Исторические предпосылки и причины православного движения в Закарпатье на рубеже XIX - XX веков

0
243
Время на чтение 7 минут

В конце XIX - начале XX столетий в Восточной Венгрии, куда территориально в то время входило современное Закарпатье, началось движение за возрождение Православия. В основном унии противилось бедное украинское крестьянство, поэтому православное движение носило спонтанный характер, не имело сильной организации; интеллигенция и духовенство не принимали участия в этом процессе.

Православное движение в Закарпатье в начале XX века было вызвано целым рядом тесно связанных между собой причин.

После подписания Ужгородской унии с Римом в 1649 году в Закарпатье образуется епископское двоевластие. В 1654-1684 годах православное духовенство возглавлял епископ Иоанникий (Зейкан), который руководил епархией из Мукачевского и Имстичевского монастырей. Его преемник Мефодий (Раковецкий) был последним православным епископом, что находился в Мукачевском монастыре. Православная Церковь хранила свои позиции в восточной части Закарпатья - Мараморощине, которая находилась под религиозным влиянием молдавских владык. После смерти епископа Досифея (Феодоровича) в 1735 году православным было запрещено избирать нового епископа. Но монастыри оставались хранителями православной традиции. Игумен Антоний (Коцак) в «Списании обителей Мараморошских древле бывших» дает их перечень и дату основания: Боронявский (1716), Драговский (1705), Кричовский (1693), Вильховский (1708), Бедевлянский (1719), Бичковский (1719), Белоцерковский (XIV в.), Угольский (XII-XIII вв.). В XVIII столетии, по мнению М. Грушевского, в Закарпатье не было недостатка в православных священниках, которые получали посвящения от соседних молдавских и сербских епископов.

Довольно часто крестьяне носили крестить своих детей далеко за пределы Закарпатья к православным сербским священникам - в Мишкольц и Будапешт. Согласно венгерским законам, все православные на территории Венгрии находились под юрисдикцией Сербского патриарха. Только православные румыны в Восточной Венгрии получили в 1867 году отдельную, независимую от Сербского патриарха, церковную организацию. О каноническом влиянии Сербских патриархов свидетельствуют их пастырские послания, которые сохранились в сборниках документов, находящихся в областном архиве Закарпатья. Таким образом, в Закарпатье фактически не перерывалась религиозная связь с Православной Церковью, что и стало одной из причин движения за возрождение Православия.

В среде униатского духовенства всегда существовала скрытая оппозиция к западному обряду. Борьба за сохранение восточных традиций в Греко-Католической Церкви происходила еще с середины XVII столетия - со времени подписания унии с Римом. Подобное явление наблюдалось не только в Закарпатье, более яркие формы оно приобрело в соседней Галичине. Отдельные представители духовенства в полемических произведениях показывали неправильность некоторых католических догм. Ко второй половине XVII века относится деятельность известного писателя-полемиста Михаила Андреллы (Оросвиговского; 1637-1710). Он имел отличное образование, учился в Вене, Братиславе, Трнаве, знал греческий, латинский, венгерский, чешский и польский языки. Михаил Андрелла - автор многих рукописных произведений, самые известные из них - «Оборона верному каждому человеку» и «Логос». Главная идея его творчества - это пропаганда принадлежности закарпатцев к православной вере, которой придерживаются братья на Востоке, то есть единства закарпатских украинцев со всем украинским народом. Заслуга Михаила Андреллы в том, что он сумел осознать важные вопросы того времени - изъяны общественно-политического строя, окатоличивание со стороны Ватикана, насильственное распространение унии. В 1669 году он порывает с унией и становится православным священником. Спасаясь от преследования со стороны униатского епископа, он оказался в с. Иза возле Хуста, где продолжил свою проповедническую деятельность.

