было первое его облачение, которое ему в 1932 году в Таганроге сшили. Его я храню сейчас, как святыню). И по его образцу мы сшили для владыки новое.

***

В Петропавловске жили две ссыльные монахини - старшая Мария и младшая Христина. У Марии как-то ночью случился сильный сердечный приступ, лежала уже полумертвая. Христина со слезами побежала к владыке Иосифу и просит помолиться за болящую монахиню Марию: мол, она умирает. А он ей: "Да она еще будет с нами в соборе молиться!". И действительно, прожила Мария еще 15 лет, а первой умерла Христина.

***

В августе 1970 года матушка Татиана из Петропавловска собралась съездить в Алма-Ату к владыке Иосифу. У отца Николая, ее супруга, как раз выпала неделя отдыха, и он ее отпустил. Она пригласила с собой матушку Евфросинию, и они поехали.

Приехали, владыка их радушно встретил, завязалась беседа. Владыка спрашивает об отце Николае, служит ли он. Матушка отвечает, что сейчас, в настоящую неделю, он отдыхающий и поэтому ее отпустил. А владыка отвечает матушке, что в настоящий момент отец Николай отслужил литургию и уже читает акафист Матери Божией. И пропел запев этого акафиста. Но матушка подумала, что владыка шутит.

Вечером за ужином владыка спрашивает у матушки: "А умеет ли отец Николай варить кашу?". Сам улыбается и тут же говорит: "Так много он наварил каши! Из одной кастрюли в другую перекладывает, вот так наварил каши!".

В день отъезда владыка интересуется, как матушки будут возвращаться домой - самолетом или поездом? Они отвечают, что самолетом. Владыка говорит: "А может поездом?". Но они уверенно говорят, что самолетом, так как им надо срочно быть дома. Владыка им опять: "А может и самолетом, и поездом?". Но они настаивают, что только самолетом.

Вот подошло время, надо уезжать. Владыка опять напомнил им, что "и самолетом, и поездом".

Когда матушки приехали в аэропорт, то оказалось, что рейс на Петропавловск по каким-то причинам отменен. Тогда у них возник между собой спор. Матушка Евфросиния говорит, что надо ехать поездом, а матушка Татьяна отвечает, что поездом ехать не хочет, потому что это долго. Здесь они услышали, что объявляют рейс на Омск и решили лететь в Омск. И, прилетев в Омск, они уже оттуда поехали поездом в Петропавловск. Тогда вспомнили слова владыки.

Рано утром матушки приехали домой в Петропавловск. И здесь матушка Татьяна узнала, что отец Николай действительно служил литургию и читал акафист Матери Божией, о котором говорил владыка. А когда решили позавтракать, отец Николай сказал, что он наварил много каши, ел ее всю неделю и даже сейчас еще есть эта каша: "В кастрюле варил кашу, она стала выпирать, решил во вторую кастрюлю переложить. Так что каши много, на всех хватит!".

***

Август 1972 год. За обедом владыка к нам обращается (человека четыре сидело за столом): "Матери, говорят: владыка прозорливый! Матери, говорят: владыка прозорливый!". Смотрит на нас, улыбается, продолжает: "Вот сейчас Вася позвонит владыке и скажет, что у него сын родился. А владыка спросит: "А как назовешь?" А он ответит: "Сережей"". Мы слушаем Владыку и тоже улыбаемся. И минут через 15-20 раздается телефонный звонок. Владыка смотрит на нас, улыбается, протягивает руку, снимает трубку: "Алло! Да, владыка слушает. Вася! Что такое? Сын родился!? Поздравляю, поздравляю! А как назовете? Сережей!? Хорошо, хорошо! Поздравляю, поздравляю! Ура!". И положил трубку.

***

Как я знакомилась с Джерри. Сидим мы в столовой, владыка зовет: "Джерри!" Открывается лапой дверь и входит здоровенный пес. А я уже дрожу - сейчас на меня налетит! Владыка говорит: "Вы угостите Джерри. Джерри любит конфеты". Я беру конфеточку, еще больше дрожу - нужно в пасть этой собачке конфету положить. Джерри открывает пасть, высовывает язычок, я кладу конфетку, он - ам! Проглотил. И еще просит. Потом уже и прянички в ход пошли, и все. Владыка: "Ну, Джерри, это уже не хорошо. Вас угостили, идите на место" - так на "вы" к нему обращается.

***

Владыка говорит однажды: "Мать! Я обидел двоих. Вышел я погулять по улице (уже в Алма-Ате на Минина), бежит маленькая девочка, школьница лет восьми, подбежала: "Дедушка, Вы знаете, что человек от обезьяны произошел?" А я удивился: "Да?! А я же не знал! Это правда?". - "Да, да, это правда! Нам учительница говорила, что человек от обезьяны произошел!" - "Да?! - я еще раз удивился, - ну, тогда передай привет своей мамочке-обезьяночке!". - "Как?! Моя мамочка не обезьяночка!" И убежала с плачем". Вот такие вот вещи.

***

Владыка часто сам готовил обеды для гостей. Однажды нас с матерью Ольгой отправил на службу в собор, а когда мы вернулись - стол накрыт, все на нем парит - и супы, и каши. И такой кисель сварил ароматный! Мы сели за стол, думаем: "Кто же готовил?". А он, радостный, говорит: "Владыка сам готовил! Матери, владыка сам готовил обед для вас!". Так умел угощать.

***

Еще владыка часто баловал почтальонов. У него такое секретное место было в заборе, он каждый день туда рубчик клал. Те приходили, оставляли почту и рубчик доставали. Это была его тайная милостыня.

