Что важнее: земля или молитва?

0
122
Время на чтение 3 минуты

За свою недолгую священническую практику мне не раз приходилось наблюдать распространенное явление. В храм приходят родственники умершего человека, которые заказали заочное отпевание, и начинают объяснять священнику: «У вас служба долгая, а у нас вынос в одиннадцать. Войдите в наше положение, дайте нам, пожалуйста, земельку».

Совершенно бесполезно спрашивать у родственников усопшего, какой смысл они видят в получении этой земли. Варианты ответов могут быть разными — от народных суеверий до откровенного оккультизма и магии. Как же так получилось, что люди, считающие себя православными, не знают православного смысла обряда погребения?

В дореволюционной России большинство населения было православным, поэтому похоронить человека без отпевания было почти немыслимо. Даже если человек был беден, расходы на погребение брал на себя храм.

Понятие «заочное отпевание» в том виде, в каком оно распространено сейчас, отсутствовало. Предусматривалось несколько случаев заочного отпевания. Например, когда умерший человек по каким-либо причинам уже был погребен без ведома родственников (например, умерший на чужбине или в результате эпидемии). Каждый случай в отдельности рассматривался епархиальной консисторией, и с благословения правящего архиерея совершалось заочное отпевание. В назначенный день в храм или на могилу собирались родные и близкие усопшего и вместе со священником молились об умершем родственнике. Заочное отпевание в сегодняшнем виде стало появляться в послереволюционное время, когда атеистической властью было строжайше запрещено совершать отпевание очное. Тогда, по просьбам верующих родственников, священники практически тайком совершали заочное отпевание. Наибольшее распространение подобная практика получила в годы Великой Отечественной войны, когда тысячи и тысячи людей получали с фронта похоронки и даже не знали, где находятся могилы их близких. В эти тяжелые годы Патриарх Сергий (Страгородский) благословил повсеместно совершать заочное отпевание по погибшим фронтовикам. После войны отношения Церкви и власти снова ухудшились. Поэтому практика заочного отпевания не только не упразднилась, но стала считаться единственно возможной в тех условиях формой православного погребения. Именно в это время заочное отпевание стало обрастать различными суевериями. Происходило это, в первую очередь, по причине повсеместной духовной безграмотности. Особое значение приобретает та земля, которая раздавалась родственникам умерших после отпевания. В ней видели некое свидетельство того, что человек погребен по церковным обычаям. Постепенно даже среди церковных людей эта земля приобретает основное значение, отодвигая на второй план само богослужение и смысл его молитв. Такое однобокое понимание обряда погребения и привело к тому, что в наши дни родственники усопшего не приходят в храм молиться о его душе, а засылают делегата — «сделать, что необходимо» и получить землю. При этом совершенно не интересуются, а какой смысл в ней видит Церковь?

Христианское отношение к смерти непривычно для неверующего человека. Само преставление, приготовление усопшего к погребению, погребение и поминовение — все это сопровождается особыми молитвословиями. В них и скорбь об умершем, и радость о переходе человека в лучший мир, и ходатайство к Богу о милости к его душе.

Немалая часть молитв уделяет внимание назиданию живых. Те, кто присутствует на похоронах, видят явно, что смерть придет за каждым. Нужно быть совсем бесчувственным, чтобы в момент прощания с близким человеком не задуматься: «А как я буду умирать, что я принесу Господу?» В этот час, когда сердца живых полны скорби и надежды на милость Божию, Церковь обращается к ним со словом назидания и просит их, пока они живы, заботиться о своей душе и молиться о душе умершего.

Огромное воспитательное значение имеет момент, когда после отпевания, священник высыпает горсть земли на крышку гроба. Это действие напоминает всем присутствующим, что человек создан из праха земного и в этот прах он призван возвратиться. Это действие указывает понимающему человеку: «Вот ты видишь перед собой любимого человека, но это уже не он, это лишь прах, земля, в которую он уже начал свое возвращение. И земля, насыпанная священником, есть образ того, чем ему предстоит стать через некоторое время. Земля и прах — это то, чем и ты станешь после смерти. Тело тленно и временно, но душа бессмертна и вечна. Только если обратишься к Богу, у тебя будет возможность обессмертить и тело для жизни вечной». Не свидетельством об истинности погребения усопшего является эта земля, а призывным воплем о покаянии, обращенным к живым. Не покойному она нужна, но живым. Поэтому лишено смысла высыпать землю на могилу покойного, которого погребли несколько лет назад, или на могилу его родственника. В таком случае стоит ограничиться молитвой во время заочного отпевания.

На сегодняшний день в приходской жизни Церкви «земельный вопрос» один из самых тяжелых и болезненных. Ведь многим непонятно, что привезти усопшего человека в храм для отпевания, несмотря на то, что это хлопотно, гораздо важнее, чем пышные похороны и дорогой памятник. Стремясь устроить похороны «не хуже, чем у других», «по-человечески», родственники часто забывают о самом человеке, не осознают того, что усопшего сейчас уже мало заботит земное. Душа умершего предстает перед Богом и просит, и требует от нас, живых, ходатайства и молитв за нее. Ведь посмертную участь человека способна изменить только искренняя и теплая молитва любящих сердец, обращенных к Живому Богу.

http://trsobor.org/listok.php?id=121

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иерей Павел Усов
Все статьи Иерей Павел Усов
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06