За неделю, прошедшую со дня избрания нового Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, стало только понятнее, насколько важный выбор совершил Собор. Впрочем, мы верим, что через Собор свою волю явил Сам Бог, непрестанно пекущийся о Своей Церкви. Наше общество, с одной стороны, обремененное беззакониями, с другой — уже заметно этими беззакониями тяготящееся, встретило избрание Патриархата с радостью и надеждой. Как сообщает «Интерфакс», по данным социологов из ВЦИОМ, «большинство граждан испытывают к новому Патриарху уважение, симпатию и доверие.... Подавляющее большинство россиян, знающих имя нового патриарха Московского и всея Руси (88%), положительно оценивают решение участников Поместного Собора, избравших митрополита Кирилла патриархом. Лишь 2% негативно отнеслись к результатам выборов, 11% затруднились высказать свое мнение». Такое «доброе свидетельство от внешних» внушает надежду на то, что голос Церкви будет услышан. Это было важно всегда, и это особенно важно сейчас.
Церковь ведет духовную битву за спасение людей от духовной — да и просто физической — гибели, и острота этой битвы стала только очевиднее. На днях в интернете появилась фотография неких молодых людей, разбивающих стенд с афишей Русского Духовного Театра «Глас»; их лица на фотографии размыты, но ее сопровождает горделивая подпись: «Арматуриной по православной культуре!». Далее идет непечатная ругань в адрес новоизбранного Патриарха; такое впечатление, что кому-то в духовном мире — кому-то, уловившему в свои сети несчастных юнцов — крайне не понравилось, что Русскую православную Церковь возглавил Владыка Кирилл. Что же, будем надеятся, что дальнейшей развитие событий понравится этому существу еще меньше, однако происшедшее побуждает задуматься. Мы живем в ситуации, где ненависть к Церкви является легальной, вполне допустимой в «приличном обществе» формой фобии; те же люди, которые вознегодуют, столкнувшись с аналогичными изъявлениями ненависти в адрес любой другой группы людей — национальной или религиозной, считают нормальным разжигать враждебность к Церкви. А ненависть, естественно, приводит насилию — дистанция между прогрессивным журналистом, с экрана выступающим против «клерикализации» и юнцами с арматуринами ничуть не больше, чем между каким-нибудь «респектабельным» идеологом крови и почвы и скинхедами. В нашей недавней истории антихристианская ненависть уже приводила к массовому кровопролитию, и этот факт вряд ли стоит предавать забвению.
Как реагировать на это? Было бы неверно требовать каких-то государственных стеснений антиклерикальным пропагандистам — но было бы вполне уместно напомнить о том, чем в истории нашей страны уже обернулась борьба с «религиозным дурманом». На том же интернет-ресурсе, где расположена упомянутая фотография, находятся призывы убивать сотрудников милиции, и это соседство не случайно — точно также, как не случайно в прокламациях большевиков изъявления ненависти к Православию соседствовали с призывами убивать городовых. Дух большевизма, дух разрушения и убийства, остается тем же. Весьма возможно, что просвещенные антиклерикалы не желают вызывать именно его; они желают вызвать дух разума, свободы, толерантности и прочих прекрасных вещей; но, как это часто бывает с вызывателями духов, является именно большевизм. Прекраснодушные интеллигенты XIX века тоже мечтали не о ГУЛАГе, когда выступали против «проклятого самодержавия» и «казенного православия» - но что они получили, все мы знаем. Как с горькой усмешкой прокомментировал их судьбу один из современников, «Ваня раскаялся, но было поздно — его уже съел волк». Уж и непонятно, какие волки должны есть наших борцов с клерикализмом, чтобы они поняли одну очевидность: если Вы человек свободомыслящий, православные молодые люди могут Вас раздражать — но они, пожалуй, не сожгут Вашу машину. Это сделают другие юноши, свободные от религиозного дурмана. В обществе людей богобоязненных элементарно безопасней. Это соображение должно было быть понятным и людям вполне светским. Но Церковь печется о большем — о вечном спасении людей. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, «Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям — как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, — помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье».
В духовной битве, которую ведет Церковь, очень важно наше сплочение вокруг ее законного Предстоятеля. Уже в Писании появляется образ Церкви как войска, «грозного, как полки со знаменами», войска, не убивающего, но, напротив, спасающего людей. А войско — и нам надлежит помнить об этом — бывает победоносным, когда воины повинуются своим начальникам.
http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2940