- Скажите, Юрий, какие свои работы вы выделяете для себя в первую очередь? И кто из ваших персонажей вам особенно дорог? Кто из них наиболее близок вам по своему внутреннему содержанию, кто более понятен?
- Никонов из «Пороха» Виктора Аристова, Саша Крюков из «Единожды солгав» Владимира Бортко, Паша из «Слуги» Вадима Абдрашитова. Эти три персонажа, так же, как и три названных мною режиссера, оказали большое влияние на формирование моих исполнительских возможностей. И тогда, и сейчас я уверен в том, что это была не актерская игра, а нечто большее. Это была и моя жизнь. Я не только мог бы быть таким, как эти персонажи, но отчасти и был таким, как они. Каждый из них был подведен судьбой к границе, перейдя которую, они вынуждены были меняться, чтобы оставшаяся часть жизни стала путем продолжения развития, а не деградации и гибели.
В то время все, что я играл в театре и в кино было важно для меня. Например, маленькая роль адмирала Колчака, сыгранная мною в фильме «Моонзунд», на много лет превратилась для меня в одно из самых радостных увлечений. Возникло непреодолимое желание попытаться разобраться феномене его судьбы и когда-нибудь, возможно, сыграть Колчака, сыграть большую роль. Тогда я много времени провел в Ленинке. Знакомился с его научными и исследовательскими трудами, читал книги о нем. Это был один из самых интересных периодов моей жизни, а Александр Васильевич стал любимым несыгранным персонажем.
То, что видит зритель - это лишь видимая часть айсберга, подводное тело которого и есть существенная часть жизни артиста. Если бы между мной и моими персонажами не было бы ничего общего - я и играть бы их не стал. Это сегодня я готов к такому эксперименту, а тогда, скорее всего, отказался бы от роли.
- С вами были такие случаи?
- Недавно. Главная роль, полнометражное кино ( о котором я уже много лет только мечтаю ), интересный сценарий, необычный персонаж , но... Дело в том, что мне было предложено сыграть Гитлера. И вот однажды я в очередной раз представил себе, что произношу текст от имени этого персонажа ( но ведь его надо будет произносить и от своего имени), я понял что если сделаю это я разрушу себя.
Для меня это будет процесс физического самоуничтожения в буквальном смысле слова. Ну не существует во мне такой неизмеримой любви к профессии, чтобы я мог себе это позволить! Не взял грех на душу…
Во время работы над ролью так или иначе я принимаю на себя своего персонажа и в некотором роде начинаю действовать от его имени. Поймите меня правильно, я не сумасшедший, я не становлюсь своим персонажем. Но реальность в лучшем случае находится между персонажем, моими представлениям о нем и мною! А я не хочу иметь ничего общего с Гитлером.
- За роль священника в фильме «Спас под березами» вам вручили Патриаршую грамоту. Расскажите, как начиналась работа над ним? Подготовка к этой роли отличалась как-нибудь от подготовительной работы к другим сыгранным вами ролям? Или же все было как всегда?
- Когда я прочитал сценарий, то понял, что готов содействовать этому фильму в любом качестве. Я обошел известных мне продюсеров, предлагая им взяться за эту работу, и везде получил отказ. А один из них мне прямо сказал: «Нашему народу это не нужно». Их реакция напоминала поведение замов по идеологии, у которых всегда была точная инструкция о том, что нужно народу, и что вредно. «Ум, честь и совесть» должны были находиться не в человеке, а совсем в другом месте. Я понял, что обращаюсь не по адресу. Среди бизнесменов тоже не нашлось заинтересованных. Но произошло необъяснимое. Один из продюсеров, с которым я говорил об этом сценарии, вдруг запускает его в работу. О своих переговорах я никому ничего не рассказывал. Я знал, что уже больше года то же самое делал и Леодин Эйдлин и тоже безрезультатно. Его походы в правительство Москвы, в министерство Культуры, в бизнес ничего не меняли. А тут Леня звонит мне и радостно сообщает, что мою кандидатуру поддержали продюсеры и я буду сниматься в его фильме. «Кого ты мне предлагаешь играть?» «Батюшку». «Кого?..»
Я ничего не знал о жизни современного православного священника. Для меня это незнакомый мир. Достаточно сказать о том, что у вас, священников, есть то, чего нет у нас, обыкновенных людей. Вы являетесь посредниками между человеком и Богом. Вы - посвященные. Это обязанность тяжкая, но это еще и высокое положение, вызывающее у меня особое уважение. Как я мог согласиться на такую роль? Я ведь сознаю, что недостоин и не имею такого права. Разве можно это изображать? Поэтому на предложение Леонида я ответил отказом и предложил ему вместо себя своего товарища, который знает и церковную жизнь и религиозно-философскую литературу 19 века и сам является человеком воцерковленным. Однако Леонид был настойчив и в конце-концов сказал, что без меня он не будет снимать эту историю. И я согласился.
