Как молиться на курорте?

0
206
Время на чтение 4 минуты

— Вот вы говорите: кризис, кризис… Да, конечно, кризис, — рассуждает архимандрит Викентий (Кузьмин), настоятель зеленогорского храма во имя Казанской иконы Божией Матери. — А вы знаете, из моих прихожан никто от кризиса всерьёз не пострадал. Есть среди них и предприниматели, богатые люди, и они понесли определённые убытки, но чтобы кто-то разорился вчистую — такого не было, слава Богу. Почему? Да потому, что они — верующие люди. А чем верующий отличается от неверующего? А вот чем: неверующий в тяжёлую минуту начинает паниковать, отчаиваться — и совершает много глупостей; или наоборот, слишком надеется на собственные силы, считает себя всемогущим, способным выпутаться из любой беды — и обманывается. А верующий? Он, во-первых, знает: никто, как Бог. Всё в руке Божией. Если Господь послал испытание, то Господь и силы даст, чтобы его преодолеть, а на собственные силёнки рассчитывать нечего. И он не паникует, он говорит: «Да будет воля Твоя!» и спокойно, помолясь, по Божьему вдохновению принимает верное решение. Так что я верю: мои прихожане переживут кризис более или менее благополучно и выйдут из него умудрёнными, закалёнными духом, укреплёнными в вере.

— Батюшка, я тут погулял немного по Зеленогорску: какое у вас тут благолепие! Сосны, залив, воздух целебный, город уютный… Храм ваш удивительно красивый… И вот вопрос: а не расслабляет такая красота? Ну скажите, откуда здесь взяться покаянному настроению? Как уйти в молитву, когда глаза разбегаются?..

— Красота расслабляет? Красота сосредоточивает! Всякое дыхание да славит Господа! Тут-то и рождается благодарственная молитва: «Господи, дивны дела Твоя, вся премудростию сотворил еси!» А благодарственная молитва неизбежно рождает покаянную: «Господи, за что мне, грешному, такое утешение? Я и в том, и в этом виноват, а тут — словно в рай попал!» Начинаешь сравнивать красоту природы и невзрачность собственной души… Или даже просто: сел в парке на скамеечку — тишина… Твори Иисусову молитву — ничто тебя не побезпокоит, ничто не отвлечёт, а сосны и море, они вообще на возвышенный лад настраивают… А не хотите сидеть на воздухе — заходите в наш храм: здесь всегда, если нет службы, можно спокойно помолиться, почитать акафист, канон…

— Это совет для зеленогорцев, — а как быть приезжим? Не всякий любит молиться в чужом храме…

— Не всякий, да… Но разве это правильно? Нет, нужно, наверное, приучать себя к определённому разнообразию: тогда взгляд на Православие яснее, шире — не односторонний, не сектантский. Полная картина будет складываться. Мы же ездим в паломничество по разным храмам, монастырям — и везде духовная жизнь идёт чуть-чуть по-своему: сохраняя в неприкосновенности главное, каждый приход заводит свои собственные традиции. А если замкнуться только в своём приходе, то поневоле впадёшь в некое сектантство: мол, хорошо и правильно только у нас служат, а во всех прочих храмах засели еретики! Впрочем, нам-то такого никогда не говорили: не было случая, чтобы кто-то уходил из Казанского храма недовольным — всех радует его благолепие и молитвенная тишина.

— А вас, батюшка, какой подход к богослужению больше привлекает? Какая вам нравится служба — торжественная, громкая или камерная, спокойная? К чему у вас сердце лежит?

— Меня привлекает богослужение благоговейное и спокойное: не в спешке, не в суете, без лишней помпезности. Это же не спектакль, не опера это, сердца людские ведут живую беседу с Богом. Надо, чтобы священник это понимал, чтобы он настроил своё сердце на такую беседу, и тогда его настрой передастся молящимся, и будет гармония, будет молитвенное единство! Посмотришь: полный храм народу, а муха пролетит — и слышно её! Бывало на моей памяти такое, и не раз. Тишина не мёртвая, а тёплая, благоговейная. Не тёплая даже, а горячая: огонь тебе в душу льётся от молящихся, и служба на одном дыхании проходит, за один миг, — и отслужишь, а усталости нет, наоборот, приподнятость, вдохновение! Душа уже не голодная, душа насытилась. Особенно дети это состояние хорошо чувствуют… У нас много детей, — и интересных детей! Есть такие, что из неверующих семей к нам пришли…

— Как же ребёнок из неверующей семьи может прийти в храм? Что-то я не представляю. Может быть, только случайно?

— Никаких случайностей! В городских-то школах и верующие, и неверующие, все вместе учатся; и наши маленькие прихожане по собственному почину ведут миссионерскую работу среди одноклассников. Попросту говоря, рассказывают друзьям, как в храме хорошо, какое красивое бывает богослужение, как интересно на занятиях Закона Божьего. О Боге говорят: ведь детей тоже не одни конфеты да игрушки интересуют — они народ любознательный. И детская проповедь бывает доходчива! Смотришь: родителям до храма никакого дела нет, а ребёнок всей душой к нам тянется. Конечно, не все дети Зеленогорска в нашем храме окормляются, но ведь у каждой души — особый путь. Иной и хочет в храм зайти, но что-то его удерживает: ложная гордость, например. Девочке легко постоять у иконы, помолиться, поплакать, — а парню? Показать свои слёзы? Свою слабость? Показать, что ты без чьей-то помощи — пусть даже и Божией — не можешь свои задачи решить? Нет, никогда! А всё-таки отсвет небесный во всех детских душах есть. Недавно отпевал старую учительницу — и в храме было полно школьников… Смотрю: все до одного крестятся, все прислушиваются к словам молитвы… Мысль в глазах, сочувствие богослужению — так это меня обрадовало! Пусть не сейчас, пусть позже, но эти люди храм не минуют.

— Словом, отношение к Церкви меняется в лучшую сторону, как у детей, так, наверное, и у взрослых?

— Не всё так просто. Есть такая особенность нашего времени… Прежде-то как: Церковь, она хоть и гонимая, хоть она и «опиум для народа», а какое-то почтение к ней, какой-то страх в душах у людей жил. И у властей в том числе… В первые годы потепления это почтение сильно сказывалось: приходит старый, убелённый сединами священник к светскому начальнику, а его там уже заранее уважают… А сейчас храмов много, батюшек много, и батюшки все разные, на героев Достоевского или фильма «Остров» мало кто похож… И стали относиться к Церкви как к явлению бытовому, рядовому, обыденному… Соответственно и помощь Церкви — дело не первостепенное: подождут, не велики птицы. Как тут быть? Значит, надо возвращать свой авторитет, бороться за него. Церковь будет весома в обществе, если души у нас будут весомыми, — вот что надо помнить. Напускной важностью тут ничего не добьёшься. Всем скажу — и священникам, и мирянам: служите Богу, и слава Божия озарит вас в глазах людей!

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

http://www.pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Викентий (Кузьмин)
Все статьи Архимандрит Викентий (Кузьмин)
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:10
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от Дмитриев
26.04.2024 15:48
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:13