Дело Михаила Андреллы продолжил греко-католический священник Иоанн Раковский, который родился 1815 году в с. Ставное. В 1856 году он издавал на русском языке «Церковную газету», а в 1858 году - «Церковный вестник для русинов Австрийского государства». Поддерживал переписку с И. Аксаковым, И. Головацким, Д. Зубрицким. Сотрудничал с ужгородскими газетами «Свет», «Карпат», «Сова». В 1866-1871 годах был заместителем председателя общества святого Василия Великого в Ужгороде. Вся деятельность Раковского была направлена на защиту закарпатских русинов от насильственной ассимиляции со стороны иностранцев, на усиление образования среди народа. Однако он ошибочно считал, что русины - это ветвь великорусского народа. В 1859 году Раковского назначили священником в с. Иза, где он и прослужил до своей смерти 31 ноября 1885 года. Среди краеведов существует гипотеза, что отец Иоанн Раковский был отравлен во время поездки в Будапешт, где его обвинили в панславизме и русофильской агитации. У Раковского была большая библиотека, и он позволял крестьянам пользоваться книгами. Читая русские издания «Православное исповедание веры митрополита Петра Могилы» «Катехизис» и другие, крестьяне начали понимать разницу между догмами Греко-Католической и Православной Церквей. Деятельность Михаила Андреллы и Иоанна Раковского в с. Иза способствовала тому, что закарпатские крестьяне начали осознавать свое единство с православными братьями на Востоке и выступать за восточные догматы и соблюдение восточных обрядов в богослужении.

В конце XIX - начале ?? веков промышленность Венгрии развивалась быстрыми темпами, и закарпатские земли использовались как сырьевой придаток для венгерских предприятий. Около 32% земельных площадей края находилось у крестьян. Они платили большие налоги, общая сумма которых составляла 5 млн. 966 тыс. крон в год. С 1870-х годов начинается эмиграция из Закарпатья в Америку. Это было вызвано множеством причин, среди которых не последнюю роль играло и усиление мадьяризации, а также ряд причин экономического характера: тяжелое материальное положение на селе, увеличение количества населения, спрос на рабочую силу в иностранных государствах. По большей части закарпатцы эмигрировали в США, Канаду, Бельгию, Австралию, Бразилию. В США в штатах Пенсильвания, Нью-Йорк, Огайо, Нью-Джерси, Мериленд, Иллинойс образовались отдельные церковные парафии.

Чтобы сохранить верующих, Мукачевская греко-католическая епархия отправляла в места закарпатской эмиграции униатских священников, которые учреждали церковные общества и строили церкви. В 1889 году из Пряшевской епархии в США прибыли священники А. Товт, Г. Вислоцкий, С. Яцкович. В 1894 году в Америке было уже 30 священников, которые представляли три греко-католических епархии: Львовскую, Мукачевскую и Пряшевскую. 17-29 октября 1890 года под руководством отца Алексия Товта в Вилькес-Барре, что в Пенсильвании, состоялись общие сборы священников, которые приняли следующие решения: 1) просить Львовского митрополита, Мукачевского и Пряшевского епископов назначить священникам в Америке епископа-викария, 2) объединить все русские общины и братства, 3) учредить собственное периодическое издание. Согласно установлениям Рима, греко-католические священники в Америке должны были подчиняться римо-католическим епископам, если в их епархии не было греко-католического владыки. Римо-католические же епископы резко выступили против того, чтобы в их епархиях служили женатые священники, и даже подвергали сомнению правильность унии. Переписка с папским престолом по этому вопросу длилась несколько лет, пока в конце концов греко-католическим женатым священникам не приказали вернуться в Старый свет. Это вызвало возмущение как простых верующих, так и священников, и они решили выйти из унии и вернуться к Православию. Церковная община в Миннеаполисе, которую возглавлял отец Алексий Товт, наладила связи с православным русским архиереем Владимиром (Соколовским-Автономовым), епископом Алеутским и Аляскинским, проживавшим в Сан-Франциско. Он приехал 24 марта 1891 года в Миннеаполис и присоединил первый униатский приход в США к Православию. Спустя некоторое время количество православных приходов из бывших униатских выросло в США до 300. Создавались православные братства, учреждались монастыри. Так, в 1905 году возле поселения Южный Ханаан в Пенсильвании был основан православный мужской монастырь святого Тихона Задонского, в 1915 году в г. Спингфилд в Вермонте - Покровский женский монастырь. Возвращавшиеся в родные места из Америки православные закарпатцы способствовали усилению православного движения в крае.

