Отец Георгий, расскажите о взгляде православного богословия на Таинство Крещения.
Священное Писание повествует о том, что первым людей крестил пророк Иоанн, которого в последствии стали называть Иоанном Крестителем. Было это на реке Иордан в начале новой эры. Именно Иоанн Креститель, прополведовал пришествие Мессии. В 30-летнем возрасте Иисус Христос пришел на Иордан и попросил Иоанна Его крестить. Православное богословие рассуждает о том, что Господу не было нужды креститься. Дело в том, что Христос крестился не для того, чтобы очиститься от грехов. Он как раз наоборот пошел в воды Иордана, чтобы взять на себя грехи всего мира, Он служил неким абсорбентом, который впитал в себя всю эту греховность, не будучи к ней сопричастным. Собственно, эти грехи Он пригвоздит на кресте... Именно с крещения у Христа начинается его Голгофа - Мессия идет в пустыню, где искушается дьяволом, после выходит на общественную проповедь...и через три года Он приносит жертву на кресте.
Христиане крестились с самого начала Христовой проповеди. В Евангелии сказано: "если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье" (От Иоанна, 3 глава, 5 стих). Поэтому быть христианином и не быть крещенным - это нонсенс, - убежден отец Георгий.
- Отец Георгий, допускает ли православная церковь, чтобы крестным отцом или матерью был человек другого вероисповедания?
Это исключено. Функция крестных - не в том, чтобы быть живыми подставками для малыша. Для этого достаточно было просто поставить коляску. Исключено, потому что речь идет о поручительстве за малыша верующих православных христиан. Родители должны понимать, что если они действительно хотят получить крестных, то надо доверить свое чадо верующим людям, с которыми они в хороших отношениях, потому что речь идет не о разовой процедуре "покрестили - и забыли". Человек на протяжении многих лет должен приходить в ваш дом и и принимать участие в воспитании в христианской вере вашего ребенка. При этом учитывайте, что одного только факта крещения в православии для крестных недостаточно. Желательно крестным родителям знать основы христианской веры, жить по Заповедям и молится. Поймите: трудно учить кого-то, не зная самому основ веры. Человек другого вероисповедания или атеист не научит по-православному молиться, соблюдать православный пост, ходить в храм, где совершаются православные Таинства.
- Может ли крестить супружеская пара одного ребеночка?
По православной традиции для мальчика необходим один восприемник - крестный-мужчина, для девочки - женщина, она восприемница. Формально крестным считается тот, с кем он одного пола. Традиция того, что человек имеет и крестного и крестную, а родители - так называемых кума и куму - это наша русская традиция. В народе рассуждали так: если есть папа, то должна быть и мама. Но на практике священник в случае отсутствия у мальчика крестной матери, спокойно крестит малыша. А вот в храмах на западной Украины выстраиваются до семи пар крестных. По этому поводу я шучу, что "у семи крестных дитя без крестика бегает". Чаще всего потом не найдешь, кто же занимается духовным воспитанием ребенка.
Так что, если пара, состоящая в браке, крестила ребенка, то на ребенке это никак не отразится. Ребенка перекрещивать не будут, это исключено. Хотя народная традиция настолько сильна, что настаивает на том чтобы кум и кума не были супругами и даже ставит препятствия к дальнейшему их вступлению в брак.
- Так это не правда, что куме и куму нельзя разделять постель?
На этот счет есть определенные заблуждения. Бывают ситуации, когда крестят парень с девушкой, потом влюбляются и хотят создать семью, но многие считают, что поскольку они объединены между собой как кум и кума, то не могут пожениться. На самом деле препятствия есть только в некоторых случаях.
Так, в церковных законах четко прописано и это очень серьезный момент, что крестный не может быть мужем мамы мальчика, которого он крестил, то есть своего крестника, в любом случае, даже если она стала вдовой. А крестная не может быть супругой отца девочки, которую она крестила. Если у девушки крестником является мальчик, то в этом случае как я и говорил, она может быть супругой отца ребенка. В этом случае крестная немножко с боку припеку (смеется). В остальных случаях все разрешено. Даже крестная мать может замуж выйти за своего крестника. Всякое бывает.
Народное понимание законов духовной жизни иногда приводит священников в ужас. К примеру, говорят, что нельзя крестить детей у тех родителей, у которых ты уже и так являешься крестным, скажем первого ребенка, или кум и кума не могут пожениться и так далее.
- Можно ли отказываться быть крестным ребенка? Говорят, если родители просят крестить дитя - отказывать нельзя.
