Пророчица Анна
Статья из. т. 2 «Православной энциклопедии». Москва 2001 г.
Анна, дочь Фануила, пророчица из колена Асира, упомянутая в Евангелии от Луки в повествовании о событии Сретения Господня, «достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк 2. 36-37). А.- единственная женщина, названная в НЗ «пророчицей», возможно, св. Лука проводит сравнение с ветхозаветными пророчицами, такими, как Девора или Иудифь, к-рая, так же как А., была посвящена, дожила до 105 лет и не вышла повторно замуж, когда ее супруг скончался (Иудифь 16. 23). Существованием особого чина вдовиц (см. Вдовство и вдовы), к-рые имели свое служение (напр., молитвенное) при иерусалимском храме, можно было бы объяснить постоянное присутствие А. в храме (Witherington. P. 140-141). Увидев рожденного Спасителя, А. в подтверждение пророчества Симеона Богоприимца (Лк 2. 29-35) пошла проповедовать благую весть о Мессии «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк 2. 38). В контексте писаний Луки проповедь А., види-мо, прообразует одно из служений, к-рые получат уверовавшие женщины (ср. Прискиллу в Деян 18). В сцене Сретения А., возможно, прообразует то, что произойдет в Пятидесятницу, когда Св. Дух изольется на всякую плоть, и сыны и дщери будут пророчествовать (Деян 1-2). Т. к. особое место в Евангелии от Луки занимает тема благовестия бедным (Лк 4. 7-19; 16. 19 сл. (см. Бедность)), высказывается предположение, что А. изображается как одна из благочестивых иудейских бедняков, тем самым являясь примером воздействия благой вести на их жизнь (Brown. P. 446).
В правосл. богослужении роль А. в истории Спасения выражается в текстах песнопений праздника Сретения Господня (2 февр.): «Анна пррочица показася, спаса избавителя израилю проповедающи» (Анна оказалась пророчицей, проповедуя Израилю Спаса Избавителя; стихира на литии); «Анна целомудренная провещает страшная, исповедающи христа творца небу и земли» (Целомудренная Анна пророчествует великое, исповедуя, что Христос - Творец неба и земли; припев на 9-й песни канона утрени). На следующий день после Сретения празднуется день прав. Симеона и А. (3 февр.), подобно «соборам» большинства др. Господских двунадесятых праздников, А. упоминается в стихирах и каноне на этот день. В то время как память прав. Симеона указывают в этот день все греч. и слав. Типиконы, А. упоминается нерегулярно, однако уже в синаксаре Типикона Великой ц. указывается память «святого и праведного Симеона, принявшего в объятия Господа, и Анны пророчицы» (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 48; Mateos. Typicon. Vol. 1. P. 224). Кроме того, память А. отмечается 28 авг. (Сергий. Месяце-слов. Т. 2. С. 260), но особой службы А. на этот день нет; греч. Минеи упоминают об А. в стишных прологах на этот день.
Литература: Brown R. The Birth of the Messiah. N. Y., 1977; Witherington B. Women in the Earliest Churches. Camb., 1988; Witherington B. Anna // ABD. Vol. 1; Рубан Ю. И. Сретение Господне. СПб., 1994.
М. С. Желтов
Иконография.
В виз. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня, стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Мос-ковского Кремля (ГММК)); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ок. 1390 г. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); темно-синие (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); крас-ный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Ар-хангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток - напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ); или развернутый свиток - на тетраптихе с сюжетами 12 праздников, XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора Псковского Мирожского мон-ря, иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно избавленiе в г[оро]д[е] Iероусал[и]ме» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися избавленiе всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами» ок. 1682 г. письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. N 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду про-роков на полях Киккской иконы Божией Матери XI-XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).
В минейных циклах фигуры прав. Симеона и А. помещались, как правило, после праздника Сретения (в соответствии с днем пам. 3 февр.), напр., в Строгановском лицевом подлиннике дата, иконах «Минея на февраль» кон. XVI в. из Вологды (ВГИАХМЗ), двусторонней иконе-таблетке сер. XVII в. (НГХМ) - с крестом и свитком в руках; гравированных святцах Г. П. Тепчегорского, 1713-1714 гг.- руки А. прижаты к груди; «Минее годовой» посл. трети XVIII в. (ЦМиАР). В иконописном подлиннике С. Т. Большакова XVIII в. об А. сказано: «Аки Пятница, риза бакан, испод празелен» (Большаков. С. 70).
Существует ряд патрональных изображений с образом А. Очевидно, как соименная святая имп. Анны Иоанновны, А. введена в программу иконостаса Исаакиевского собора в С.-Петербурге, где изображена во 2 ряду на мозаике Ф. П. Брюллова сер. XIX в.: в рост, старицей с развернутым вверх свитком в руке, вместе с прав. Елисаветой (напротив мц. Александра и св. Мария Магдалина). Палеосные изображения А. присутствуют в памятниках строгановского лицевого шитья: пелене «Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми» 1626 г. (СИХМ); плащанице «Положение во Гроб» 1661 г. (ГМЗРК) и пелене «Воздвижение Креста, с избранными святыми» 50-х гг. XVII в. (СИХМ) - произведениях мастерской А. И. Злобиной, супруги Д. А. Строганова, покровительницей к-рой являлась А.
В 1714 г. в С.-Петербурге построена деревянная ц. во имя прав. Симеона и А. в память о рождении дочери Петра I Анны; в 1734 г. на этом месте (ул. Моховая, 46) освящен, в присутствии имп. Анны Иоанновны, каменный храм, воздвигнутый по проекту М. Г. Земцова. В Москве ц. во имя А. (1887) находилась в доме призрения им. Мазуриных (Котельническая наб., 17). Приделы прав. Симеона Богоприимца и А. имеются в ц. во имя св. Илии Пророка «Обыденного» (построена в 1702, придел устроен в 1706), в Благовещенской ц. в Петровском парке, возведенной в 1844-1847 гг. на средства А. Д. Нарышкиной архит. Ф. Ф. Рихтером.
Литература: Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Проблемы. Кат. выст. М., 1991. С. 137-138. Кат. 83; С. 146-148. Кат. 91-94; С. 158-159. Кат. 102; Ерминия ДФ. С. 94; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 1994. Т. 1. С. 223-225. N 95; Сорок сороков. Т. 2. С. 285-286, 506-507. Т. 3. С. 163; Большаков. Подлинник иконописный. С. 70; Евсеева. Афонская книга. С. 163, 194, 274; Лидов А. М. Византийские иконы Синая. М.; Афины, 1999. С. 66-68. Кат. 15; С. 78-79. Кат. 20.
Я. Э. Зеленина
Житие святого праведного Симеона Богоприимца
Праведный Симеон Богоприимец был, по свидетельству святого евангелиста Луки, одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк. 2, 25). Ему было возвещено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия - Христос Господь.
Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II Филадельф (285 - 247 до Рождества Христова) пожелал пополнить свою знаменитую александрийскую библиотеку текстами Священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. (Работа была выполнена и получила название "Перевод 72-х толковников". Именно с него в дальнейшем Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.) Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7, 14), он решил, что слово "Дева" здесь употреблено ошибочно, вместо слова "Жена", и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: "Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы".
С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии.
И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, - представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву.
Как только праведный Симеон увидел пришедших. Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнес свои пророческие слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля". Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 22 - 35).
Далее святой евангелист повествует: "Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 36 - 38).
О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет. В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212 - 1220; + 1232; память 8 октября).
http://www.sedmitza.ru/text/565552.html