Свидетели и клеветник

0
131
Время на чтение 4 минуты
В это воскресенье Святая Православная Церковь отмечала память новомучеников и исповедников Российских. Для внешних это день прошел незаметно; люди в миру стараются не вспоминать те страшные годы - или даже заменить подлинную, страшную картину происшедшего на что-то более приглаженное. Но Церковь помнит; память о мучениках - очень важная сторона нашей веры. Мы помним их не просто как жертв тирании и беззакония, но как победителей, не как мертвых, но как живых в Господе, ожидающих нас в нашем небесном Отечестве. С мирской точки зрения люди, которых замучили и убили, проиграли; но слово Божие удостоверяет нас в их победе. Как говорит Откровение Иоанна Богослова, "И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. (Откр.12:10,11)" Эти слова тайновидца относятся не только к мученикам последних дней - духовная битва проявляет себя в человеческой истории много раз, и мученики античности, и новомученики Российские побеждают вместе, в одной битве.

Победа, о которой свидетельствуют мученики, состоит не в том, чтобы убить своих врагов, и выжить самим; их победа - подлинная, и поэтому не похожа на все то, что мир сей считает победой. Они устояли в истине посреди клокочущего моря лжи, устояли в любви среди ненависти, устояли в разуме среди безумия. Клеветник - а Писание называет так сатану - низвержен не силой, но правдой. Вспомним время, предшествовавшее катастрофе 1917 года; чем-то оно напоминает наше. Точно так же "мыслящие люди" считали своим долгом кривиться на "казенное Православие" и повторять на разные лады, что религия изобретена корыстными жрецами, чтобы обирать доверчивых простаков. Точно также юные ницшеанцы презирали христиан как рабов и слабаков, точно также смелые борцы с царским режимом обвиняли Церковь в сервильности. Вскоре - не без их участия - дело повернулось так, что единственным доходом с духовной должности оказались истязания и лютая смерть, а верность Христу потребовала подлинного, а не воображаемого мужества. Автор "Песни о буревестнике", уже понимая, что служит людоедам, не смел проявлять им открытого неповиновения; открыто об истине свидетельствовали только те самые "попы", которые "брюхом шли вперед", много раз осмеянные и обвиненные во всевозможных пороках. Над могилами людей, убитых за веру во Христа, традиционные штампы о "корыстных попах", о "Церкви, прислуживающей сильным мира" и тому подобное звучат также, как они звучали над могилами мучеников античности или кровавой Французской Революции - нелепой ложью.

Почему, однако, это ложь продолжает звучать? В одном из стихотворений французского поэта Поля Элюара говорится о людях, которые "идут и не знают о том, что на свете бывает Любовь". Многие наши современники идут и не знают, - вернее, отказываются знать - о том, что на свете бывает Вера; в служении Церкви стараются усмотреть какие-то низкие, корыстные мотивы. Поверить в то, что бывает искренняя, нелицемерная вера в Бога, готовая следовать за Христом в концентрационный лагерь и под лед проруби, такие люди не решаются. Но в то же время, они не могут о ней забыть; что-то тихо говорит им, что они совершают ужасную ошибку, проходят мимо чего-то невыразимо важного. Именно этот тихий голос они и пытаются заглушить старыми песнями про "религию, изобретенную корыстными жрецами".

Трудно отмахнуться от свидетельства человека, стоящего на краю расстрельного рва; в лицо смерти можно скулить, можно вызывающе смеяться, можно серьезно и спокойно молиться Богу - но в лицо смерти невозможно лгать. Люди, которые согласились так заплатить за свое свидетельство, не лгут нам. Мы можем полагаться на их слово - действительно, Христос воскрес и спасает верующих в Него, и с ним смерть не страшна. А что страшно - так это оступиться от Него.

Мученики подают нам пример неколебимой веры, удостоверяют нас в реальности Вечного Воздаяния, и научают нас верности; но есть и другие люди, те, которые показали нам, напротив, как ни в коем случае не стоит себя вести. Это те, кто предавал мучеников смерти; те, кто вверг нашу страну в богоборческую тиранию, одну из самых страшных тираний в истории. Как люди дошли до такого безумия?

Ведь русские интеллигенты XIX века отнюдь не мечтали о Бутовских Полигонах; все начиналось с возвышенных мечтаний о светлом, справедливом обществе, где не будет вражды и несправедливости, войн и эксплуатации. Многие из тех, кто стоял у истоков революционного движения, искренне полагали, что ими движет жажда справедливости, глубокое сострадание к простому народу. Однако это светлое будущее предполагалось достичь путем разрушения того, что ему, предположительно, мешало - "свинцовых мерзостей царского режима", и Церкви, которая воспринималась как часть этого режима. Этот взгляд связан с одной фундаментальной ошибкой относительно человеческой природы. Церковь учит, что корень человеческих несчастий - грех; несправедливое социальное устройство, прежде всего, результат греха, и, хотя мы призваны стремится к справедливости, в том числе социальной, мы понимаем, что просто разрушив отмеченный грехом социальный порядок, мы ничего не достигнем - грешные люди построят либо такой же, либо (как это было в нашем случае) намного худший порядок. Исцеление социальных язв начинается с исцеления душ конкретных людей; его невозможно спустить сверху путем революции или каких-либо социальных преобразований.

Революционеры думали иначе - измените социальные условия, разрушьте мир капитализма и конкуренции, и люди как-то сами собой сделаются добродетельны. Характерно, что этот взгляд на человека сохранился и в наше время - давайте устроим демократию рынок, и все образуется; нравственное воспитание, проповедь Истины воспринимается как что-то совершенно излишнее, более того, неуместное в том дивном новом мире политкорректности и толерантности, который вот-вот наступит по всей земле. Но отечественная (и не только) история говорит нам о другом - разрушая духовные и нравственные основы жизни общества (или хотя бы позволяя им разрушаться), мы придем отнюдь не в светлое царство. Поэтому сегодня нам особенно стоит прислушаться к свидетельству мучеников.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2941
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
О «русском вопросе»
Новый комментарий от Апографъ
29.05.2024 15:46
«Проблема демографии на порядок глубже бухгалтерских условий»
Новый комментарий от Русский Иван
29.05.2024 14:31
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.05.2024 13:22
Новый социализм должен быть ноосферным
Новый комментарий от Апографъ
29.05.2024 12:03
Как узнать, истинно ли учение Христово?
Новый комментарий от Александр Волков
29.05.2024 11:30