Если вы изначально не готовы стать крестным или крестной, то не надо ими становиться. Все равно ответственность за ребенка несут оба крестных родителя. Человек должен понимать, что он имеет право отказаться быть крестным. Становясь крестными, вы словно усыновляете человека. Каждый должен понимать, что необходимо брать на себя столько, сколько он сможет потянуть. Потому что в итоге будет так, что крестник ваш будет недолюблен, недоласкан. Я не раз слышал от некоторых крестных слова, брошенные с некой гордостью, типа "а у меня десять крестников". А если спросить у него: "А помнишь ли ты как их зовут? А молишься ли ты за них? А знаешь ли ты их дни ангела? И вообще, когда ты ходил в гости к крестнику, брал его за руку, приводил на Причастие в церковь?" Тот, кто чувствует, что не может понести на себе этот крест - не должен на себя его брать. Кстати, по этому поводу переживают как раз люди верующие, а не маловерующие, которых чаще беспокоит, что им придется стоять в храме 45 мнут и слушать, как батюшка читает "морали". Кстати, священник иногда пользуется этим моментом, чтобы хоть как-то наставить крестных родителей на путь истинный. Но некоторые крестные для смелости выпивают перед крещением 100 грамм, а потом приходят в храм с и таким дурашливым выражением лица смотрят на батюшку. Ты смотришь на все это и думаешь, "бедный этот ребенок, которому достался такой крестный". Такое поведение крестных, как правило, обижает священнослужителей.
- Во время обряда крещения священник отрезает часть волос у человека, которого крестят. С чем связан такой обряд?
Прежде всего, с символикой послушания Церкви. Постриг волос совершается три раза в жизни человека. Первый раз во время крещения, второй раз, если он принимает монашеский чин, и третий - если человек становится священнослужителем. Однажды этот чин (постриг) прошли все христиане, некоторые два, другие - три раза. Я - два раза, на крещение и когда принимал священный сан. Это знак нашего крайнего послушания к Богу, потому что человек в принципе в жертву ничего не может принести Ему, потому что все в этом мире и так принадлежит Господу. В древнейшей символике, постриг волос настолько саральная вещь, что прикасаться к волосам могли либо жрецы, либо близкие члены семьи.
- С какой целью во время крещения человеку дают второе имя, если его имени нет среди православных святых и мучеников?
Человека крестят во имя Отца и Сына и святого Духа. Дают не вторые имена, а дают имя в крещении. Во-первых, если это младенец, то имя ему в этот момент собственно и дается. Если родители уже зарегистрировали ребенка в РАГСе, а аналогов имени нет в церковных святцах, тогда имя подбирают в церковных святцах. Понимаете в начале христианской эпохи не было ни одного святого, иначе все бы христиане были бы Мариями и Иоаннами... Крестили человека с тем именем какое у него было, но со временем традиция того, чтобы был тезоименитый, то есть одинаковый с тобой имени святой и он же твой небесный покровитель, закрепилась в традиции.
- В тоже время, некоторые батюшки утверждают, что наоборот, нельзя давать второе имя, потому что когда ангел придет, он не будет знать под каким ты именем, у тебя же их два.
Ангел, думаю, знает немножечко больше чем мы с вами вместе взятые. Если вы всю жизнь называете кого-то "лапочка", "зайчик", я думаю, ангел не ошибется, найдет того, кого надо.
Я бы крестил всех с теми именами, которые у них есть. Просто возникает проблема на стадии практического благочестия, когда с каменным лицом свечница в храме говорит: "такого имени нет". А ты говоришь, что тебя крестили Станиславом! В ответ: "такого имени нет". А для человека диагноз - "такого имени нет", свидетельствует, что такого и человека нет. И здесь можно сказать, что иногда народное благочестие жестко рубит.
- Некоторые родители считают, что их ребенок только будучи взрослым должен сам принять решение: креститься ему или нет. Как Вы считаете, есть толика правды в этом?
Таким родителям я предложил бы быть последовательными в этом плане. А именно: отказаться от прививок, потому что это тоже насилие над ребенком - может, ребенок не хочет, чтобы его прививали; затем отказаться от того, чтобы отдавать свое дитя в школу - тоже насилие; не менять памперсы - может ему так теплее; а при заболевании объяснить малышу, как действует таблетка на организми, - если ребенок поймет, то следует дать ему таблетку, если нет - не давать. Как правило, родителей, которые так поступают, либо лишают родительских прав, либо отправляют в сумасшедший дом. Рассуждать насчет крещения как о нарушении свободного выбора человека? Давайте тогда не учить детей языку, среди которого они живут, пускай растут Маугли, и, когда они подрастут - пусть сами выбирают, изучать русский или хинди. С чего мы решили, что в 18 лет человек становится взрослым? Некоторые и в 60 лет еще дети, а другие и в 7 лет рассуждают как взрослые.
