Хочется верить

Фресочный иконостас из Ростова Великого

Александра Лощиц 
0
18.12.2008 106

По праву Великий! Куда не кинешь взор, всюду купола, кресты и могучие стены храмов, хранящие древнюю историю Руси.

Каждый раз, когда приезжаешь в Ростов Великий (Ярославский), захватывает дух от вида Кремля белокаменного и стоящего на берегу озера Неро Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря.

Спасо-Яковлевский монастырь известен на всю Россию благодаря митрополиту Дмитрию Ростовскому, который последние годы своей жизни служил в стенах обители. Митрополит Дмитрий является одним из известнейших деятелей Русской православной церкви последней четверти XVII - начала XVIII веков. Он прославил своё имя как пастырь и проповедник, драматург и публицист, летописец и агиограф.

В 1709 году тело усопшего митрополита было погребено в юго-западном углу храма Зачатия Св. Анны в. Таково было завещание самого Дмитрия Ростовского, и желание жителей города, настаивавших на захоронении именно в этом храме, а не в Успенском соборе, некрополе архиереев Ростовской кафедры.

Величайшим событием для всего православного мира стало обретение нетленных мощей Св. Дмитрия Ростовского в 1752 году. Повелением императрицы Елизаветы Петровны мощи были перенесены в Дмитриевский храм и положены в серебряную раку. Тысячи и тысячи паломников ежегодно приезжают поклониться к его мощам.

Но мне хотелось бы рассказать именно о первом месте захоронения Св. Дмитрия Ростовского, о храме Зачатия Св. Анны. Уникальность этого храма была обнаружена в начале 90-х годов прошлого века, когда, под привычным для нас деревянным иконостасом, был выявлен фресочный иконостас конца XVII века, что является редкостью в русских православных храмах и представляет собой огромную историко-культурную ценность.

Мы привыкли видеть в православных храмах иконостасы из икон, написанных на деревянных досках. Но в прошлые века, написание иконостаса в обычной фресковой технике получалось быстрее и дешевле. Вот почему сегодня такой способ составления иконостасной композиции выглядит глубокой архаикой.

Точные документальные сведения, рассказывающие об иконописцах, расписавших этот храм, до наших дней не сохранились. По одной из версий храм был расписан в 1689 году шестью мастерами всего за два месяца, но есть мнение, что такой срок маловероятен и что художники работали в течение двух сезонов. Технология росписи была довольно не простой. Сначала в стены вбивались кованые гвозди, примерно по 18 штук на 1м?, затем наносилась штукатурка, а затем контуры образов выдавливались на стенах и прописывались красками по ещё мокрой штукатурке. Примерно каждые сто лет фрески в храме поновлялись, но только иконостас дошёл до наших дней в первоначальном виде и потому сохранился намного лучше, чем все остальные изображения.

Летом 2007 года была начата реставрация этого фресочного иконостаса. Под руководством Маслова К.И., заведующего отделом реставрации монументальной живописи Института Реставрации работала группа из четырёх человек. Одной из главных задач реставраторов было удаление поверхностных загрязнений, таких как, пыль, копоть, плесень и укрепление красочного слоя, то есть минимальное реставрационное вмешательство. Технология расчистки по внешности вроде бы не сложная, но очень кропотливая работа, требует аккуратности и неторопливости: мягкими кисточками удаляются все загрязнения, а затем ватными тампонами протираются те места, которые пострадали в большей степени.

Затем следует более сложный процесс - изымание кованых гвоздей из стен. Из-за влажного климата гвозди со временем стали выпирать и образовывать выпуклые места, что приводило к частичной утрате великолепных фресок. На места, где гвозди вздувают фрески, сначала наносится профилактическая наклейка, скальпелем надрезается по контору шляпки гвоздя и отодвигается. Затем наступает самое сложное - выимка гвоздя. Для этого используют дрель, и с помощью свёрл аккуратно с боков изымается гвоздь, а образовавшаяся пустота заполняется известняковым раствором с белым камнем. Часть фрески возвращают на место и аккуратно снимают наклейку. Очень трудоёмкий процесс, требующий усердия и понимания своего дела, ведь реставратор каждый день прикасается к шедеврам русской иконописи.

К сожалению, композиция этого уникального иконостаса сохранилась не полностью. На местах справа и слева от Царских врат, где традиционно располагаются изображения Спасителя и Богоматери, стены не расписаны. Видимо, изначально здесь фресковых записей не было, а висели деревянные иконы.

К настоящему времени уже написаны новые Царские врата и недостающие иконы Спасителя и Богоматери, в стилизации XVII века. Ведётся работа над композициями алтарных дверей. Всё это вместе и будет завершающим этапом возобновления иконостаса храма Зачатия Св. Анны.

Работы по реставрации осуществляются только в летний период и могут затянуться на несколько лет, (впрочем, если будут спонсироваться).

Древние города к северо-востоку от Москвы, такие как Ростов Великий, Ярославль, Кострома, славятся художественным мастерством своих старинных фрескистов. Настенные росписи в храмах этих городов давно обрели славу не только в пределах России, но и по всему миру. Расцвет искусства мастеров настенной живописи пришёлся именно на XVII век. Фресковому искусству посвящено множество исследований, монографий и альбомов.

Хочется верить, что по завершению реставрационных работ в стенах храма Зачатия Св. Анны, в историю русской фрески будет вписана ещё одна яркая страница.

http://www.voskres.ru/architecture/loshchits.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александра Лощиц
Хочется верить
Фресочный иконостас из Ростова Великого
18.12.2008
Все статьи Александра Лощиц
Последние комментарии
«Ельцин-центр» в Москве всё же проталкивают
Новый комментарий от Русский Сталинист
16.01.2022 18:18
Старый Новый год – наше национальное достояние
Новый комментарий от Русский Иван
16.01.2022 18:15
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Алексей+
16.01.2022 18:09
Русофил – в тюрьме, русофоб – во власти
Новый комментарий от Владимир Петрович
16.01.2022 18:03
Бесполезная мера
Новый комментарий от Человек
16.01.2022 17:36
Встреча с Папой – большой соблазн
Новый комментарий от Сергей Швецов
16.01.2022 17:27
«Нужно наращивать вакцинирование»
Новый комментарий от Человек
16.01.2022 17:25