***

Вспоминая однажды на проповеди сорок мучеников Севастийских, мучимых холодом, владыка говорил: "Я знаю одного архиерея, который муки холода на себе перенес. Его забрали из дома зимой в одном подряснике и посадили в холодную камеру, в которой продержали 66 суток. И вот в какой-то момент он понял, что замерзает. Встал на коленочки и так молился, что почувствовал теплоту. Он согрелся и остался жив".

***

Владыка очень почитал преподобную Пелагию и великомученицу Анастасию Узорешительницу. Бывало, в проповеди он говорил о том, что ему знакомо, что значит сидеть в тюрьме и ждать, когда тебе принесут кусочек хлеба и глоток воды. При этом у владыки всегда выступали на глазах слезы. Он очень горячо молился великомученице Анастасии. В дальнейшем, когда он был назначен на Алма-Атинскую кафедру, в своей домашней церкви владыка всегда служил в день памяти этих святых.

***

Еще он рассказывал один сон, который видел в заключении: "Я нахожусь в каком-то незнакомом городе. Сажусь на автобус, он спускается под гору. Под горой стоит белый высокий собор. Я захожу в него и начинаю богослужение". И когда владыка получил назначение в Петропавловск, он, приехав сюда, сел в автобус, поехал по городу, а когда спустился в подгорную часть, увидел тот самый собор! Это был собор апостолов Петра и Павла, который впоследствии стал кафедральным собором.

***

В 1973 году я приехала к владыке в Алма-Ату. Он говорит: "Вот, не знаю я жития блаженной Ксении Петербургской". Я говорю: "Владыка, у меня есть книга". - "Вы мне ее привезите, я хочу ее почитать". В следующий приезд я привезла ему эту книгу. Он прочитал ее и мне вернул. В эту книгу он вписал своей рукой: "В 1919 году, в Страстную неделю, я так прострадал, но, будучи иеродиаконом, служил в архиерейской церкви г. Таганрога. Владыка Арсений уехал к Светлой заутрене на Пасху, мне сказал: "Умри у Престола Божия". Во время Херувимской на Пасху нарыв прорвался и эмульсия, т. е. гной, потек по стихарю". Это чудное исцеление во время литургии владыка записал на листке бумаги и вклеил в книгу в том месте, где описывается чудо, происшедшее по молитвам блаженной Ксении с девочкой, страдавшей от такой же болезни.

***

Мачеха владыки была очень религиозная и строгая. От нее Ване[3] часто доставалось, потому что он в детстве много шалил. Мать всегда возила в корзине белье на речку[4] стирать. Ваня ей помогал. Там на мостике женщины (и еврейские в том числе) белье стирали и полоскали. И дети еврейские бегали здесь же. "Я подбегу, - рассказывал владыка, - и - шлеп! В воду столкну еврейского мальчика и давай его "Во имя Отца! И Сына! И Святого Духа!" крестить! Мать подбежит и меня шлепнет мокрым бельем по спине. А еврейские матери кричат: "Что твой Ваня делает! Наших детей крестит!" И впоследствии - продолжал владыка Иосиф - мне приходилось на Урале, в Челябинске, крестить еврейские семьи".

***

В Алма-Ате к владыке пришла р. Б. Александра. У ее родственника, который живет за границей, врачи обнаружили злокачественную опухоль и объявили, что его состояние безнадежное. Он написал Александре в Алма-Ату, а она пришла с этим письмом к владыке, плачет, просит помолиться. Владыка ей говорит: "Будем молиться вместе". И потом получает Александра от родственника другое письмо. Он пишет, что болезнь исчезла и он здоров. Александра пришла с письмом к владыке и принесла также посылочку, которую родственник для владыки послал.

***

Владыка говорил: "Пока я жив, все будет по-хорошему, матери, все будет по-хорошему, пока я жив!".

***

Когда я приехала в 1974 году, владыка стал уже слабеть и часто недомогал. И вот подходит суббота, надо ко всенощной ехать, а он не может, говорит: "Матери, идите, а я не могу служить". Мы с матерью Ольгой собираемся, идем. Не успели еще дойти до собора, смотрим: по улице Космонавтов машина владыкина проехала, поворачивает и - прямо к собору! Владыка приехал!

***

В 1957 году в Петропавловске мы шили для владыки облачение вместе с портнихой Александрой Васильевной. В 1974 году Александру Васильевну парализовало. Она жила одна, ее посещали верующие. Я тоже приходила к ней. Она мне говорит: "Нина, напиши владыке письмо, пусть он помолится, чтобы я выздоровела". Я написала, и владыка ответил ей: "Будем умирать вместе. Доброй, многоплачевной Александре Васильевне... Пасха, 74 год". И что вы думаете? 26 августа 1975 года Александра Васильевна умирает. Владыке дали телеграмму: "Умерла Александра Васильевна". 28 августа на Успение Божией Матери ее отпевают в храме и хоронят. В этот день владыка Иосиф служит свою последнюю литургию. 3 сентября ей отмечают 9-й день, а 4-го - умирает владыка. Так сбылось его пророчество.

Владыка знал о приближении своей смерти. Когда он дарил свою фотографию архимандриту Кириллу, он надписал ее: "Отцу Кириллу Целиноградскому. Митрополит Иосиф. Снимался месяц тому назад. Последняя! 1975 г., май".

Игумения София (Любых)
Подготовлено по материалам книги "Свет радости в мире печали. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф", Москва, Паломник, 2004

http://www.pravoslavie.ru/put/3597.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумения София (Любых)
Все статьи Игумения София (Любых)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51