Последний газовый кризис показал, что система транзита газа через территорию Украины нуждается в коренном реформировании. После развала СССР Украина неоднократно накапливала задолженность за поставленный газ, при этом в случае сокращения объема поставок украинцы начинали забирать голубое топливо из транзитных объемов, идущих в Европу. Для решения этой проблемы Россия еще несколько лет назад предложила создать трехсторонний консорциум по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС). В качестве участников консорциума предполагались: «Нафтогаз Украины», «Газпром» и германский E.ON Ruhrgas.
В 2003 году президент Украины Леонид Кучма одобрил подписание меморандума о создании трехстороннего консорциума. Очевидно, что на этот шаг его подвигли приближающиеся президентские выборы. Россия поддержала на этих выборах кандидатуру Виктора Януковича, которого в качестве своего преемника продвигал Леонид Кучма. Однако в результате так называемой «оранжевой революции» президентом Украины стал поддерживаемый США Виктор Ющенко. Не секрет, что его жена Екатерина Чумаченко работала в госдепартаменте США.
Новые власти Украины сразу же забыли о соглашениях по созданию трехстороннего консорциума. Наоборот, Виктор Ющенко и глава украинского правительства Юлия Тимошенко неоднократно заявляли о том, что газотранспортная система является «национальным достоянием Украины», поэтому иностранцам не будет разрешено принимать участие в управлении этим стратегическим активом.
При этом ни для кого не было секретом, что украинская ГТС постепенно приходила в упадок. Она была построена еще во времена СССР, а власти независимой Украины не уделяли должного внимания ее ремонту и модернизации. Кстати, одной из целей консорциума было строительство новой ветки Богородчаны-Ужгород, которая позволила бы увеличить транзит газа в Европу («Нафтгогаз Украины» не мог профинансировать этот проект самостоятельно). В последние годы Украина постоянно требовала для себя льготных условий поставок газа, причем зачастую не могла найти денег для того, чтобы оплатить голубое топливо даже по заниженным ценам.
В нынешнем году Россия сказала твердо: задолженность за поставленный ранее газ должна быть погашена, в дальнейшем поставки должны осуществляться на основе рыночных цен, контроль за транзитом газа в Европу необходимо передать в руки международных наблюдателей. Пока власти Украины согласились только с последним пунктом. При этом они долго противились включению в состав групп наблюдателей российских специалистов.
В такой позиции нет ничего удивительного. Ведь, по сути, это означает международный контроль за работой украинской ГТС, то есть первый шаг к созданию консорциума по управлению газотранспортной системой. Не случайно Юлия Тимошенко настаивала на включении в соглашение о деятельности международных наблюдателей пунктов о признании Украины надежным транзитером газа и ограничении работы наблюдателей сроком в один месяц. Само присутствие иностранных экспертов на украинских газоперекачивающих станциях уже говорит о том, что международное сообщество не считает власти Украины способными обеспечить надежный транзит газа.
В конце нынешнего года Украину снова ожидают президентские выборы. Скорее всего, американцы продолжат поддерживать тех украинских политиков, которые займут крайне антироссийскую позицию. Для США это естественно - они не зависят от транзита газа по территории Украины. Гораздо интереснее будет понаблюдать за тем, как поведут себя лидеры европейских стран. Хочется надеяться, что они встанут на сторону тех украинских политиков, которые выскажутся за создание международного консорциума по управлению газотранспортной системой. Причем его участниками могут стать не только E.ON Ruhrgas, но и другие европейские газовые гиганты.
Сергей Правосудов - директор Института национальной энергетики
http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=12478