- Я всем советую смотреть «Спас под березами», потому что знаю наверное, что многим он принесет пользу, заставит по-новому взглянуть на церковную жизнь, на священников, на православных христиан. Я говорю это сейчас не как зритель, а как протоиерей, 25 лет прослуживший в Церкви, как благочинный округа, как настоятель храма, который является миссионерским отделом Новосибирской епархии. Это миссионерский фильм.
- И, тем не менее, отец Александр, я отношусь к этой работе как к некоторому нарушению норм, которые я не могу точно определить. Моя совесть не спокойна. Внутри так и остался дисбаланс между моим персонажем и мной. Прошли годы, а беспокойство остается, как будто я в чем-то виноват.
Когда на пробах я первый раз облачился, мне стало нехорошо. Появилось ощущение, что делаю что-то запретное. Помог справиться с неуверенностью первый съемочный день, когда я снимался в цивильной одежде, а также сцена в джипе, где батюшка рассказывает о себе. Эти сцены дали мне дополнительные исполнительские возможности, чтобы справиться с волнением и превратить персонаж в «живого человека». Но затем была сцена облачения в алтарной части, куда я зашел, естественно, по благословению, однако вновь не смог справиться со своими эмоциями. У меня затряслись руки, задрожал голос.
Мне было настолько неспокойно, что когда выдалось свободное время, я пришел в один московский храм и попросил батюшку выслушать меня. Он дал мне выговориться, пригласил сотрапезничать, а затем, когда мы уже расставались, как-будто мимоходом, тихо, но властно произнес: «А ты приведи с помощью этого фильма хотя бы одного человека в храм, тебе и проститься»...
- Если вам сейчас предложили бы сыграть нечто подобное, согласились бы?
- (После очень длительного раздумья) Скорее всего, да. Но в это раз, наверное, пришлось бы провести специальную работу. Повторить то, что я уже сделал в том фильме, мне будет нелегко.
Можно ли вообще сказать, что, несмотря на непреходящее состояние внутреннего дискомфорта, появившегося во время съемок «Спаса под березами», подспудно я мечтаю о подобной работе?.. Знаете, отец Александр, на мне ведь лежит тяжкий грех. Я сыграл немало людей с отрицательным содержанием, я тиражировал это содержание, я множил его. Всевозможные бандюки, всякая нечисть, сыгранные мною - они продолжают жить и во мне, и в людях, которые видели эти фильмы. Я умножаю негативную территорию вокруг себя. Поэтому сегодня я с благодарностью приму любое предложение сыграть положительного персонажа, даже если и сценарий будет недоработан, и режиссер окажется недостаточно опытным, и с коммерческой точки зрения фильм может стать проигрышным. А уж о работе, подобной в «Спасе под березами», и говорить нечего!
- Вы можете назвать себя верующим человеком?
- Я сознательно крестился на Святой Земле не территории Русской миссии. Во время Таинства меня по-настоящему трясло и колотило, а из глаз текли слезы. Потом все поздравляли меня, даже совсем незнакомые люди. Я спросил батюшку, чему они радуются. «Как же! - ответил он. - Ведь у них только что родился брат во Христе!»
Но назвать себя истинным христианином мне трудно. Мое представление о православном христианине намного выше и значительнее, и я не дорастаю до этой планки. Я редко исповедуюсь и причащаюсь… Но есть желание все исправить. Я верю, что это произойдет.
- Скажите несколько слов читателям.
- Храм Божий - это дом, двери которого всегда открыты для всех, желающих войти. Я сам вправе выбирать пройти мимо или нет. А вдруг там я найду то, что сделает мою жизнь осмысленней и лучше? Правильный выбор только один, он очевиден и нам нужно его сделать.
Протоиерей Александр Новопашин
Заслуженный артист России (1995)
Государственная премия России (1991)
Лауреат премии "Золотой Овен" (1995)
Актер Московского театра на Таганке
Среди театральных работ: Шуйский ("Борис Годунов" А. С. Пушкина), Коровьев ("Мастер и Маргарита" по М. А. Булгакову), Неизвестный ("Дом на набережной" по Ю. В. Трифонову), Горацио ("Гамлет"), Скупой, Сальери ("Пир во время чумы", Ясон («Медея» Эврипида), Протасов («Живой труп» Толстого).
Наиболее значительны роли актера в фильмах: "Порох" В. Аристова, "Единожды солгав" В. Бортко,, "Дело Сухово-Кобылина" Л. Пчелкина,, "Пьеса для пассажира", "Слуга" В. Абдрашитова, «Львиная доля» А. Муратова.
Снимается в различных сериалах: "Русские амазонки" И.Фридбирг, "Только ты" Н.Джорджадзе, "Против течения" А.Матешко, «Графиня Монсоро» В.Попков, «Семейные тайны» Е.Цыплакова, «Досье детектива Дубровского» А.Муратов, «Вокзал» А.Кавун, «Конференция маньяков» О.Фомин, «Спас под березами» Л.Эйдлин .
http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2923