Другим немаловажным фактором, способствовавшим возрождению Православия в Закарпатье, стала политика Венгрии, направленная на мадьяризацию местного украинского населения. Для реализации своих планов венгерская власть использовало и высшее духовенство Греко-Католической Церкви. Мукачевские епископы были сторонниками венгерской национальной политики и пытались привести в исполнение все приказы имперского центра, такие как, например, о введении нового календаря, замене кириллицы латиницей и тому подобное. Интеллигенция и духовенство, которые получили образование благодаря венгерской власти, изменяли фамилии и теряли связь с простым крестьянством. Священники дома разговаривали по-венгерски, читали только венгерские книги и журналы. Они плохо выполняли свои обязанности духовных пастырей, были корыстолюбивы и чванливы. Введение обучения на венгерском языке в народных и церковных школах и мадьяризация церковного обряда стали одними из важных причин перехода закарпатцев в Православие. Недовольны были крестьяне и сохранявшимися со времен Средневековья церковными налогами - коблиной и роковиной, которые платились местному греко-католическому духовенству. Коблина выплачивалась сельскохозяйственными продуктами или деньгами, а роковину нужно было отрабатывать. Свою роль в возрождении Православия в Закарпатье и русофильских настроений сыграло и то, что многие священники, и прежде всего архимандрит Алексий (Кабалюк) и несколько активистов с. Иза, попали с помощью буковинской семьи Геровских, внуков графа А. Добрянского, в русские православные монастыри Луцка и Житомира, где их наставляли в вере русские священники и монахи. Также в русских монастырях оказались и некоторые закарпатцы, взятые в плен в ходе военных действий Первой мировой войны. Возвращались домой они с прорусскими настроениями.

После революции 1917 года в России в Закарпатье, которое вошло в состав Чехословакии, эмигрировало большое количество русских, буковинских и галицких москвофилов, которые поддержали православное движение. Они создали «Русскую трудовую партию», которую возглавлял А. Гагатко; печатным органом партии стала газета «Русская земля», в где публиковались статьи в поддержку православного движения. После 1919 года в Закарпатье поселилось около 9000 русских эмигрантов.

В 1922 году с помощью сенатора Ю. Лажо на Пряшевщину перебрался архимандрит Виталий (Максименко). Он организовал во Владимировой возле Свидника православный монастырь и типографию. Православная миссия во Владимировой стала центром белоэмигрантского сообщества Чехословакии.

Значительное влияние на возрождение Православия имели Сучавский, Биксадский, Мария-Повчанский монастыри. Монастыри занимались в том числе и распространением православной богословской литературы, а монастырские праздники были своего рода «агитацией» за Православие.

Особая роль в развитии православного движения в Закарпатье сыграла Святая гора Афон. На Афон веками стремились попасть представители всех православных народов. Не были исключением и закарпатцы. Точно не известно, когда первый выходец из Закарпатья попал на Афон, но в XIX столетии закарпатцев там было уже немало. В начале XX века только из с. Иза Хустского района на Афон выехало около 20 человек. Монахи поддерживали активную переписку с родственниками на родине, увещевали противиться унии и греко-католическому духовенству. Неудивительно, что письма монахов с Афона использовались как доказательства на Мараморош-Сиготских процессах 1913-1914 годов, когда судили православных исповедников за их религиозные убеждения

http://www.pravoslavie.ru/arhiv/29077.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Данилец
Все статьи Юрий Данилец
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
14.04.2024 16:02
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Советский недобиток
14.04.2024 14:51
«Своим духовным зрением он видит дальше и больше нас»
Новый комментарий от Бармалей
14.04.2024 13:06
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Мирянин
14.04.2024 11:17
Академик К.Я.Кондратьев: наука и любовь
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.04.2024 11:14
Большая перемена
Новый комментарий от РОНОЛ
14.04.2024 10:50