"Наставь юношу при начале пути его" (Притч. 22:6)

0
253
Время на чтение 5 минут

Священное Писание большое внимание уделяет теме воспитания и правильного развития личности. Прежде всего, детей Библия именует даром от Бога: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4: 1); «Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему» (Быт. 33: 5); «И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь» (Быт. 48: 9). Этот дар подается человеку в знак Божественного благоволения: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» (Пс. 126: 3).

Детскую чистоту, целомудренность и кротость нрава Христос ставит в пример как благоприятные Богу: «Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19: 14), и также: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3).

В библейском контексте обязанностью родителей по отношению к своим детям является их образование: пророк Моисей, говоря о заповедях, постановлениях и законах, велел сохранять эти слова в сердцах и «и внушать их детям», «говорить о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6: 7). Наряду с этим непременной составляющей правильного процесса развития личности Библия называет воспитание: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6), причем воспитание должно быть духовно ориентировано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4).

Важную роль в воспитательном процессе играет наказание за провинность: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13: 25). Более того, в ветхозаветной практике дети, злословящие родителей, должны были быть преданы смерти: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21: 17); этот же закон подтверждает и Христос: «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф. 15: 4; Мк. 7: 10).

Писание предлагает путь правильного развития личности - «хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118: 9), то есть по закону Божиему. Также детям предписывается «повиноваться своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость». Необходимо соблюдение заповеди почитания отца и матери, и, как говорит апостол Павел, «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 1, 3). При этом он дает руководство отцам: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4). В другом послании апостол Павел призывает детей быть послушными родителям во всем, «ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3: 20).

В целом библейская педагогическая традиция воспринимает дело развития личности как сложный многогранный процесс, сочетающий в себе строгость наказания и родительскую любовь. При этом основным элементом правильного гармоничного (духовного и физического) возрастания является его укорененность в вере в истинного Бога.

Святые отцы также много внимания уделяли этой теме.

Обязанность родителей - в учебе детей разуму и внушении им добрых правил. Если «родители не оказывают должного попечения», то «души детей будут взысканы от рук их»[1].

Святитель Иоанн Златоуст также напоминает о том, что «мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей»[2], так как «мы отвечаем за их спасение»[3]. Он же указывает главную цель развития личности: «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитать их в законе и учении Господнем. Кто прежде всего научится быть благочестивым, тот через это приобретет богатство и величайшую славу»[4]. Так же указывал и преподобный Симеон Новый Богослов.

Важность юного возраста отмечал святитель Василий Великий, говоря, что именно тогда «душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы», и именно тогда «надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру». Именно в это время, «когда раскроется разум и придет в действие рассудок», тогда «будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех»[5].

Святитель Тихон Задонский сравнивал ребенка с молодым деревцем: «в любую сторону легко склоняется и куда склонится, в ту сторону и растет». «Так и ребенок, - говорит он, - чему научится, к тому и привыкает, чему научится, то и будет творить. Научится ли в юности добру - добрым будет всю жизнь. Научится ли злу - злым будет на всю жизнь. Ребенок может стать и ангелом, и диаволом. Какое воспитание и наставление получит, таким и будет: от воспитания, как от семени, все прочее время жизни зависит. Поэтому увещевает Божие слово родителей: "Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф. 6: 4)»[6].

Святые отцы основное внимание, разумеется, уделяли духовному развитию личности. «Основные возбудители греха, - учит святитель Феофан Затворник, - своеумие - в уме, своеволие - в воле, самоугождение - в чувстве». Поэтому, говорил он, нужно «силы души и тела приучать преобладать над ними, сколько можно обессиливать их и доводить до безвредности. На это нужно ориентировать и все воспитание»[7].

Нередко можно встретить замечания святых отцов относительно светской образованности и ее идеалов. Вот что говорит по этому поводу святитель. Иоанн Златоуст: «Не так полезно дать образование сыну или дочери, преподавая им внешние знания и искусства, посредством которых они станут приобретать деньги, как научить их искусству презирать деньги!.. Не заботься о том, чтобы сделать сына известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни, от этого он будет славнее и знаменитее… Этому научаются не от учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний… Говорю это не с тем, чтобы запретить образование, но чтобы не привязывались к нему исключительно»[8]. Таким образом, святитель утверждает духовный приоритет в деле образования.

Интересно, что христианская традиция всегда уважительно относилась к светскому образованию, и многие отцы Церкви учились в светских школах и академиях и считали преподаваемые там науки необходимыми для верующего человека. Святитель Василий Великий писал, что «внешние науки не бесполезны» для христианина, который должен заимствовать из них все служащее нравственному совершенствованию и интеллектуальному росту[9].

В школе Церковь видит посредника, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. Это создает основания для сотрудничества Церкви со школой. Ведь образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только механически передавать информацию. Церковь видит необходимость воспитания в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре. Это должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний[10].

В целом, Православная Церковь провозглашает содействие школе в ее воспитательной миссии, «так как от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода»[11].

Подводя итог можно сказать, что христианская традиция видит в деле воспитания, образования и развития личности комплексный процесс, центральной частью которого выступает духовная составляющая. В ней Церковь полагает главный предмет всей педагогики, однако при этом уделяя должное внимание другим элементам гармоничного развития человека.

_______________________________________

[1] Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. Вып. 1. М ., 1892. С. 93.

[2] Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 1. СПб., 1895. С. 83.

[3] Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 12. СПб., 1906. С. 1112.

[4] Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 11. СПб., 1905. С. 186.

[5] Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. Ч. 5. Сергиев посад, 1901. С. 112.

[6] Симфония по творениям святителя Тихона Задонского // Иоанн (Маслов), архимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Загорск, 1981. С. 601.

[7] Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Православной Церкви. М., 1997. С. 281.

[8] Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 11. С. 186.

[9] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. С. 144.

[10] Там же. С. 145.

[11] Там же.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/31258.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Калужанин
11.12.2024 12:02
Украинские события обострили идеологические вопросы
Новый комментарий от Владимир Николаев
11.12.2024 11:49
Возродить стройотряды!
Новый комментарий от Александр Волков
11.12.2024 11:46
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
11.12.2024 11:35
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
11.12.2024 11:32
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Виктор Фролов
11.12.2024 10:10
Кто и зачем занижает число жертв нацистских лагерей?
Новый комментарий от Ленчик
11.12.2024 09:44