Мы крестим младенцев для того чтобы очистить их от греха и сделать членами Церкви. Ведь зло не спрашивает большой человек или маленький, умный ли не очень. Грех хочет сделать человека своим рабом, а Церковь дает возможность в Крещении избавиться от этого рабства.
- Какой смысл вкладывает церковь в Таинство Крещения?
Таинство Крещения - это духовное рождение человека. Глубока символика этого Таинства. Во время крещения мы фактически человека топим, таким образом, он умирает для греховной жизни. Младенцев во время крещения погружают в купель, а взрослых в крещальню, по-гречески - баптистерий. Крещальню или по иному купель всегда устанавливали в храмах, она либо круглой формы, либо в виде креста. В чем-то купель напоминает человеческую утробу, ту стихию, в которой он, собственно рождается.
Фактически можно сказать, что человеку в Таинстве Крещения сообщаются все силы, для того чтобы он мог бороться с грехом. Во время Крещения прощаются грехи: если это младенец - первородный грех, если взрослый человек - то все грехи до крещения.
Кстати, интересный момент в жизни был у власть имущих. Многие императоры оттягивали Таинство Крещения до последнего - они хотели умереть и быть безгреховными. Слава Богу, если человек успевал вовремя покреститься и очиститься от греха, но риск всегда состоял в том, что никогда не знаешь, когда дух оставит тело.
- На Руси первым принял крещение князь Владимир. Существует легенда, что, выбирая веру для Руси, он рассматривал иудаизм, ислам и христианство. Ислам ему якобы не понравился, потому что запрещал пить вино. В итоге, князь выбрал христианство. Обоснуйте, почему, по Вашему мнению, Владимир сделал правильный выбор?
Такая легенда ходит. Хотя надо сказать, что на Руси вина не было, были хмельные напитки по крепости напоминающее слабоалкогольное пиво. Учитывая, насколько это серьезный политик и личность, осуществивший серьезные государственные реформы, наверное, такие примитивные вещи во главу ставить не стоит... По меткому заявлению христианского философа и учителя Тертулиана "каждая душа по своей природе христианка". То есть душа все равно стремится к истине. Христианство дает человеку гуманистическое и эстетическое удовлетворение, потому что иконы, храмы, богослужения, песнопения, это еще и огромный культурный пласт, всего этого не знала Древняя Русь. Князь Владимир - это, прежде всего, человек, независимо от того, какой властью или политическим положением он обладает. И он сделал личый свойственный, всем людям выбор. Владимир уверовал - как уверовала простая крестьянка или слесарь...
- Как происходило крещение людей на Руси? Народ действительно сгоняли в реку Днепр для крещения?
Вполне возможен и такой исторический факт. Но я склонен верить фактам, подтвержденным первоисточниками. Я не исключаю, что кто-то не хотел идти креститься. Но я также знаю, что Церковь не приветствует каких-либо насильственных форм по отношению к принятию веры. Я бы не назвал крещение Руси трагедией русского народа. Я бы назвал это колоссальным прорывом. Как на любом мероприятии всегда найдутся несогласные, в то время тоже были противники новой идеи - это были жрецы, волхвы, которые теряли власть над народом, и, естественно могли быть бунты. Крещение дало толчок культурному развитию Руси, стали строиться храмы, собираться библиотеки, основываться монастыри.
-Что бы вы пожелали всем нам?
Если человек верующий, то он должен помнить, что как только у младенца зажил пупок - его сразу надо крестить. В случае, если родители малоцерковные, то у меня просьба - не оставляйте своих детей заложниками своего неверия. Потому что зло, повторюсь, не спрашивает, большой ты или маленький, умный или глупый. Зло выбирает себе жертвы, зло воспитывает этого человека в противлении истине. И имейте в виду: такие перестраховщики рискуют остаться без попечения на старости лет со стороны своих детей, которым родители дали мнимую свободу. Ведь потом дети скажут: "а для меня не существует заповеди почитай отца и мать". А усвоить эту заповедь и некий нравственный императив, который выше тебя, можно только будучи человеком верующим.
Помните об ответственности. Крестя ребенка, вы его приручаете, и вы можете передать ему как хорошее, так и плохое - все зависит от крестных родителей.
Беседовала Виолетта Симонян, "ОстроВ"
http://ostro.org/news/article-68733/